«Я люблю их, когда они спят»: как без боя учить уроки и воспитывать детей
«На 12 год материнства я подумала: неужели все и должно быть так ужасно, как чаще всего кажется? У меня четверо детей, я хочу заботиться о семье, жить своей жизнью и любить ее. Это давалось с таким трудом! Изматывали стирка, готовка, вечные "отвези-привези", а дети чаще раздражали, чем умиляли... Я решила выяснить, что вызывает такую неудовлетворенность и как это преодолеть. Как родителям отыскать путь к "долго и счастливо". Как внести больше радости, веселья и удовольствия в обычные будни», — рассказала многодетная мама, журналистка и экс-ведущая родительской колонки The New York Times Карин Джей Дель’Антониа.
После сотен интервью с родителями Карин поняла, что большинство усталых матерей и отцов считают счастье чем-то недостижимым. Журналистка решила, что пора менять ситуацию. Она вывела 10 правил счастливого родительства, выделила самые популярные проблемы родителей (постоянный недосып, уроки, утренние сборы, дисциплина, ссоры и драки, неуважение к родителям и учителям, гаджеты) и предложила реальные решения в виде выполнимых небольших шагов, которые помогут решить проблемы и вырастить самостоятельных детей со счастливыми родителями.
Книга «Я люблю их, когда они спят. 10 способов сделать свою жизнь с детьми проще и счастливее» вышла на русском языке в издательстве «Бомбора». Мы публикуем отрывок из главы 5 «Домашние задания: гораздо лучше, если их делаешь не ты»
Как ваш ребёнок выполняет домашние задания
Очень трудно быть счастливым, когда один из ваших детей хватает вас за ногу, пока вы готовите ужин, и заставляет вас волочить его по всей кухне и выслушивать крики: «Я не могу это сделать! Мне нужна помощь!» Поверьте, уж я-то знаю. Всем известно, что единственный человек, которого мы способны изменить, это мы сами. Поэтому наша работа заключается не в том, чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание, то есть объяснить им сложение и вычитание или написать какой-то текст.
Очень важно правильно понимать свою цель. Не «делать это хорошо», а «научиться делать это без помощи со стороны». Достигнуть этого трудно. Намного проще помочь (особенно если ребенок об этом умоляет, но на самом деле хочет, чтобы все сделали за него), чем сказать: «Я знаю, что ты справишься», и дать ему возможность все закончить, даже если это займет много времени, а результаты окажутся далеки от идеала. То, что ты хочешь сейчас, ты не обязательно захочешь потом.
Когда ваш ребенок осознает возложенную на него ответственность за домашнюю работу как свою, вам станет намного легче и вы почувствуете себя куда счастливее. И не только потому, что «Ура! У вас больше нет домашних заданий!». Если вы будете вовлечены в процесс воспитания ребенка начиная от усаживания его за стол после бесконечных уговоров и заканчивая срочной помощью в проверке выполненного задания, а также сборкой ранца и подготовкой к школе, то ваш ребенок будет выплескивать все негодование прямо на вас.
Вдруг оказывается, это вы виноваты в том, что он обязан делать домашнее задание. В том, что оно такое сложное и он не справляется. Виноваты, что он забыл его сделать или взять с собой. Таким образом, он не просто не учится, но еще и выставляет вас в плохом свете. Это не сделает вас счастливым сейчас и не обрадует в будущем. Никогда не поздно дать ребенку понять, кто тут главный (ваш ребенок, если вы не поняли), когда речь идет о домашней работе. Вот посыл, который он должен осознать:
- Ты учишься. Нормально допускать ошибки, когда ты учишься. Именно так ты развиваешься.
- Чем больше ты стараешься сейчас, тем меньше трудностей встретишь потом.
- Это не означает, что работа должна быть сделана идеально.
- Если ты вложил в нее все силы, то этого уже достаточно.
