В садик не пойду! Отвечаем на важные родительские вопросы про детский сад
Анна: Сын уже полгода ходит в садик и никак не привыкнет. Мы даже отдали его туда не в три года, а в четыре — решили, что адаптация пройдет легче. Но он все равно не хочет идти, ему ничего не нравится, по утрам не отпускает меня. Как ему помочь?
Что делать?
Педагог и психолог Наталья Чудина для начала советует выяснить, что вообще происходит в группе. Возможно, у сына не сложились отношения с воспитателем, не появилось друзей. Спросите воспитателя, что он уже сделал для того, чтобы сын привык. Попросите привлекать его к детсадовским делам — помочь накрыть на стол, подготовить материалы для занятий. Если ребенок чем-то занят, грустить ему будет некогда. Предложите сыну взять с собой игрушку из дома — с ней ему будет комфортнее. Дома поиграйте: игрушки будут детьми, сам ребенок — воспитателем, и по сюжету игры, из его реплик вы поймете, что именно его тревожит и как можно помочь.
Наталья: В нашей группе есть мальчик, который всех обижает — дерется, кусается. Говорила с его мамой, результата нет...
Что делать?
Наталья Чудина считает, что обращение к маме обидчика не даст результата — скорее всего, она и сама не знает, как повлиять на сына. Разбираться в детских конфликтах и делать так, чтобы в группе было комфортно и безопасно для всех, — задача воспитателя. Пообщайтесь с родителями, создайте инициативную группу и обращайтесь к администрации: обычно в саду есть специалист-психолог, который может провести диагностику, запланировать работу с агрессивным ребенком и ответить на запрос родителей — что было сделано, какой результат получен
Ольга: У сына в группе есть друг, и отношения с ним... противоречивые. То дружат, то ссорятся, воспитательница жалуется, что вынуждена их разнимать, постоянно следить за этой парочкой — что там у них еще назревает? И оба все время наказаны, надоело!
Что делать?
Возможно, воспитательница слишком спешит разобраться. Не надо пытаться моментально прекратить конфликт: частая проблема взрослых — они не дают детям разобраться самостоятельно. Да, возможно, ссора перерастет в драку, но вне опыта решения конфликтов невозможно научиться их решать! Да, может, они и правда подерутся, но пусть эта драка будет поводом не для наказания, а для последующего обсуждения: а как можно было поступить? А что было бы, если бы мы поступили вот так? А чем все кончилось? А такого результата мы хотели бы? Можно быть рядом и следить, что дети делают в разгар конфликта — что они говорят друг другу, кто чем недоволен. Еще один неправильный шаг — пытаться найти первопричину конфликта, узнавать у детей, что и как произошло. Это невозможно, и дети, и «болельщики» будут сваливать друг на друга. Не выясняйте, кто первый начал, и не наказывайте обоих — в этом случае одного мы точно накажем незаслуженно. Говорите о последствиях: у Васи расцарапан нос, у Вани порвана майка. Что будем с этим делать? Вероятнее всего, хотя бы у одного ребенка возникнет мысль извиниться и сформулировать — за что, а дальше — вместе искать решение
Елена: Дочке очень нравится носить детские GPS-часы — она, например, может в течение дня отправлять мне смайлики. Недавно часы в садике сломали — дети их слишком активно рассматривали. И дочка расстроена, и я...
Что делать?
Все-таки не носить в садик того, что жалко было бы утратить. Садик — общее пространство, и если вы приносите сюда что-то ценное и индивидуальное, есть риск, что оно пострадает.
Марина: Дочка почему-то не любит детский сад. Ходит уже третий год, группа небольшая, сад рядом с домом, но если вдруг остается дома — она просто счастлива.
Что делать?
Конечно, стоит выяснить, что именно дочке не нравится в саду: может, слишком большое количество детей, неинтересные занятия? Есть дети, которым сложно жить «по расписанию», подстраиваться под группу, следовать правилам, смысла в которых они не видят. Наталья Чудина уверена: часто дело в воспитателе — жестком, давящем. Если нет контакта с воспитателем — лучше поменять группу. Конечно, можно начать с разговора, но педагоги, у которых не складываются отношения с некоторыми детьми, как правило, довольно консервативные люди, уверенные в своей правоте. И, наоборот, у хороших воспитателей редко возникают проблемы с детьми. Бывает дело в скуке, например, дочка любит читать, а в садике нет такой возможности. Попросите воспитателя разрешить ей читать свою книжку вместо каких-то общих занятий. Хотя в хорошем садике так сделают даже без вашей просьбы, а в «среднем» вряд ли прислушаются. Иногда стоит поменять садик, например, на тот, где есть знакомые дети.
Ольга: На сына постоянно жалуются в саду. Вчера дрался, сегодня вел себя слишком шумно, на прошлой неделе обидел девочку. Каждый день какие-то новости, устала ругать его!
Что делать?
Для начала разобраться, что на самом деле происходит в садике. Сын темпераментный, активный и шумный или проявляет агрессию по отношению к другим детям? Это самозащита или он начинает конфликт первым?
Наталья Чудина: «Во-первых, попросите воспитателя понаблюдать, что и как происходит в конфликтах с участием вашего ребенка, буквально записать это. Не поделили игрушку? Ему кажется, что его кто-то обидел? Дома, с помощью игрушек, разыграйте с сыном эти ситуации, поговорите о том, какие еще есть способы их разрешения. Но не надо давать невыполнимых советов! Иногда родители из лучших побуждений говорят что-то вроде: "А ты скажи "пожалуйста" — и тебе дадут игрушку". Но это же неправда! Чтобы ребенок не терял доверия к вам, лучше рассказать, что вежливое обращение повышает его шансы, но гарантией не является, и лучше предлагать поменяться, например. Если часто дерется — научите использовать "предупреждающий маневр": не сразу бить, а говорить "продолжишь так делать, пожалуюсь воспитателю". Это не ябедничество: дело воспитателя — помочь договариваться.