Главный тренд: мода становится экологичной
Как мы выбираем одежду?
Хочется, чтобы она была красивой, хорошо сидела и стоила меньше месячной зарплаты. И то, и другое, и третье сегодня реально: десятки магазинов поджидают нас в каждом торговом центре. Но что стоит за этой доступностью? Колоссальный вред планете: модная индустрия остается одним из самых грязных производств. Хорошая новость в том, что бренды все чаще думают об экологии, а мы с вами, как покупатели их продукции, можем ускорить этот затянувшийся процесс. Удивительный парадокс: с конца 60-х мы стали тратить на одежду примерно в 3 раза меньше денег, но покупаем ее чаще. За этот праздник шопоголизма можно поблагодарить масс-маркет, будто устроивший конкурс на самую низкую цену. Правда, победить в этой гонке можно только нечестным путем.
Об экологических стандартах говорить неловко вдвойне. Чтобы сократить издержки, бренды быстрой моды используют дешевые и самые токсичные химикаты, которые потом превращаются в отходы, а они – в сточные воды. Попадая в окружающую среду, нечистоты отравляют ее далеко за пределами швейной фабрики.
Но, для того чтобы сшить очередную футболку, швее нужна ткань, и ее производство – еще одна экологическая катастрофа. В случае с синтетикой вроде полиэстера проблема ясна: этот материал получают из нефти и химикатов.
Например, чтобы получить 1 кг хлопка, который потом превратится всего в одну футболку и одну пару джинсов, нужно затратить 20 тыс. литров воды. Помножьте эту цифру на объемы производства всей планеты – и получите экологическую катастрофу такого же планетарного масштаба.
Мех: натуральный vs искусственный
Отдельного рассказа достойно главное модное противостояние последних лет – натуральный мех против искусственного. Сторонники первого напирают на то, что натуральные шубы легко перерабатываются и якобы совсем не вредят природе. Вторые же показывают неприглядные картинки со звериных ферм, где животных разводят с одной целью – чтобы содрать с них шкуру. Так какой же мех лучше?
Забегая вперед, скажем, что ни тот ни другой нельзя считать на 100% безопасным.
Но искусственный вредит планете меньше натурального. Это доказывает исследование итальянской Лиги против вивисекции 2017 года.
Почему так?
Давайте вспомним, что испокон веков именно зверофермы – одни из самых грязных производств. К тому же свежеполученный мех обрабатывают килограммами химикатов, иначе он бы просто сгнил. За последние два года от натурального меха отказалась плеяда брендов – от Gucci до Chanel. «Мех? Я против. Не хочу убивать животных ради моды», – сказала в марте прошлого года Донателла Версаче. Даже в России, где меху приписывается прямо-таки сакральное значение, все громче слышны голоса зоозащитников и неравнодушных.
Можно вспомнить недавний скандал с участием 12Storeez: российская марка опубликовала в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) фотографию шубы из норки, после чего долго отбивалась от гневных комментариев подписчиц.
«Такая обратная связь заставляет нас задуматься о том, что мы делаем, и меняться к лучшему», – написал директор бренда Иван Хохлов.
Перепроизводство
Это еще одна проблема модной индустрии, с которой она только начинает справляться. В октябре 2017 года H&M уличили в том, что они сжигают одежду тоннами. Печальный опыт шведского гиганта масс-маркета не стал уроком и для дорогих брендов.
В прошлом году в такой же скандал угодил Burberry: за последние 5 лет британский бренд уничтожил тренчи и сумки, цена которых превышает 90 млн фунтов стерлингов (в рублях – держитесь! – это 7 млрд 400 млн). Зачем они сделали это? Чтобы люксовые вещи не украли и не продали по цене, ниже рыночной. Правда, команда бренда быстро извинилась и пообещала перерабатывать или отдавать на благотворительность нераспроданные вещи.
Как еще можно примирить бесконечное потребление и экологию?
Есть бренды, которые делают экозаветы основой работы. Например, Stella McCartney: Стелла – веганка, зоозащитница и экоактивистка. В ее коллекциях вы не найдете натуральную кожу или мех, зато дочь солиста The Beatles работает с переработанным полиэстером, органическим хлопком и восстановленным кашеми-
ром. Есть и оригинальные идеи: например, Salvatore Ferragamo выпустила коллекцию одежды, целиком созданную из апельсиновой кожуры.
К сожалению, такие инициативы остаются редкими, ведь для того чтобы наладить технологию, нужны серьезные финансы. К тому же полностью отказаться от синтетики невозможно.
Да, экологичная мода – все еще оксюморон, но эта индустрия меняется, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Что можем сделать мы, чтобы облегчить и без того колоссальную нагрузку на планету?
Например, перестать покупать много и импульсивно, чтобы не поддерживать перепроизводство. А еще, конечно же, всегда сдавать одежду на переработку: вторая жизнь текстиля – основа экологичной моды будущего.
Фото: Getty Images; архивы пресс-служб
Читайте также: 9 модных женственных идей для теплых дней