Если раньше вы помогали ребенку с учебой, объясните ему: «Ты уже во втором/пятом/десятом классе, садись и работай, а я буду рядом, если тебе понадобится помощь». Вы хотите возложить на них свои ожидания, поверить в их компетенцию и возможности. «Поинтересуйтесь, — говорит Джули Литкотт-Хеймс, — когда они просят о помощи. Вы можете помочь им разобраться в требованиях, закупить учебные пособия, но когда они поворачиваются к вам и говорят: "Я не могу, я не знаю", вы должны ответить: "Нет, ты можешь. Это твоя домашняя работа. Твой учитель считает, что ты справишься, и я тоже так думаю".
Это применимо и к ежедневной работе, и к крупным заданиям, для которых многие родители покупают, например, клеевые пистолеты. Если вы поможете ребенку научиться работать над объемными проектами (а не делать их), это не то же самое, что оставить второклассника самостоятельно искать в Интернете «спаривание пингвинов». (Я бы даже сказала, что это очень плохая идея.) Вы можете помочь ему составить план, научить способам, которые помогут все разработать, и броситься на помощь, когда модель космического корабля из папье-маше оказывается слишком тяжелой. Наша цель — найти баланс между помощью и работой за ребенка.
Это необязательно произойдет быстро. Я не собираюсь приуменьшать трудности принятия изменений для вас и вашего ребенка. Моей дочке было очень сложно в школе. Она не верила в себя, потому что все ее долгие старания не улучшили ее математику, орфографию и грамматику. Она трудолюбива и любит делать свою работу хорошо, поэтому ей нужна была поддержка. Мы терпели «мне нужна помощь» и истерики годами и часто помогали, но только тем, что отводили к репетитору или на дополнительные занятия в школе. Но не сами, потому что в этом случае мы становились виноватыми (заставляли ее сидеть и усердно трудиться, пока она все больше и больше злилась) или превращались в болванов (объясняли ей каждый этап работы до тех пор, пока ей не нужно было вообще ничего делать, кроме как держать карандаш).
То, что заняло в первый раз три часа, в следующий раз будет решено за два, а через неделю за полчаса. Если ничего не поменяется, если ваш ребенок и правда не справляется без вашей помощи, тогда вы оба усвоили важный урок. Лучше сейчас, чем намного позже. Нужно что-то менять. Возможно, домашнюю работу или класс. Может быть, вашему ребенку нужна дополнительная помощь (но не та, что лишь маскирует непонимание материала). Или он в неудачном классе. Намного лучше успевать за всеми, легче справляться с математикой, чем стараться перепрыгнуть через голову только потому, что ребенок ваших знакомых пошел в продвинутое учебное заведение.
Большинству детей можно немного помочь и отойти в сторонку, но с другими самого понятия «немного» не существует. Для нас даже крохотный намек на то, что нам придется снова втянуться в работу над уроками дочери, даже если просто требуется разобрать по буквам слово, означает возвращение нас в самое начало. Наша дочь снова будет отказываться что-либо делать, если никто не будет сидеть рядом с ней. Это означает, что мы должны держаться и не помогать (когда к нам приходили гости, они считали нас жестокими и дикими). Если вы находитесь в похожей ситуации, то вам нужно провести хотя бы немного времени не вмешиваясь (и когда я говорю «немного», я имею в виду пару лет).
Слишком часто уроки оказываются бесполезными при оценке знаний, как считает директор бесплатной начальной (с нулевого до пятого класса) школы № 290 на Манхэттене Дорин Эспозито: «По большей части родители делают это за них или им помогают репетиторы». Учителя, говорит она, должны знать, что стоит за каждым учеником. Позволять домашней работе быть брошенной в рюкзак до того, как вы ее проверили, — значит этому способствовать, даже если вы заметили какую-то проблему. Если что-то не так, промолчите.
Но что делать, если за домашнюю работу ставят оценки и они на что-то влияют? Вот еще одна щекотливая тема. В большинстве случаев никакие оценки до девятого класса ни на что не влияют. Это значит, что большинству из нас намного легче принять неудачи, связанные с этой работой.
