«У всех чемпионы, а у меня просто Миша»: успех в жизни ребенка
Разумеется, такой взгляд на жизнь не мог не затронуть самую обсуждаемую на сегодняшний день социальную сферу: родительства и детства. Родители стараются сделать все, чтобы их ребенок с малых лет смог конкурировать с окружающими и добиваться успеха. Приведу цитаты с родительского форума:
«Мой в 5 лет уже пару лет как ходил на плавание, и начал играть в регби. В школе еще был теннис. В 6 мы его отдали на пианино...»
«Семь лет: музыкальная школа, английский, изостудия, олимпиадная математика, программирование и кружок вязания в школе, со следующего года бассейн.»
Никто не знает, какие виды деятельности станут актуальными к совершеннолетию малыша, поэтому родители стараются «дать ребенку все возможности». И, конечно же, ждут от него достижений в виде побед в соревнованиях и конкурсных дипломов. Те же мамы и папы, которые ставят под сомнение необходимость такой гонки, оказываются в меньшинстве. И еще и зачастую получают уничижающие отзывы от родственников и других родителей («зачем рожали, если не можете дать ребенку интересное детство, он у вас будет неудачником» — цитата с того же форума).
Счастливая мама рядом с сыном-чемпионом, кубок, грамота, диплом. Думается, излишне говорить, как чувствуют себя в таком социальном и информационном окружении те родители (особенно матери), чьи дети не выказывают особенных успехов. Не схватывают всё на лету, не имеют грамот даже за второе место, а то и вообще не хотят участвовать в соревнованиях, тем более спортивных. Питание, режим, мотивация... «Да что же я делаю не так? У всех вокруг чемпионы, куда ни посмотри. А у нас... А у нас просто Миша.» Бедная мама начинает видеть мир как сцену, на которой под звуки фанфар стоят счастливые семьи – и только они со своим Мишей обречены сидеть в пустом темном зале.
А что, если разобраться в вопросе поглубже? Как на самом деле выглядит детство и перспективы на будущее маленьких чемпионов и их вроде бы «менее успешных» сверстников?
Маленькие победители: будни и перспективы
Разумеется, добиться успеха – это большая радость для ребенка и лучшая мотивация, чтобы продолжать заниматься любимым делом. Какие плюсы, помимо этого, получает ребенок, который смог «узнать вкус победы»?
- Маленький победитель рано приучается прикладывать усилия для достижения цели, привыкает к дисциплине и ответственности. Быть первым не означает «почивать на лаврах»: наоборот, теперь от него ожидаются результаты как минимум не хуже уже достигнутого.
- Ребенок учится (в том числе от других талантливых ровесников, набирая опыт) и привыкает не только добиваться цели, но и выигрышно, своевременно и ярко презентовать результаты своего труда, что в наше время не менее важно.
- Вырабатывается очень полезное умение: грамотно расставлять приоритеты. Как бы ни хотели некоторые родители, чтобы сын или дочь были отличниками сразу во всех сферах жизни, ребенок раньше них начинает осознавать, что ради важных соревнований пропустить контрольную даже у совсем не одобряющего это учителя — дело житейское.
- Социальные бонусы: возможность «показать себя» и завести новые знакомства, которые пригодятся, в свою очередь, для расширения круга возможностей дальнейшего обучения и продвижения.
Однако в жизни любого успешного человека, который не раз и не два оказывался на пьедестале почета, есть и свои опасности. Не только ребенку, но и взрослому не всегда удается с ними справиться.
- Плодотворные, успешные периоды в жизни могут чередоваться с периодами неудач, об этом вам расскажет любой известный спортсмен или артист. Взрослый человек, у которого сформирована здоровая самооценка, сумеет перенести такие времена без фатальных потерь. А вот для ребенка даже второе место после первого может оказаться тяжелой травмой: одобрение родителей, значимых взрослых, товарищей для него очень важно, и страх его потерять, выглядеть в глазах кого-то «лузером» может спровоцировать серьезное потрясение, лишить мотивации дальше заниматься не только любимым делом, но и вообще чем-либо. Если же речь не об индивидуальном творчестве или выступлении, а о командной деятельности – последствия рефлексии на тему «я подвел команду» могут быть еще более серьезными.
- Ребенок несет большую физическую и психологическую нагрузку. В какой-то момент нагрузка может оказаться не по здоровью или не по возрасту, но именно в силу возраста он может этого вовремя не осознать (или не признаться в плохом самочувствии, боясь расстроить или рассердить родителей). Могут не осознать и окрыленные успехом мамы и папы, которые сами воспитывались под девизом «все достигается тяжелым трудом». Тяжесть тяжести рознь: одно дело – трудиться упорно, другое – за пределами естественных возможностей, в результате чего можно опомниться уже тогда, когда ребенок окажется в кабинете психолога или врача с серьезной проблемой.
