Пол, секс и отношения. Чему можно научить детей в школе?
Главный вопрос — зачем?
С этого начинается любой разговор с родителями. Что дают уроки сексуального просвещения детям? Меняется ли что-то в лучшую сторону там, где они есть? Да, меняется. Во-первых, происходит откладывание половой жизни. В среднем, в странах, где такие уроки есть, дебют откладывается с 13 до 15 лет. Это статистика. Многим родителям невыносима мысль о том, что дети и в 15 лет занимаются сексом, но все же это гораздо лучше, чем в 13.
Более поздний старт означает, что дети принимают более осмысленное решение и к этому шагу готовятся. Вторая выгода от просвещения: дети становятся менее уязвимыми перед половыми инфекциями. Третье, особенно важное для родителей девочек: в странах, где есть сексуальное образование, доказанно снижается уровень подростковой беременности и абортов.
Они сразу и на всю жизнь учатся делать это безопасно. Все это очень важно, учитывая, что сегодня в России эпидемия ВИЧ (государство признало это не так давно), и у нас очень высокий уровень подростковой беременности.
В Великобритании, например, примерно такой же, и они с 2019 года вводят обязательное сексуальное просвещение. Лучше всего эта история иллюстрируется на примере США: в разных штанах у них разные законы, где-то обязательны уроки просвещения, где-то нет, и разница в подростковой беременности между этими штатами весьма очевидна. В Нидерландах уроки просвещения есть во всех школах, уровень подростковой беременности у них в 5 раз ниже, чем в России.
Чему учит секспросвет?
Половое образование начинается с того, что к 4−6 годам ребенок должен знать название своих органов и уметь соблюдать правила личной гигиены. К школе большинство детей уже начинают стесняться родителей и хотят мыться самостоятельно, хорошо бы, чтобы они умели делать это правильно. Это также снижает риск того, что к ним будут приставать родители или другие помогающие родственники, потому что дети уже могут сами все делать и могут отказаться от помощи.
Очень важно, что секспросвет учит самоуважению и уважению границ других. Это значит, что таким образом можно снизить уровень сексуального насилия.
На уроках просвещения в идеале учат умению договариваться. Это важно в подростковом периоде, и это важно при построении стабильной семейной жизни. Часто люди женятся просто потому, что нравятся друг другу. Но они не задумываются о том, что семейная жизнь строится на более серьезной основе: общность мировоззрения, умение находить компромиссы. Если дети научатся этому с детства, шансы на то, что они найдут себе человека, с которым им будет по пути, значительно повышаются.
Почему в школе?
Недавно в США задались вопросом: у афроамериканцев уровень подростковой беременности выше, чем у белого населения, — почему?
Во время исследований выяснилось, что афроамериканским подросткам чаще рассказывают про семейную жизнь не в школе, а в церкви. Другое исследование показало, что пропаганда воздержания, которую как раз практикуют в церкви, на самом деле не сильно откладывает начало половой жизни. Но при этом чаще случаются ранние беременности. А мы знаем, что во многих социальных прослойках это означает обязательный брак. Браки эти некрепкие и ни к чему хорошему не приводят.
Но почему об этом не могут поговорить в семье? Почему обязательно в школе? С этим есть проблема у родителей во всем мире — они боятся и не умеют говорить о сексе.
У нас в России эта тема особенно табуирована. Есть совсем свежий опрос «Левада-Центра»: тема под запретом (явным или неявным) в каждой третьей семье. То есть люди не говорят об этом в принципе. Стесняются, боятся, считают, что рано или что это развратит.
Но откуда детям тогда получить своевременную и адекватную информацию? Кому им задать вопросы, с кем это обсудить? Они ищут ответы в Интернете или у сверстников. Результат уже написан выше — у нас один из самых высоких уровней подростковой беременности среди развитых стран. Хорошее, деликатное, спокойное, честное и своевременное сексуальное просвещение снижает этот уровень и учит детей с уважением относиться к своему телу и уважать границы других людей.
Что сами дети хотят знать?
Когда мы рассказываем детям о сексе, мы должны учитывать две вещи: первое, что они хотят знать; второе, что мы хотим им рассказать. Мы хотим им рассказать, что сделать, чтобы ни в коем случае не заниматься сексом до 25 лет (некоторые родители мечтают и о таком, но вы подставьте сами нужный вам возраст), чтобы они ни в коем случае не забеременели до брака, не заразились ужасной болезнью, не стали насильниками или не попали в ситуацию насилия.
