Сад не панацея: как моя дочь развеяла все мифы о «домашних» детях
«Вопрос с садом дочки волновал даже коллег мужа, которых я не знала»
В три года Вероника в сад не пошла. День рождения она отметила в конце августа, то есть в младшей группе могла бы оказаться уже первого сентября. Но у меня была проектная, преимущественно дистанционная работа, которую получалось планировать. А когда я ездила на редкие рабочие встречи, с дочкой оставалась моя мама. Вдобавок, у Вероники, которая в целом мало болела, была склонность к аденоидам, и врач посоветовал повременить с детским коллективом, пока иммунитет не укрепится.
Поначалу было немного непривычно не видеть знакомых мам и детей на площадках. Временами возникала легкая зависть к тем, кто вернулся после декрета в офис и вырвался из «дня сурка». Но, в целом, я не особо страдала. А слушая рассказы знакомых мам про адаптацию, тяжелые утренние сборы и садовские болячки, скорее, наоборот, радовалась, что мы с дочкой можем жить без жесткого графика.
Учитывая, что дочка была достаточно высокой для своего возраста, меня регулярно спрашивали на детских площадках, ходит ли она в сад. А за моим отрицательным ответом следовал вопрос «почему» и неизменные советы, больше похожие на страшилки. Истории про детей, которые не ходили в сад, а потом проболели первый класс в школе или так и не смогли найти друзей, я слушала регулярно.
Первое время я пыталась честно объяснить, почему решила обойтись без сада. Потом стала просто скупо отвечать «аденоиды», что помогало избежать дальнейших расспросов и советов. Интересно, что вопрос отсутствия детского сада в жизни дочери волновал даже отдельных коллег мужа, причем преимущественно тех, кого я в глаза не видела. Всем нужен был конкретный и очень обоснованный ответ, почему мы приняли такое решение. За год я узнала, что дети бывают садовскими и «домашними». Так вот: «домашние» дети менее самостоятельны и адаптивны, у них хуже иммунитет. То есть, не будь я столь уверена в своем решении, точно бы появилось ощущение, что испортила ребенку жизнь.
К четырем Вероникиным годам я уже достаточно закалилась, чтобы пропускать все замечания и вопросы мимо ушей. Но по-настоящему травмирующим для окружающих (которых, по-хорошему, вообще не должен был волновать этот факт) стало то, что и в четыре год дочка на полный день в сад так и не пошла. Мы пытались, но, несмотря на то что сад был частным, адаптация шла тяжело. Камнем преткновения стал дневной сон, на который дочь так и не согласилась остаться. Поэтому я забирала ее сразу после обеда. Три часа свободы (потому что завтрак в саду Вероника периодически тоже пропускала) не стоили нервных утренних сборов и разорванного дня. В общем, я быстро сдалась и вместо сада стала водить дочь на дополнительные занятия.
«А есть ли разница?»
Именно на кружках Вероника нашла первых друзей, а я — мам-единомышленниц, чьи дети по разным причинам тоже не ходили в сад. Наконец, у меня появилась поддержка, и чувство, что я что-то делаю не так, наконец, пропало. Вместе мы прекрасно проводили время – много гуляли, ездили на детские выставки, ходили в театры.
Самое интересное, что, когда я наблюдала, как в общей компании взаимодействуют «домашние» и садовские дети, то не замечала большой разницы. Случались ситуации, когда моя дочь, которая по натуре интроверт, вела себя очень бойко и открыто, а сын коллеги, который с двух лет ходил в сад, сильно стеснялся и жался к маме. А бывало и ровно наоборот.
Что бы я изменила, оглядываясь назад, так это отсутствие почасовой няни, чтобы иметь возможность спокойно отлучаться по делам. Бэбиситтер у Вероники появилась на короткий период в последний год перед школой. И это была чудесная девушка, с которой мы познакомились в образовательном центре и благодаря которой дочка всей душой полюбила Щелкунчика. Если бы мы встретились чуть раньше, это определенно облегчило мне жизнь.
Причем чем старше становилась дочка, тем меньше я думала о необходимости сада. С Вероникой каждый день становилось все проще и при этом все интереснее. Я могла ее брать с собой на работу, а если это было невозможно – оставить в гостях у ее друзей. У нас сложилась дружная компания мам с детьми-ровесниками, поэтому вопрос социализации, о которой так много говорят, тоже был решен.
Моментом истины стало 1 сентября 2020-го года, когда дочь пошла в первый класс. Школа точно должна была выявить разницу между садовскими и «домашними» детьми, если она, конечно, существует.
Веронике повезло и с классным руководителем, и с воспитателем (это помощник учителя в начальной школе, который часто еще ведет и группу продленного дня), и с одноклассниками. На фотографиях 1-го сентября она выглядит собранной и серьезной. Видно, что ей немного не по себе. Но уже за первую неделю дочка сумела найти первых друзей. А на второй неделе поразила меня тем, что стала с удовольствием оставаться на продленке до самого вечера. И это ребенок, который первые семь лет жизни минимально проводил время вне дома и жил вне строгого режима. Опять же в классе были самые разные дети – и те, кто посещал сад, и те, кто рос дома, и вновь никакой разницы между ними ни я, ни, главное, учителя не замечали.
Кстати, за весь учебный год Вероника пропустила всего один день, да и то из-за легкой простуды. Аденоиды она успешно переросла, а иммунитет к 7 годам стал достаточно крепким. Так что прогнозы насчет часто болеющего ребенка тоже не сбылись.
Я так и не сформировала собственной позиции по поводу обязательного присутствия сада в жизни ребенка. Как и во многих других вопросах материнства, самым важным мне кажется удобство мамы. Если она уверена в своем выборе, ребенок рано или поздно подстроиться. А вот почему эта тема так волнует окружающих, я до сих пор не поняла! Но уже регулярно слышу вопрос «когда в сад?» по поводу младшей дочки, которой нет еще и трех.
Еще больше материалов о воспитании и здоровье ребенка, родительские блоги и советы экспертов читайте в нашем канале «Как воспитывать детей». Подписывайтесь и делитесь вашим опытом!