Творческая жилка дошкольника — когда и как развивать
Творческое развитие детей
Для развития творческих способностей ребенка в первую очередь нужна подходящая среда. Уже годовалому малышу можно выдать специальные пальчиковые краски, посадить его на лист ватмана, желательно в одном подгузнике (проще отмывать), показать пару простых движений — и пусть себе «рисует».
Более удобный вариант — выдать специальные краски для ванной, убедившись, что потом сможете отмыть поверхности (например, на акриле они могут и остаться).
В этом же возрасте можно пробовать шариковый пластилин и детские массы для лепки. Если кроха тянет их в рот — сделайте для начала соленое тесто из муки, соли и воды, а как надоест пробовать — дадите цветные заводские материалы.
Ближе к двум годам малыша могут заинтересовать простые раскраски (с красками или карандашами), а также игры с пластилином — наклеить на дерево «листочки», на дорогу — «снежинки»
Фломастеры рекомендуют давать лет с трех, когда можно объяснить, что не стоит нажимать на них слишком сильно. Но если ребенок интересуется яркими цветами — дайте раньше. Они, в конце концов, стоят недорого.
В 3−4 года творческую деятельность ребенка разнообразит обычный пластилин (только ищите вариант помягче — например, медовый), аппликации из цветной бумаги и картона. Чуть позже, в 4−5 лет — заливные гипсовые фигурки, красочные витражи и картинки из цветного песка. Многим детям нравится рисовать сухой и масляной пастелью, расписывать акрилом ткань и чашки, создавать поделки из резиночек, бисера, подручных материалов... Не заставляйте их творить — дайте возможности!
Развитие творческих способностей детей
«А моя/моя ни рисовать, ни петь, ни стихи читать не умеет, бездарь». Это пример фразы, каждое произнесение которой даже вдали от ребенка снижает его творческий потенциал на небольшую величину. Но один, два, три раза, потом в его присутствии — и все, творческая жилка угасла, не успев толком разгореться. Ведь родители всегда правы (а если и нет — желание пробовать все равно уже не так сильно).
Вредна и другая крайность — любую корявую поделку и закорючку превозносить до небес. Конечно, хвалить ребенка полезно, но если переборщить — он почувствует фальшь — и опять же поймет: что-то не так.
Словом, ваша задача — не впадать в крайности и предлагать ребенку возможности для творческого развития (а при необходимости — помогать). Иначе как же в нем проснутся способности к рисованию, если не давать рисовать? Более-менее с этой задачей справляется детский сад, но разнообразие материалов и их применения могут показать только близкие люди. И разглядеть творческие способности — тоже.