Особенный или как все: 7 лайфхаков по воспитанию ребёнка с инвалидностью

Что для особенного ребёнка значит «быть как все» и как помочь ему не чувствовать себя «неправильным»? Такой вопрос мы задали родителям ребят с инвалидностью, которые занимаются адаптивным хоккеем в командах Детской следж-хоккейной лиги.
Особенный или как все: 7 лайфхаков по воспитанию ребёнка с инвалидностью

Их дети занимаются адаптивным хоккеем в командах Детской следж-хоккейной лиги. Сегодня это три направления: хоккей на санях для людей с поражением опорно-двигательного аппарата, специальный хоккей для людей с особенностями развития, хоккей для незрячих и слабовидящих. Состояния у юных параспортсменов самые разные: от ДЦП, ампутирования и укорочения конечностей до аутизма и синдрома Дауна. Вне зависимости от этого, ребята живут полноценно: дружат, занимаются спортом, развивают свои таланты – в таком подходе, по словам родителей, и есть ключик к тому, чтобы их сыновья и дочери смогли исполнить мечту любого ребенка и стали настоящими супергероями.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Самостоятельно принимать решения

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наталья Шпакова, мама Лизы Шпаковой (Красноярск, 19 лет)

Как мама особенного ребенка, уже молодой девушки, могу честно сказать: чтобы ребенку чувствовать себя как все, он и должен жить как все: принимать решения, нести ответственность, выбирать одежду, смотреть новинки кино, осваивать гаджеты, заниматься спортом – в общем, делать все то, что и обычные люди! Иначе просто нельзя.

Отмечу лишь один важный момент: ребенок сам должен решать, чем ему заниматься, что читать, с кем общаться и гулять. Только тогда он будет чувствовать себя полноценным членом общества, ведь это он принял самостоятельное решение, он сделал выбор и именно он – такой же, как и все мы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учиться на примерах великих людей

Евгений Кабешев, папа Вани Кабешева (Москва, 14 лет)

У каждого особенного ребенка свои трудности. Что значит «чувствовать себя как все»? Думаю, прежде всего, быть самостоятельным: когда ты можешь все сделать сам, без посторонней помощи. Но, к сожалению, для нас это практически невозможно. У Вани ДЦП, он передвигается на инвалидной коляске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако наша задача, как родителей особенного ребенка, научить сына понимать, что он, несмотря на недуг, может жить полноценной жизнью. И, по сути, быть таким, как и другие дети. Для этого мы находим в кино и книгах персонажей, в чем-то похожих на него. Вместе смотрим, читаем и рассуждаем: комиссар без ног из «Служили два товарища» лихо скакал на коне и командовал свои отрядом. Еще мы приводим в пример реальных исторических личностей. Так, Рузвельт на инвалидной коляске успешно руководил страной четыре срока; Маресьев, лишившись ног, летал на самолете и учился танцевать. Хороший пример – спортсмены-паралимпийцы, те же следж-хоккеисты.

Эти примеры помогают ребенку понять, что все еще впереди. Но нужно уметь думать, анализировать, самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тренировка следж-хоккейной команды
Тренировка следж-хоккейной команды

Общаться со здоровыми детьми

Светлана Казакова, мама Глеба Казакова (Саратов, 12 лет)

Следж-хоккей наш маленький мирок сделал целым огромным миром! До появления этого вида спорта в нашей жизни мне приходилось объяснять сыну, что он такой не один, что есть еще дети с ДЦП и не только. После того, как мы начали заниматься, совсем забыли об этих объяснениях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помню наше участие в летнем лагере «Hockey Family Camp» совместно со здоровыми ребятами. Его организовывала Детская следж-хоккейная лига. Тогда мы поехали на экскурсию на железную дорогу. Экскурсия была довольно длительная, а, что самое главное, пешая – для моего ребенка это сложно. Но он шел сам, с ребятами, с тренерами, и не искал меня. Смотришь, где он вообще, может быть, нужно помочь, руку дать, чтобы не упал, – нет. Прошел сам весь путь от и до! Я вижу, как он крепнет. Физическое состояние поддерживается еще и морально. Для них это очень важно: идти вместе с ребятами, поддерживать разговор и в принципе общаться с теми детишками, у которых таких проблем нет. Есть разные дети, но все они дружат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тренировка следж-хоккейной команды
Тренировка следж-хоккейной команды

Требовать больше, чем от здоровых детей

Ольга Гаврилова, мама Кирилла Гаврилова (Тула, 14 лет)