Если оценки вашего ребенка имеют значение, если вы живете в Нью-Йорке, где ученики поступают в средние и независимые бесплатные школы, или в любых других случаях, когда оценки на что-то влияют, тогда вы наверняка смотрите на ситуацию иначе. Вы в сложном положении, прямо в центре проблемы фундаментальной ошибочности домашних заданий и усугубления этой ситуации родителями. Большинству из нас не приходится задумываться о долговременном влиянии оценок до тех пор, пока дети не решат поступать в университет. По мере взросления и приближения этого времени дети становятся более компетентными и им намного легче понять, зачем нужны поражения (хотя легче от этого не становится).
В конечном счете вы хотите, чтобы ваш ребенок делал домашние задания. Когда вы оглянетесь и сделаете вывод о своей помощи ребенку в вопросах учебы (включая понимания важности того, что вы делаете, а не что говорите), то поймете, что ваша работа должна привести к достижению четырех целей: он делает ошибки во время учебы, делает все возможное, не волнуется, если что-то получается неидеально, знает материал достаточно хорошо.
Иногда вы помогаете больше, чем хотели бы. Не ругайте себя за это, но и не позволяйте втянуться. Попытайтесь объяснить ребенку, почему вы в этом участвуете и как это может измениться. Может быть, пришло время двигаться вперед и требовать изменения домашней работы, ведь не все учителя задумываются о последствиях политики оценивания домашних заданий.
Сейчас ваш ребёнок делает домашние задания не так, как он будет справляться с ними всю жизнь
Каждая ситуация уникальна, каждый ребенок особенный. Даже с хорошими намерениями вы вряд ли сможете быстро дистанцироваться от домашней работы, ведь вам нужно помочь ребенку научиться эффективно работать. И что делать, чтобы поддержать его в достижении этой цели? Призывайте ребенка принимать обдуманные решения, когда дело касается домашнего задания, а не позволяйте ему делать это «когда захочет». Предлагайте помощь со словами «когда» и «где», а не с «как». Спрашивайте его: «Когда ты планируешь заняться работой?» — и бонусом добавляйте: «У тебя с четырех до пяти футбол, и к нам на ужин придет Холли».
Позвольте детям, особенно в начале года, самим принимать решения, а потом помогите с их осуществлением. «Эй, твой учитель постоянно пишет, что не может прочитать твою работу по математике. Давай подумаем, как улучшить твой почерк». «Слушай, ты отложила свои уроки на время после тренировки по футболу на прошлой неделе, и тебе это не понравилось. Может, на этой неделе попробуешь сделать иначе?» (Я даже заставила детей записать обращение для будущих себя: «Не затягивай с математикой до ночи!»)
А потом позвольте им разобраться и не осуждайте за результат. Очень легко разделить детей на категории: организованный, отлынивающий и трудоголик. Но это не всегда соответствует действительности. Организованный может забыть о чем-то важном, отличник может получить плохую оценку, а ленивый чем-то вдруг заинтересуется. Если вы не приписали своим детям этих ролей, то им будет легче посмотреть на все иначе, исправить ошибки и обрадоваться новому предмету или проекту.
Люди, в том числе дети — особенно дети, — меняются. Дети растут. Они развиваются. Им нужно многому научиться, не только алгебре и алфавиту. Они учатся усердно работать и делать многое, что им не нравится, планировать, думать и начинать все сначала. И чему-то из этого они учатся, когда выполняют домашние задания. Нам не обязательно их любить. Нужно просто уйти с дороги и позволить детям делать все самостоятельно.
О самих домашних заданиях
Иногда проблема и правда заключается в самих домашних заданиях, и бывает, что их можно легко изменить. Когда мой старший сын был в третьем классе, в его школе решили испытать программу, которая требовала выполнения этих заданий онлайн. Появилось множество проблем (наш ужасный Интернет, младшим детям нравилось елозить по клавиатуре), но самая главная была в том, что ребенок не умел печатать, и у него уходило слишком много времени на работу. Мы надеялись, что со временем проблемы будут устранены, но после долгой ночи выполнения задания «переписать предложения» (перепечатывать их в определенной программе), используя свои знания и свой словарный запас, я связалась с учителем.
