Нужно ли ребенку свободное время
Вперед, к успеху?
Ритму жизни современного ребенка сложно позавидовать. Давайте подсчитаем: с утра — детский сад или школа, 6−8 уроков, то есть практически полный рабочий день, который начинается раньше, чем у большинства взрослых (а длится порой дольше). Потом — кружки и секции (спорт, музыка, иностранные языки), дополнительные занятия или репетиторы, и не забудем про ежедневные домашние задания!
Конечно, мы, родители, нагружаем ребенка из самых лучших побуждений — ведь привычка трудиться и развитие всех возможных способностей должны, по идее, помочь нашим детям добиться успехов в будущем. Но часто вместо достижений и успехов родители получают обратную картину: ребенок выглядит утомленным и вялым, часто болеет, не проявляет интереса ни к каким новым занятиям. В чем же дело?
Причин может быть несколько. Одна из них, вызывающая психическое и физическое истощение детского организма, — неверно понимаемая родителями идея раннего развития малыша. Мамы и папы уверены, что «развивать» — значит обучать всему как можно раньше, буквально «с пеленок». На самом деле в любом возрасте ребенку необходимо гармоничное развитие, ведь помимо интеллекта у него есть еще душа, тело, которые тоже требуют внимания.
Конечно, вопрос о том, насколько рано нужно начинать развивать ребенка, каждая семья решает сама, но, если вы сделали выбор в пользу раннего интеллектуального развития, необходимо помнить вот что:
- Никакого длительного однообразия — деятельность должна сменяться каждые 10−15 минут.
- Ни в коем случае не «натаскивайте» малыша, не зубрите с ним факты и информацию — ребенок воспринимает сведения, только если они подаются в игре. 5 детских игр для изучения английского языка.
- Выбирайте правильное время для обучения — заниматься с ребенком можно тогда, когда он готов к этому, то есть не плачет, радуется, хочет узнавать новое.
Я устал!
Малыш подрастает, и у родителей появляется еще один повод загрузить его сверх всякой меры. Ребенка записывают на огромное количество дополнительных занятий, которыми нагружают и дошкольников, и школьников. Родителей вдохновляет мысль о том, что они предоставляют своему чаду самые широкие возможности для развития, однако они не хотят замечать того, что ребенок постепенно перестает получать удовольствие от многочисленных занятий.
Социолог Анна Кулешова отмечает: «Сегодня требования к родительству изменились: важно не только обеспечить ребенка едой, одеждой и игрушками, но и дать хорошее образование. Но критерии "хорошего" все еще размыты, так что мамы и папы часто пытаются дать детям побольше, предложить все и сразу, нередко при этом игнорируя их потребности и возможности.
Другая причина увлеченности кружками и дополнительными занятиями в том, что нам важно казаться себе и окружающим «хорошей матерью», достичь совершенства в этом, порой отказавшись от других социальных ролей. Но при этом происходит подмена ценностей, и вопрос развития и образования превращается не в цель дать ребенку больше, а в повод для конкуренции с другими «профессиональными матерями»: выбрали для ребенка больше разнообразных кружков — отлично, вы активная, заинтересованная мама, вам есть чем гордиться; никуда не водите ребенка, значит, не развиваете его. Некоторым мамам проще «сдать» ребенка в кружок — тем самым и освободить для себя немного личного времени, и расширить пространство для общения.
Кроме того, в нашем обществе все еще слабо развита культура свободного времени, и даже может возникнуть некая моральная паника — ведь ребенок, если он ничем не занят, сразу скатится в сторону лени, ужасного поведения, зависимостей разного рода».
Родители не понимают, почему вместо благодарности дети капризничают, отказываются заниматься, ноют. По сути, в жертву будущему приносится настоящее. Многие считают, что детство — это лишь подготовка к жизни. Огромное заблуждение! На самом деле это самоценный период, главной составляющей которого является игра.
Еще одна причина переутомления — информационная перегруженность, при которой очень быстро формируется зависимость от планшета, телефона или телевизора. Дело в том, что многие современные мультфильмы и компьютерные игры сконструированы таким образом, что они вызывают мощное нервное напряжение, воздействуют сразу на все органы чувств ребенка и к тому же быстро вызывают привыкание. Поэтому в детском возрасте общение с гаджетами все-таки должно быть регламентировано по времени и отсортировано родителями по содержанию. Как справиться с детской компьютерной зависимостью. Опасные признаки
Опасные признаки
Для начала нужно разобраться в том, каким образом различить усталость, которая пройдет после ночного сна или выходных, и хроническое переутомление. Последнее обычно подразумевает такое состояние организма, при котором снижается работоспособность в результате чрезмерной нагрузки на организм.
Симптомы переутомления ребенка можно увидеть достаточно легко:
- У дошкольников перенапряжение проявляется, прежде всего, через изменение эмоционального состояния. Ребенок со слабой нервной системой становится плаксивым, капризным, у него резко увеличивается количество страхов и повышается вроде бы ни на чем не основанная общая тревожность. Дети с более сильной нервной системой становятся расторможенными и агрессивными. Причем родителям часто кажется, что, если ребенок устал, его подвижность снизится, и так же, как и взрослый, он захочет лечь, расслабиться и отдохнуть. Но у детей все происходит ровно наоборот! Кроме того, у ребенка могут появиться невротические проявления — например, от стресса он может начать грызть ногти.