С самого раннего детства я никогда к сыну не относилась как к немощному, требовала всегда больше, чем от здорового ребенка. Никогда я не делала скидки на то, что Кирилл не все может сделать, например, рукой. Открывает бутылочку правой, а я перекладываю в левую. Он плачет, возвращает, а я настойчиво даю в «неудобную» руку, потому что надо ее разрабатывать. По лестницам ходили с наращенным ботинком, залезали на горку. Ножка подворачивается – неудобно. Он зовет: «Мама, помоги, все дети скатываются с горки». А мама подходит и говорит: «Лезь сам, я тебе помогать не буду. Хочешь с горки кататься? Значит, залезай». Тем более, понятно, что ребенку одного раза скатиться с горки недостаточно, это процесс цикличный: залез – скатился – залез – скатился. Почему-то в память очень сильно врезался пример: Кирилл плачет, я кричу: «Лезь!», он лезет, скатывается, а я ухожу в лес, плачу, прихожу и говорю: «Лезь». Нельзя делать им послабления. Инвалид – это то название, которое дает государство, а вот чувствовать себя им или нет – выбор каждого. Жалость – это ужасное чувство, пустое. Одно дело – хотеть помочь, а другое – жалеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развивать таланты, которые есть в каждом

Татьяна Частухина, мама Миши Частухина (Санкт-Петербург, 18 лет)

Один очень добрый и светлый человек как-то раз сравнил наших особенных детей с супергероями. Думаю, это попадание в яблочко: наши особенные детки, и правда, супергерои. Любой из них – кладезь талантов. Ребята читают, поют, рисуют. Знаю девочку, которая изучает корейский язык. И именно в этом им действительно нужна помощь – чтобы раскрыться, разложить все эти таланты по полочкам. Мы гордимся ими.

За 18 лет мы с сыном испробовали все методы лечения. Но если бы я раньше знала, что надо идти именно в следж-хоккей, сумели бы раскрыть Мишу гораздо быстрее. За последние 3 года у нас достижений больше, чем за предшествовавшие этому 15 лет. Я не знаю, с какой колокольни кричать, чтобы родители не боялись и позволяли своим детям заниматься спортом. Да даже если не спортом! Пусть дети живут активной жизнью: поют, танцуют. Когда у ребенка горят глаза, поверьте моему опыту, реабилитация и адаптация идут гораздо быстрее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Делиться опытом

Анастасия Ворожейкина, мама Савелия Ворожейкина (Москва, 18 лет)

Я очень обрадовалась, когда в прошлом году мне по электронной почте поступило приглашение в первую в России команду по специальному хоккею. Да, сомневалась, сможет ли мой сын играть в хоккей, все друзья и знакомые тоже говорили: «Ты что! Где дети с аутизмом, а где хоккей – это разные полюса!» (А у моего сына аутизм.) Казалось, командная игра – вообще не про него. Но что мы видим сейчас? Ребята играют! Да, у них недостаточно скорости, да, получается не все, но они играют! Это реально похоже на хоккей! Они взаимодействуют друг с другом как в настоящей команде! То есть из ребят, из которых (как считается в обществе) нельзя собрать команду, получается команда. Это очень хороший опыт, который разрушает стереотипы. И им надо длиться! Его обязательно надо показывать другим тренерам, которые по каким-то причинам боятся работать с особенными детьми, и доносить до наставников, что бояться не стоит, что все возможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заниматься хоккеем

Ольга Соколова, мама Юры Хрипунова (Москва, 8 лет)

В том, чтобы Юрка не чувствовал себя «особенным», а жил на все 100, нам очень помог хоккей. У моего сына 20% зрения, несмотря на это, он учится в школе с художественным уклоном. Однажды мы, если можно так выразиться, «ставили эксперимент». На лечении закапали Юрке глаза, он ничего не видел (даже в очках). Но сын сказал: «Мам, я играю в хоккей вслепую. Не бойся, пойду и в школу вслепую – справлюсь, как на хоккее!»

Отправила Юрку в школу, учителям ничего не сказали. И что вы думаете? Нарисовал на живописи дерево на 5, остался на продленку, подрался – и все это вслепую! Потом рассказала учителям, даже показала справку от врача, в которой было написано, что Юрка действительно в этот день ничего не видел (потому что сразу они, конечно, не поверили). Хоккей научил моего сына выживать без очков, спасибо ему за это огромное. А еще за силу воли, за смелость, за уверенность в себе, за умение слышать и слушать, предвидеть опасность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое следж-хоккейная лига

Детская следж-хоккейная лига – некоммерческая организация, которая открывает мир хоккея особенным детям по всей России. Сегодня в командах Лиги тренируются более 300 ребят в 20 регионах России – это 22 команды по следж-хоккею (хоккей на санях), 4 команды по хоккею для незрячих и одна команда по специальному хоккею для детей с интеллектуальными особенностями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детская следж-хоккейная лига регулярно проводит открытые тренировки и товарищеские матчи, всероссийские сборы, фестиваль и международный летний инклюзивный лагерь. А также обучает тренеров, судей, координаторов для работы с детьми с инвалидностью и содействует разработке специального спортивного инвентаря для адаптивного хоккея.

Организация существует на благотворительные пожертвования. Поддержать проект просто – отправьте SMS на номер 3434 со словом ХОККЕЙ и укажите через пробел сумму пожертвования, а также другими способами в разделе «Поддержать» на сайте paraicehockey.ru