— Ох. Но ничего страшного, если вы напечатаете все за него, — ответила она.
— Но задание состоит именно в том, чтобы перепечатать предложения. Это и есть задание.
— Да, но ничего страшного, если это сделаете вы.
— Если задание в том, чтобы напечатать предложения, и это буду делать я, то чья это домашняя работа?
Она посмеялась. Это было последнее подобное задание, а сама программа продлилась еще пару недель. Но она оказалась неэффективной для детей этого возраста, и, чтобы в ней разобраться, потребовалась помощь и родителей, и учителей.
Но не все бывает так просто. Если вы мечтаете, чтобы работы было меньше или больше или чтобы она была иной, то было бы хорошо дать ребенку время на отдых, прежде чем что-то делать. Особенно это касается чего-то нового (это отличный момент, чтобы вы и ваш ребенок начали правильно понимать смысл домашней работы — это не конец света, это всего лишь работа).
Но если со временем выясняется, что проблема именно в домашнем задании? Или что какой-то проект, класс или учитель связали вас и вашего ребенка по рукам и ногам? Всегда есть возможность все как-то поменять. Иногда сразу, иногда постепенно, но это может обрадовать вас, если найти правильный подход. Но у вас ничего не получится, пока вы не поймете, что такое домашние задания, для чего они нужны и кто может их изменить.
Что же такое домашнее задание?
Первым делом родители должны помочь ребенку сравнить домашние задания и реальность. Шестьдесят четыре математических примера звучат как безумие? Попросите ребенка связаться с одноклассником и уточнить, правильно ли он понял задание, прежде чем вы оба начнете паниковать. (Однажды мы обнаружили, уже после кошмара, что задали только примеры с четными номерами.) Это дико, что от него требуют написать пятистраничный реферат на определенную тему к утру. А он уверен, что задание было дано сегодня днем? Дети ошибаются. Они откладывают работу, иногда искажают правду, чтобы выглядеть лучше (как минимум один из детей «немножко» кое-что знал). А иногда (как с моим сыном, любящим крутить карандаш) задание просто занимает у вашего ребенка больше времени, чем у других.
Еще одна вещь, которую нужно принять во внимание, когда вы оцениваете объем заданной работы, — ребенок способен на большее, чем вы (и он) себе представляете. Это может походить на огромный лист с математическими примерами, но для ребенка, который изучал в школе правила умножения, все может быть решено за пару минут (я бы даже сказала, что вам стоит к этому стремиться). Более сложные задания вполне могут быть осуществимы. Суммировать все полученные в классе знания, применять их по-новому поначалу может быть трудно, но это временно. Эти проблемы поддаются решениям, которые подходят ребенку по возрасту и его опыту, а не вашему.
Когда двое моих младших детей были в четвертом классе, им задали подготовить пятиминутную речь об одной биографии, но чтобы они ее не читали, а разыграли костюмированную сценку, вживаясь в образ и используя минимум реквизита. Я думала, что это неосуществимо, особенно для моей дочери, которой сложно давались факты и детали. Но в некоторых ситуациях, даже если мы очень хотели помочь, сделать этого не могли.
Они справились, потому что фактически были готовы к такому заданию и их учитель прекрасно это понимал. Клинический психолог и писатель Мэделин Ливайн говорит, что если родитель определяет задание как невозможное, а не как сложное, примеряет на себя костюм супергероя и отправляется все спасать, то нужно сделать шаг назад и хорошенько присмотреться. Возможно, ребенку придется выйти из зоны комфорта, но если вы разложите все по полочкам, то правда ли это «не в его силах»?
Когда дети справляются с чем-то особенно трудным, вы оба ощущаете душевный подъем. Если бы я помогла своей дочке с рефератом, то в нем не было бы столько информации о лошадях, которые были у Элизабет Блэкуэлл, первой женщины-доктора в США, но намного больше о ее медицинской карьере. Но это не имело значения. Правильный вопрос не «Сможет ли она сделать это так, как сделала бы я?», а «Сможет ли она вообще это сделать?».