Травля в школе: как вовремя распознать, погасить и избежать тяжёлых последствий
Как распознать травлю?
1. Внимательно слушать ребёнка
Человек пришел из школы, чем-то с нами делится. Мы в это время работаем, готовим, занимаемся младшими детьми и не слишком сосредоточены на нем. В такие моменты лучше 15 минут внимательно послушать, чем упустить действительное важное. Если речь заходит о том, что кто-то в классе плакал, у кого-то отобрали вещь, против кого-то объединились другие дети и так далее, стоит аккуратно узнать детали.
2. Отмечать ухудшения настроения
Ребенок был спокойным, общительным, а потом вдруг замкнулся в себе и не идёт на контакт. Пришел из школы, с силой отшвырнул рюкзак, хлопнул дверью. Конечно, так могут проявляться возрастные особенности — очередной этап взросления, начало подросткового возраста. Но, бывает, что за этим стоит проблема, о которой он не хочет говорить. Нужно дождаться момента – после еды, душа, в спокойном состоянии – чтобы это обсудить: «Когда люди швыряют вещи и хлопают дверями, обычно они себя очень плохо чувствуют».
3. Наблюдать за нежеланием ходить в школу
Время от времени оно проявляется практически у всех детей: «Не хочу в школу», «Все надоело», «Больше туда не пойду». Можно подумать, что ребенок просто не выспался, устал, приболел. Но если каждое утро перед школой у человека ужасное настроение, слезы, протест, крик, то имеет смысл задуматься, не сталкивается ли ребенок в школе серьезной проблемой.
4. Обращать внимание на снижение успеваемости
Этот признак может говорить о разном — трудностях в семье, возрастных кризисах, ухудшении здоровья и так далее. Но вкупе с другими приведенными выше маркерами он может означать и то, что ребенок столкнулся с травлей.
Чтобы лучше понять ребенка, которого травят в школе, родителям стоит прочесть несколько художественных книг, посвященных этой теме. Повествование от первого лица поможет увидеть мысли, чувства и поведение жертвы школьной травли.
Как погасить травлю?
1. Личная встреча с классным руководителем
Если в словах и поведении ребенка вы уловили неладное, попросите классного руководителя о личной встрече. В процессе общения важно не только слышать, но и видеть педагога, его реакцию. Предстоит наладить сотрудничество в этом сложном и очень чувствительном вопросе, поэтому приходить нужно с настроем на партнерство, а не на высказывание претензий. Обозначьте, что вашему (или другому) ребенку плохо, что происходящее не является игрой, что вы готовы помочь в разрешении ситуации.
2. Работа классного руководителя с родителями и детьми
При хорошем раскладе педагог возьмёт роль защитника ребенка, которого травят, на себя. Поговорит с детьми так, чтобы они услышали — каждый заслуживает уважения, принятия и дружеского участия. Покажет, что жертва травли отныне под его личной защитой. Похожую работу необходимо провести и с родителями. Обратить их внимание на то, как опасно допускать в детском коллективе насилие — моральное или физическое, скрытое или явное. Со своей стороны, мы как родители предлагаем учителю помощь — активное участие, подготовку материалов, подборку литературы.
3. Анализ результатов совместной работы
За итогами необходимо снова вернуться к детям. И снова важны открытые и доверительные отношения с ними, без угроз и обвинений. Если у педагога недостаточно уверенности, авторитета, силы убеждения, то вместо того, чтобы прекратиться, травля может переместиться из школьных стен на улицу, за гаражи — туда, где взрослым будет сложнее о ней узнать. Если педагог в принципе проигнорировал необходимость включиться со всей серьёзностью в ситуацию, то придется предпринять следующий шаг.
4. Обращение в вышестоящие инстанции
К сожалению, не все педагоги с принятием относятся к каждому ученику. Кто-то может начать обвинять в агрессии жертву, кто-то сделает вид, что проблемы нет, кто-то объяснит родителям ребенка, пострадавшего от травли, что это он не такой, как надо. Подобные утверждения — маркеры для родителей. Если сотрудничества с учителем не сложилось, необходимо обращаться к директору и выше. Всегда существует риск того, что после вышедших за рамки класса разбирательств ребенок не сможет остаться учиться в этой школе. Но это будет та цена, которую придется заплатить за его психологическое благополучие.
Своевременное прекращение школьной травли избавляет детей, родителей и школу от большой беды. Во-первых, это профилактика суицидов среди несовершеннолетних. Во-вторых, это возможность предотвратить эпизоды массового насилия в учебных заведениях. А в-третьих, дружеская и поддерживающая атмосфера в детских коллективах позволяет избежать многих проблем, включая ухудшение психического здоровья детей. Именно поэтому взрослым — родителям и учителям — необходимо вовремя объединить усилия и сделать все возможное, чтобы травлю остановить.