Быстрая мода: всё, что нужно знать об этом тренде

Хороший гардероб — это не миллионы ненужных вещей, его можно составить из небольшого количества одежды. Подумайте об этом, когда захотите купить очередные джинсы или кофту на распродаже.
Быстрая мода: всё, что нужно знать об этом тренде
Getty Images

Фаст фэшн — это термин, появившийся около 15-10 лет назад. Он означает частую смену ассортимента в магазине — до нескольких раз за сезон, являясь полной противоположностью классики. Так, массмаркет бренды подсматривают новые коллекции именитых дизайнеров и выпускают похожие модели. Чаще всего такие модные повторы можно встретить в Zara, H&M, и Topshop. Разбираемся, что это и откуда взялось вместе с ведущим экспертом по fashion retail в России и сооснователем OFFPRICE Петром Коваленко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое быстрая мода?

Принцип работы быстрой моды основан на «методе быстрого реагирования», а также на значительном удешевлении и упрощении изначальной концепции. Метод был разработан американской ассоциацией одежды в начале 80-х годов прошлого века, они хотели улучшить производственный процесс с помощью сокращения времени изготовления товара.

Цель быстрой моды — продукт, который производится быстро и также быстро продаётся засчет доступности. Чем чаще и быстрее производится и поставляется продукция, тем лучше она раскупается, принося больший доход, нежели если, например, произвести меньшее количество одежды, но по более солидной стоимости. Далее — по кругу: ассортимент обновляется чаще, количество посещений постоянных и потенциальных клиентов растет, что увеличивает вероятность покупки, следовательно, дохода компании, следовательно производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как все начиналось?

Выше уже упоминалось о том, что быстрая мода родилась в Америке, после чего перекочевала в Европу и относительно недавно добралась до России. Если задуматься, то американцы все сделали в своих любимых традициях, ведь основная масса жителей штатов тратит большую часть денег на аренду, налоги, дорогую технику, вкусную еду... в этот список не входит дорогая одежда. 70% американцев наденут кроссовки за 15$ и будут счастливы. Каждый американец любит дорогую технику, mac за 1500$ для них — обыкновенная покупка. При этом у них очень развит ритейл и аутлетный бизнес, поэтому вещи можно покупать значительно дешевле, чем, например, в других странах, соответственно, возможность выглядеть стильно при небольшом бюджете вырастает в разы. Такая расстановка приоритетов в какой-то степени оказала свое влияние на фэшн индустрию, став отправной точкой быстрой моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
быстрая мода
Getty Images

Плюсы и минусы

За последние пару десятков лет производство искусственных тканей выросло аж в два раза, причем большая часть этих тканей — именно полиэстер. Известно, что ткани бывают натуральными, синтетическими и полусинтетическими — все дело в волокнах, так вот полиэстер — это чисто искусственное волокно.Такие вещи практически не мнутся, просты в уходе и стоят недорого. Современные производители любят такой метод изготовления изделий, при котором их состав является смешанным, к примеру, 80% полиэстер, 20% шерсть или 60% полиэстер, 20% вискоза, 20% эластан — варианты могут быть разными, но самым непрактичным с точки зрения носибельности и выгодным в плане продаж является, конечно, состав 100% полиэстер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правило, вещи из полиэстера быстро изнашиваются, теряют товарный вид. Но в этом кроется одна из хитростей Fast Fashion — зачем тебе дорогая качественная вещь, которая всегда будет выглядеть одинаково, если ты можешь менять их каждый сезон?

Любопытный факт: Из полиэстера можно сшить все, что угодно — от нижнего белья до пуховой зимней куртки. Ежегодно производится 50 миллиардов фунтов полиэстера, половина от этого числа изготавливается в Китае.

Осознанность против быстрой моды

Говоря о быстрой моде, мы прекрасно понимаем, что выбор одежды происходит неосознанно, более того выбор навязан рекламой и торговыми сетями, использующими концепцию Fast Fashion, которая вводит человека в прямое заблуждение о постоянной необходимости смены вещей каждый сезон, вовлекая его и все его ресурсы в данный процесс. Здесь человек зависим от моды, и она ему диктует правила:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Зачем тебе нужен джинсовый жилет с кружевом? У тебя же есть есть джинсовый жилет с бахромой, который ты надел всего лишь один раз (если вообще надел).

-Нет! Он мне необходим. Он так красиво смотрится на манекене, я точно буду самым модным! Через месяц его не будет в наличии, да и по цене он не очень дорогой, поэтому нужно его брать.

И так думает каждый третий покупатель.

Хотя у быстрой моды и есть свои плюсы, она совершенно противоречит осознанному потреблению и вредит экологии. Факты говорят о том, что человек носит только 20% вещей из своего гардероба, 80 % лежат без дела, только занимая место в шкафу. Так происходит, потому что отсутствует самый главный фигурант в выборе одежды — сам человек. Характер определенной личности и его стиль не меняются так быстро, как это делает мода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
быстрая мода
Getty Images

Что мешает правильно подобрать гардероб?

На самом деле, можно создать классный гардероб, не скупая вещи в массмаркете. Для этого важно помнить некоторые правила:

  • Нельзя подобрать универсальный гардероб, где каждая вещь используется, не зная кто ты и что из себя представляешь;
  • Не знание моды также приводит к тому, что люди делают бессмысленные покупки;
  • Смена концепций. Так, например, ковид привел нормы стиля туда, где человек часто носит оверсайз. В настоящее время легко можно пойти в театр не в вечернем наряде, а, допустим, в брючном костюме, дополнив бижутерией. Эти концепции постоянно меняются и многие потребители элементарно не успевают за ними.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осознанный выбор происходит по-другой схеме. Человек выстраивает логическую цепочку, состоящую из нескольких вытекающих друг из друга критериев:

  • я знаю, кто я;
  • я знаю, чего хочу;
  • я знаю свою зону комфорта;
  • я знаю, в какой одежде мне будет удобно;
  • я знаю, что мне нужно;
  • я готов сделать выбор;

Все эти размышления происходят без вмешательства каких-либо внешних факторов, то есть новое поступление вещей или распродажа старой коллекции не являются причиной похода в магазин. Причиной покупки в случае осмысленной моды может быть только желание клиента, его чувства и ощущение внутреннего комфорта — это очень глубокое подсознательное решение, прийти к которому можно, полностью разобравшись в себе. Это, пожалуй, одна из причин, почему мнение осознанного человека является непоколебимым ни в одной из сфер человеческой деятельности, включая моду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следуя понятию Fashion Mindfulness, человек может найти свой личный стиль, который будет позволять ему эффективно решать любые жизненные ситуации и подпитывать его ресурсы. Если твои внутренний мир и внешний образ находятся в гармонии, ты счастлив и уверен в себе — это считывается окружающими и автоматически повышает статус человека в глазах других людей и в его собственном видении.

Вспомните, как в детстве вас заставляли надевать шапку, которая вам не нравится. Выходя из дома, вы первым делом ее снимали — это пример того, как одежда влияет на настроение. Хорошо подобранная одежда позволяет чувствовать себя лучше. Когда человек продвигается в направлении осознанной моды, он сам решает, как ему выглядеть, и устанавливает свои правила.