- Радость от занятия любимым делом нередко отходит на второй план и подменяется стремлением к «первому месту» и известности любой ценой. Особенно это грозит ребенку в том случае, если родители, учителя, тренер положительно реагируют исключительно на победы и видимые «знаки отличия», игнорируя затраченные ребенком усилия и поэтапный прогресс в обучении или уровне мастерства.
- Прикладывая усилия исключительно в одной сфере деятельности, ребенок может не получить разностороннего развития и расширения кругозора. В детстве мы закладываем фундамент для всей будущей жизни, и пробел в какой-то части этого фундамента может негативно сказаться впоследствии. Речь идет, разумеется, не только о знаниях и информированности. Навыки коммуникации, развитый эмоциональный интеллект важны для успешности человека не менее, а даже более, чем оттачивание мастерства.
- Хорошо, когда ребенок действительно любит свое дело и хочет в нем преуспеть. Но нередко, к сожалению, за видимой «активной позицией» маленьких чемпионов стоят амбиции взрослых, жесткие требования, а также манипулирование родительской любовью и одобрением, которые в здоровой семье у ребенка есть просто по праву существования и их не надо заслуживать грамотами и кубками. Что движет родителями, решившими прожить за ребенка его жизнь, — тема, заслуживающая отдельного большого разговора, а пока скажем только, что по мере взросления такой ребенок столкнется с очень большими трудностями. Немало детей, которые прославились в спорте или на сцене, впоследствии вырвались из-под контроля родителей и направили усилия в совершенно другие сферы деятельности. А кто-то вследствие «детства из-под палки» ушел в депрессию и деструктивное поведение, и картина «счастливые лица ребенка и родителей в свете софитов» осталась навсегда в прошлом.
«Просто Миша». Или не просто?
«А мой ребенок хочет заниматься то одним, то другим, и никаких особенных достижений...»
Ключевое слово здесь, конечно же, «хочет». Если ребенок желает учиться, если его радует возможность заниматься полезным делом, а вы помогаете ему это осуществить — вы на верном пути, кто бы что ни говорил. Ребенку, тем более маленькому, свойственно «хотеть то одно, то другое». И кстати: а почему бы не попробовать? Пробовать разные виды деятельности и свои силы в них, развивать информированность – это крайне важно. Чем больше таких «проб», тем больше вероятности, что ребенок найдет дело себе по душе и раскроет свои таланты. Известное утверждение о том, что «талант всегда виден», справедливо лишь отчасти: чтобы ребенок начал, например, лепить из глины – он должен как минимум знать, что существует глина и что ее можно взять в руки, чтобы заинтересоваться балетом – увидеть балетную постановку. То же касается и фразы «талант сам пробьется». Есть цветы, которым достаточно минимума почвы и влаги, а есть – которые гибнут без особого ухода. То же и с детскими талантами: кто-то будет петь несмотря на родительское «не вой, все равно слуха нет», разовьет слух и найдет верящих в него преподавателей, а ребенок более тихий и привязанный к родителям выберет родительское одобрение и при таких «вводных» петь больше не будет.
Ваш ребенок не занял призового места или вовсе отказался от соревнований по плаванию? Зато он прекрасно научился плавать и сам учит младшего брата. Дочь не принесла грамоты с конкурса в студии вязания? Зато она подарила вам красивый шарфик, а сестре связала милую игрушку. Любое умение очень важно и может впоследствии пригодиться в самых неожиданных обстоятельствах. И если ребенок сам бежит в кружок или студию, хоть и не занимает первых мест, если он при этом заводит друзей, здоров и радуется каждому дню – то это не «никаких достижений». Это называется Счастливое Детство — то самое, которое согласно и вашему, и общественному мнению должны постараться дать ребенку его родители. А то, что ваш ребенок не «достигатор»... Вы сами, скорее всего, посещаете бассейн или спортзал. Однако почему-то до сих пор не переплыли Ла-Манш и даже не победили ни в одном состязании бодибилдеров. Сможете объяснить ребенку, почему?
Успех громкий и негромкий: заботимся о будущем
Отметим еще несколько моментов, которые неплохо иметь в виду родителям, волнующимся о своих «не-чемпионах».