А что дети на самом деле хотят знать о сексе?
А дети хотят знать: как ко мне будут относиться, если я займусь сексом? А как будут относиться, если я откажусь заниматься сексом? Потому что для них это может быть так же позорно сейчас, как и внезапно «дать» кому-нибудь не тому (да, это с подростками случается). Их интересуют вопросы коммуникации, вопросы взаимоотношений, вопросы собственной самопрезентации. Они хотят узнать, что делать, если на меня посмотрел вон тот мальчик. Можно поговорить о мальчиках вообще и о том, чего ты, девочка, хочешь вообще от жизни, и какие бывают взаимоотношения, и чем можно заняться на свидании, что вы будете делать, когда будете встречаться.
У них голова набита самыми разными мифами типа: от первого раза ничего не будет; если заниматься сексом в месячные, ничего не будет; существуют безопасные дни; можно быстро вынуть, в общем, полный набор.
Поэтому нужно миксовать ответы на их серьезные, существенные запросы с тем, что обязательно нужно им сказать, чтобы сформировать какую-то понятную, адекватную, полную картину мира.
И когда они получат первые порции действительно полезной информации, у них и характер запросов может измениться. Мне кажется, это одна из причин, почему хорошо информированные дети в странах, где секспросвет в школах обязателен, как правило, откладывают начало половой жизни. Они понимают, что с этим связано очень много угроз, с которыми они не всегда могут справиться. И, кроме того, секспросвет учит принимать осознанное решение — действительно ли они этого хотят.
И многие дети могут подумать, понять, что они пока не очень хотят этого, и это тоже нормально. Юношеская гиперсексуальность бывает далеко не у всех.
Подросткам нужен секс?
Ранняя сексуальная жизнь далеко не всегда означает, что у этого конкретного подростка есть настоящая потребность в сексе. Подростковый возраст — это возраст, когда детям нужно быть в стае. Им нужно принадлежать к какому-то большому — и авторитетному для них — обществу. Очень здорово, если они прибегают к своим братьям и сестрам, к своим родителям, чувствуют гордость за то, что они часть семьи. Но это бывает редко, потому что чаще всего родителей не воспринимают как общность. Хорошо, если у них есть общность в виде спортивного клуба или оркестра, в котором они играют. Но чаще это бывает просто дворовая компания или компания в школе.
Это те, на кого они ориентируются. Поэтому, если подростку там говорят, что секс — это круто и классно, то и он тоже хочет быть крутым и классным. Просто потому, что он боится отвержения, а не потому, что он хочет секса. Подросток и не догадывается, что половина из тех, кто говорит, что это круто, сами еще не пробовали.
Сексуальное просвещение обсуждает с детьми и эту тему: нужно слушать себя, уважать свои настоящие потребности, быть готовым к последствиям и учитывать еще кучу вещей.
Посмотрите на персонажей детских мультиков — с тонкими талиями, огромными глазами и роскошными волосами, они выглядят как фотомодели. Дети ходят по улицам, они видят рекламу, которая напрямую говорит: «секс, секс, секс». Они смотрят телевизор, их любимые певцы используют утрированную сексуальность. Наша среда такова, что быть сексуально привлекательным — это классно. А как ты будешь с этим разбираться и с последствиями этого — это как бы твое личное дело. Именно поэтому нужно помогать своему ребенку в этом ориентироваться. У Европейского отделения ВОЗ есть методичка по тому, что детям нужно уметь и знать в разном возрасте.
Например, нужно уметь покупать контрацептивы в 15 лет. Иметь это просто как сформированный навык, чтобы в нужной ситуации не постесняться купить презерватив и не заняться сексом без него.
Говорить в семье — как?
Информацию надо упаковывать по возрасту, учитывать, что детей интересует и что они могут понять. Если в 6 лет подробно рассказывать про сперматозоиды и яйцеклетки, ребенок выйдет с квадратными глазами и начнет думать всякие ужасы только потому, что он пока не готов воспринять такую подробную информацию. До 7−8 лет она должна быть гораздо более общая и простая, постепенно двигаясь к усложнению.
Точно так же маленьким детям не надо рассказывать, что такое сексуальное насилие. Им можно сказать: если кто-то делает с тобой то, что тебе не нравится, говори об этом прямо и иди к родителям, жалуйся, мы не будем за это ругать.
