Учим ребенка принимать чужие особенности: 7 простых советов от экспертов
1 июня на телеканале «О!» состоится премьера анимационного сериала «Зебра в клеточку». Создатели сериала задумали его как проект, в развлекательной и понятной форме воспитывающий в маленьких детях толерантность по отношению к различиям окружающих. Специально к премьере детские психологи Гузелия Хузеева и Елена Изотова составили список рекомендаций для родителей, которые хотят воспитать в детях способность принимать и свои, и чужие особенности.
Познай себя
В дошкольном возрасте у детей развивается самосознание и самоуважение. Чаще спрашивайте ребенка о том, что он делает, чего хочет, что собирается делать и почему поступил так а не иначе в конкретной ситуации. Простые вопросы взрослого помогут ребенку взглянуть на себя со стороны, научат его справляться с переживаниями, уважать себя и других.
Кто есть кто в семье?
Вечером или в выходной, когда все в сборе, обратите внимание ребенка на то, что семья состоит из людей разного пола и возраста. Опишите различные чувства, желания и поступки мамы и папы, братьев и сестер, дедушек и бабушек. Ребенок научится лучше понимать близких. В дальнейшем это поможет ему сформировать социальные компетентности и успешно общаться с людьми.
Скажи мне, кто твой друг!
Попросите ребенка рассказать, какие ребята есть в его группе или классе. Уточните, чем именно они отличаются друг от друга. Спросите, с кем он общается близко, а с кем так и не смог подружиться. Почему? Что чаще всего происходит перед ссорой? Например, дети не хотят принимать кого-то в игру потому, что мальчик очень активный, а другие тоже хотят проявить себя. Обсуждая конфликтные ситуации, постарайтесь показать разные варианты решения проблем.
Игры и игрушки в помощь
Любые игры – подвижные, настольные, сюжетные – развивают принятие интересов других людей. Но только при условии, если взрослый в ходе игры обращает внимание на переживания ребенка, который выиграл или проиграл. Именно в игре дети познают значение единых правил, в игре формируется чувствительность к нуждам другого человека, навыки сотрудничества и опыт совместного решения проблем.
Сыграем в различия
Во время обычных домашних занятий полезно выполнить простое упражнение «Назови различие и сходство». Нужно попросить ребенка назвать сначала различные, потом одинаковые черты с кем, кто находится рядом. Например, расхождения: «У тебя синее платье, у меня – зеленое. У тебя глаза серые, у меня – голубые». А затем сходства: «Ты в платье, и на мне платье. У тебя темные волосы, и у меня тоже». Можно также поиграть в игру «Конкурс хвастунов»: выигрывает тот, кто лучше всех похвалит другого.
Упражняйтесь на прогулке
Когда гуляете вместе с ребенком, обратите его внимание на людей вокруг, попросите описать их. Можно поиграть в игру «Угадай-ка» и попробовать догадаться о настроении прохожих и их желаниях в настоящий момент. Обратите внимание на сходства и различия во внешности мужчин и женщин на улице. Обсудите нормы уважительного общения и доброжелательного отношения друг к другу незнакомых людей.
Читайте о разных героях
Чтение и обсуждение художественных произведений необходимо детям для развития представлений о бесконечном множестве характеров. Причем важно не только содержание книги, но и оценка взрослого. Для воспитания толерантности подойдут любые поучительные истории. Можно читать рассказ «Цветик-Семицветик», сказку «Гадкий утенок» или цикл произведений Туве Янссон о Муми-троллях. Не забудьте обязательно обсудить с ребенком прочитанное.
Смотрите мультфильмы вместе
Мультфильмы тоже крайне важны. Их стоит посмотреть вместе с ребенком и затем обсудить характеры и поступки героев. Например, в каждой серии нового российского сериала «Зебра в клеточку», специально созданного для раннего воспитания толерантности, есть конфликтная ситуация на почве различий. Но герои находят способ ее преодолеть, причем очень весело с песнями и танцами. Сериал поможет ребенку принять «непохожесть» окружающих как посыл к изучению мира во всем его многообразии.
Материал подготовлен при содействии к.псих.н. Хузеевой Г.Р., к.псих.н. Изотовой Е.И.