- Некоторые таланты по объективным причинам раскрываются только в более взрослом возрасте. Наверняка вы слышали истории, скажем, о человеке, который был «середнячком», разве что трудолюбивым и настойчивым, — а стал известным врачом. Кроме того, успехом, особенно у детей, у нас почему-то принято считать только то, что можно ярко и громко показать на экране: спортивные состязания, музыка, пение, в лучшем случае рисование; в более позднем возрасте к этому добавится то, что приносит большой доход (и рисование, за редким исключением, в список уже может и не войти). А вот не менее важные и интересные таланты – ученого, путешественника-исследователя, педагога (воспитателя, учителя), мастера на производстве – это то, что проявляется не в детстве и может не получить большой огласки. Кстати, о «громком успехе»: такие популярные актеры, как Харрисон Форд, Брюс Уиллис и «рекордсмен по Оскарам» Джек Николсон не то что до окончания школы — до тридцати лет не имели наград за актерское мастерство, более того – получали негативные отзывы от критиков. Джоан Роулинг опубликовала фантастическую сагу о Гарри Поттере в 32 года, став мультимиллионером после периода существования на финансовое пособие. В воспоминаниях тех, кто знал ее в школьном возрасте, она фигурирует как «одна из девочек, которые были хороши в английском языке» — не более того.
- Лучшее, что вы можете сделать – разглядеть и вовремя обратить внимание на настоящие, «выстраданные» интересы ребенка. Возможно, у вас «нет достижений» потому, что ваш «неуспешный» каратист на самом деле мечтает научиться рисовать, а дочка с посредственными результатами в кружке макраме, наоборот, тайком пытается разучить боевые приемы по видеороликам. Объясните ребенку, что он важен для вас и ценен, что он не должен бояться «расстроить маму», когда речь идет о важных для него вещах. Это нужно не только для правильного выбора деятельности, а впоследствии профессии. Доверие, возможность поговорить с вами по душам и искренне – то, что поможет ребенку избежать многих бед в жизни.
- Иногда ребенок не участвует в соревнованиях и конкурсах (или участвует, но без успеха) потому, что боится агрессивной конкуренции. О любых серьезных страхах лучше посоветоваться с психологом. Однако, возможно, ваш ребенок имеет такой склад личности, при котором ему претит кого-то «отталкивать» (в спорте и в прямом смысле этого слова), а вовсе не «трусит», как может показаться. Не спешите говорить «а как же он жить будет?»: как раз во взрослой жизни существует немало сфер, где конкуренция существует только «естественная» — посредством повышения уровня своего мастерства и квалификации.
- Важно обратить внимание на наличие страха перед ошибкой или неудачей: иногда это главное препятствие на пути к успеху ребенка. К сожалению, общественное мнение таково, будто ошибка – показатель отсутствия знаний или умений. Однако это заблуждение, и без ошибок научиться нельзя ничему, они составляют необходимый опыт. Эксперт в области спортивных результатов Алан Голдберг, автор многочисленных программ, помогающих спортсменам преодолевать страхи и внутренние препятствия, настаивает на том, что ни в коем случае нельзя стыдить детей за неудачи: следует, наоборот, учить их терпеть, не сдаваться, относиться к ним спокойно. А Альберту Эйнштейну, имя которого стало синонимом гениальности, приписывают такие слова: «Хочешь получить в три раза больше результатов – придется в три раза больше ошибаться».
- Скажем честно: результаты труда или творчества, в том числе детского, не всегда оцениваются адекватно. И дело не только в том, что жюри может оказаться несправедливым. Известный всем факт: картины многих художников прошлых веков, не признанных современниками, сейчас составляют сокровищницу мирового искусства. Более близкий по времени факт: та же книга о Гарри Поттере, прежде чем принести Джоан Роулинг деньги и состояние, была отвергнута несколькими издательствами. Так что «не первое место» — точно не повод прекращать заниматься любимым делом.
- Если ваше волнение о «неуспешности» ребенка вызвано исключительно давлением со стороны окружающих, если вы страдаете от негативных бестактных замечаний коллег или знакомых о вашей семье – то, похоже, дело совсем не в ребенке. В такой ситуации хорошо бы, по возможности, сменить токсичное окружение, прекратить общение (в том числе в интернете) с агрессивными, навязывающими свое мнение людьми, последствия которого хоть и опосредованно, но влияют на детей через вашу подавленность, раздражительность или самообвинения.
Ведь когда вы освободитесь и вернете себе душевное благополучие — ваш сын или дочь тоже почувствуют себя свободнее. И скорее всего — даже порадуют родителей долгожданными достижениями.