Плюс существует такая вещь, как «правило нижнего белья». Это значит, что без твоего разрешения притрагиваться к тебе в тех местах, где находится нижнее белье, нельзя. Это вполне достаточно для дошкольника.
Когда ребенок становится старше, ему начинают раскрывать глаза на то, какие могут быть проблемы с посторонними людьми. Но нужно понимать, что если ребенок сталкивается с сексуальными злоупотреблениями, то, как правило, он сталкивается с ними в семье. Это зачастую не те страшные дядьки на улице, которых все боятся, а друзья семьи и близкие родственники. Это результаты многочисленных исследований.
Важно иметь хороший контакт с ребенком и приучать его: если тебе что-то кажется странным, уходи. В семье можно говорить на все темы, которые ребенок согласен поддерживать. Лучше, если это будет родитель того же пола, потому что мы немножко стесняемся другого пола. Правда, это не всегда возможно: у нас около трети детей растет в неполных семьях, и одинокие матери, конечно, оказываются на сложных позициях.
Если есть возможность, нужно найти близкого человека подходящего пола, чтобы он проговорил какие-то вопросы с ребенком. Но важно, что это должен быть человек, которому вы полностью доверяете. Чтобы была исключена вероятность того, что этот человек начнет злоупотреблять ребенком. Понятно, что это сложный выбор, очень большая ответственность, но иногда никак иначе не сделать. Это опять же, возвращаясь к тому, почему я думаю, что секспросвет нужен в школах, потому что снимает с родителей огромную часть по сексуальному образованию. Гораздо лучше, если ребенок будет приходить из школы и с возмущением говорить о том, что ему сказали на секспросвете и почему он в это не верит. Это можно обсудить и это проще, чем самому все с нуля объяснять. Поэтому школа, конечно, здесь была бы большим помощником родителям.
А книги не хватит?
С такими книгами есть большая проблема: во-первых, их практически нет; во-вторых, они очень быстро морально устаревают. Меняются подростки, меняется их язык, и учебники тоже должны говорить о том, что происходит с подростками прямо сейчас. Уроки секса — это не только про то, что у мальчиков есть пенис, а у девочек — вульва. Это во многом про общение.
И книги должны учитывать то, как дети общаются в школе, как они общаются в социальных сетях. Они должны учитывать реальное поведение подростков, которые сейчас живут в Интернете, обмениваются там своими фотографиями и видео и ведут разговоры на сексуальные темы. На мой взгляд, хорошей современной честной книги для подростков о сексе у нас сейчас нет. Но мы ее обязательно напишем.
Идеальная ситуация
Сексуальное просвещение должно начинаться с раннего детства, еще до школы. Основные правила: «правила нижнего белья», правило «не нравится — зови на помощь», мои органы называются так-то, правила личной гигиены. И еще к школе ребенок уже способен и должен понимать такие вещи, что людям его действия могут не нравиться. Это поможет защитить очень любвеобильных детей, которые ко всем кидаются с обнимашками, которыми кто-то может воспользоваться.
В школе уроками сексуального просвещения должны заниматься отдельные преподаватели, прошедшие специальную подготовку. В роли учебников — ярко оформленные методички с короткими объяснениями, с правилами, которые легко запомнить, с яркой инфографикой.
Очень важно, чтобы в классе проходило свободное обсуждение каких-то жизненных кейсов, ситуаций, как поступить в таком-то случае, какие могут быть варианты. Потому что жизнь такая штука — часто нет правильных ответов. Нужно обсудить и выработать каждому свою позицию.
На совместных уроках и девочки, и мальчики могут стесняться, они не хотят выглядеть некрутыми, не хотят задавать «глупых» вопросов. Тогда вопросы задаются на бумажках, в корзинку, потом зачитываются анонимно. Но совместное обучение важно: чем больше два пола друг друга понимают, тем среди них меньше конфликтов.
Это не математика, не то, по чему нужно сдавать экзамены. Это то, что поможет ребенку быть более счастливым. Потому что в возрасте, когда он теоретически может заняться сексом, он должен знать, что секс начинается не с того, что вы решаете покупать презервативы или нет, а с того, чего вы друг от друга хотите, какие у вас отношения, а что будет дальше, а согласен ли другой человек? А согласен, потому что ты такой ценный приз или потому что он действительно тебя хочет?
Я думаю, это по-настоящему сложный клубок вопросов. Настолько сложный, что ребенок после такого урока подумает, подумает... А, черт, пойду-ка я лучше в PlayStation поиграю. А секс отложу до более разумных времен.