- У младших школьников можно заметить снижение умственных возможностей, в частности, рассеянность. Ребенок постоянно что-то теряет, забывает, допускает элементарные ошибки, те, которые обычно называют ошибками «по невнимательности». В некоторых случаях может нарушиться даже координация движений — буквально все валится из рук. При выполнении более сложных мыслительных операций, например, анализа, сравнения, переутомленный малыш тоже оказывается не на высоте.
- Симптомом перегрузки также является нарушение аппетита и сна. Если вы видите, что малыш стал плохо засыпать, ему снятся кошмары, а просыпается он не отдохнувшим, это явный повод снизить нагрузки.
- Страдать может не только нервная система ребенка, но и его физическое здоровье. Организм постепенно теряет способность сопротивляться вирусам, ребенка не только преследуют частые простуды, но и обостряются хронические заболевания.
Игра как забота
В 2013 году ООН законодательно закрепила право ребенка на игру, теперь оно прописано в международной Конвенции о правах ребенка, признаваемой во многих странах мира. Влияние игры на развитие детей огромно. Психотерапевты говорят о том, что даже дети, пережившие серьезные психологические травмы, справляются с пережитым потрясением именно через «детские» виды деятельности: игру, рисование, лепку. Например, ребенок, которому делали операцию, начинает «оперировать» своих кукол и плюшевых мишек — и таким образом он изживает стресс, который ему пришлось пережить.
Игра отвечает всем возрастным нуждам ребенка: это потребность в движении, в самостоятельности, потребность в новых впечатлениях. Но самое главное — именно через игру ребенок реализует свое желание быть «как взрослый». А главная задача взрослого — не «учить» малыша или диктовать свое видение процесса, а наблюдать за развитием игры, предлагать ребенку новые сюжетные ходы, новые повороты. Например, играя в магазин, можно предложить малышу открыть «отдел упаковки» — это и внесет разнообразие в игру, и позволит малышу научиться красиво заворачивать разные предметы.
Катерина Демина, семейный и детский психолог, напоминает: «Для детей младшего школьного возраста больше всего подходят игры, в которых ребенку необходимо устанавливать социальные отношения со сверстниками, то есть очень важно, чтобы дети играли вместе. Именно поэтому участие взрослого в игре должно со временем уменьшаться, а вот предоставлять детям условия для общих со сверстниками игр нужно обязательно. Очень полезно играть в командные игры, как подвижные ("вышибалы", "резиночка"), так и настольные — их сейчас очень много».
Поиграй со мной!
Разумеется, есть родители, которые не умеют или просто не любят играть. Часто это вызывает в нас сильное чувство вины: ведь «хорошая мама» должна получать искреннее удовольствие от переодевания кукол или бесконечных игр в машинки! Но нет ничего страшного в том, что вам не нравится играть или гулять с ребенком, уверены психологи. Наоборот, чем сильнее ваше чувство вины, тем хуже это для ваших отношений: увлеченного партнера для игр из вас не получится, если вы будете постоянно делать это через силу или с раздражением.
Выход простой: не пугайтесь слов «Мне скучно!» — это совсем не значит, что вы немедленно должны предложить ребенку какие-то дела, новые игры и развлечения, да еще и с вашим участием. И не волнуйтесь, если ребенок (как вам кажется) не занят ничем полезным или даже просто бездельничает. Паузы между делами и уроками — это очень полезное время! Во-первых, ребенок учится слышать себя, понимать свои меняющиеся интересы, экспериментировать, выбирать, чем заняться. Во-вторых, для него это отличная возможность помечтать и пофантазировать — ведь если детский мозг все время занят учебой, на мечты ресурсов не остается. И, наконец, третье: ребенку просто необходимо научиться распоряжаться своим свободным от обязательств временем — а если такого в его плотном расписании не предусмотрено, то и шансов научиться планировать тоже будет немного.
А вы, в свою очередь, просто делайте вместе с детьми то, что нравится делать вам. Любите готовить — создавайте кулинарные шедевры, увлекаетесь спортом, искусством — приобщайте детей. Рисуйте комиксы, сочиняйте песни и «истории с продолжением», читайте друг другу вслух или танцуйте. Главное, что это время вы проведете рядом друг с другом — и получите от этого удовольствие.
Как помочь ребенку преодолеть переутомление
Как помочь ребенку преодолеть переутомление:
- Организуйте режим, при котором будут попеременно меняться периоды физической активности, игры, свободного времени — и время для занятий и уроков. Режим должен быть «плавающим» — не нужно строго, по минутам, дозировать прогулку или игру, а как только время «вышло», срочно переключать ребенка на другую деятельность. Главное — не сколько длится деятельность, а смена ритма в течение дня.
- Очень важно постепенно научить ребенка планировать свой день. Чем младше ребенок, тем ниже самоконтроль, поэтому на первых порах ему понадобится помощь в том, чтобы понять, как правильно распределить время. С дошкольниками можно вместе нарисовать план дня, младший школьник может сам составить свое расписание. И не стоит постоянно подгонять ребенка. От постоянных родительских «быстрей, быстрей!» любой станет нервозным и, главное, будет делать все только медленнее. Постепенно снижайте контроль и передавайте его ребенку.
- Свободное время обязательно должно включать прогулки, особенно это важно для подвижных детей. Именно для них наилучший отдых — активный. Кроме того, у ребенка должно быть время для «ничегонеделанья». Это нужно не только для отдыха. Ведь на самом деле ребенок всегда чем-то занят. Так, известный психолог Валерия Сергеевна Мухина в своей книге приводит пример того, как ребенок просто лежал на ковре и вроде ничем не был занят. Однако на вопрос взрослого: «Что ты делаешь?» — ответил: «Играю». Он действительно играл, только разыгрывалась вся игра в его воображении.