Воспитывая ребенка, представьте, что вам подкинули инопланетянина...
Иногда я выступаю в роли капитана Очевидность, задумчиво говорящего: «Не приходило ли вам в голову, что вода в море солона?». И мне самой ужасно смешно от этого, но вот не могу удержаться.
Родители детей всех возрастов все время спрашивают — как бы сделать так, чтобы он перестал быть «ненормальным», а стал «нормальным».
— Он робкий и боязливый, как бы сделать так, чтобы он был активным и жизнерадостным, и умел дать сдачи самому сильному мальчишке в классе?
— Он активный и агрессивный, как бы сделать так, чтобы он полюбил читать и перестал драться?
— Он боится быть первым, предпочитает держаться в тени, как бы воспитать у него лидерские качества?
— Он лезет затычкой в каждую дырку, как бы сделать его поосторожнее или хотя бы не таким надоедливым?
— Он боится насекомых, что нужно сделать, чтобы он не боялся?
— Он не любит заниматься спортом, как заставить его полюбить?
— Как заставить его разлюбить бананы и шоколад, а полюбить брокколи?
И так далее.
И я каждый раз (со всей осторожностью, потому что я ведь все-таки не детский психотерапевт) отвечаю: никак.
Никак.
Никак.
Никак.
Мне кажется, во всех этих историях с детьми лучше всего представлять, что в дом подкинули инопланетянина. Допустим, у него зеленая кожа, покрытая нежной слизью, восемьдесят присосок, а питается он яблочными огрызками. Или у него густая сиреневая шерсть, глаз на ноге, а ест он обувной крем. Или он летает и время от времени может становиться невидимым.
И нет никакого смысла приводить инопланетянина к норме, потому что «нормы» для инопланетян не существует. Но есть очень много смысла в том, чтобы изучать, какая именно модификация досталась вам. А то можно страшно за... измотаться, перекрашивая сиреневую шерсть в зеленый, а она потом снова вырастет сиреневее некуда. Жизнь положить на попытки изменить структуру личности, пытаясь научить того, который с присосками — летать, а того, который летает — рыть подземные ходы. Но в итоге все, что вы получите, это надгробная плита с надписью «И я благодарю богов за мой непокоренный дух», или как там у поэта.
В примере с инопланетянином особенно хорошо заметно, что скромная, но посильная задача — это адаптировать его к миру, чтобы он запомнил, что кошек есть нельзя, а переходить дорогу лучше на зеленый свет. И по возможности адаптировать мир к нему, смягчая удар, а не усиливая. Пусть к тому моменту, как перед ним разверзнется бездна отношений с одноклассниками и школьными учителями, с тещей или свекровью — он будет готов.
Можно корректировать поведение. Но личность — нет.
А поведение иногда прямо нужно корректировать, честно говоря. Не ожидая, пока из симпатичного-кусачего-царапучего вылупится Чужой, терроризирующий семью и класс.
(отдельный и всегда интересный вопрос — насколько возможно скорректировать поведение, но тут вы удивитесь, скорее всего)
Никак не получится из жадного сделать щедрого (да и не такая уж это плохая штука — жадность, когда это, например, жадность к знаниям). Из трусишки — лидера, из лидера — тихого мечтателя, из мечтателя — спортсмена, и так далее. Иногда что-то само прорастает с годами, кора больших полушарий все-таки дозревает меееедленно, лет до 20 я бы не теряла надежды. А иногда ничего и не прорастает.
И так мы плавно подбираемся к еще одной, ужасно трудной родительской задаче — морщась, смириться, что ребенок это всегда в чем-то разочарование. А временами прямо большое, болезненное разочарование. Но разочарование в ребенке — такая штука, в которой и признаться-то себе в нынешнем мире бывает очень сложно, не то что как-то его перетерпеть.
Поэтому все-таки — как бы так сделать, чтобы он это самое?
Источник: Анастасия Рубцова/Фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)