Новое исследование показало, что девочки решают «быть глупенькими» еще в шесть лет
Международное издание Financial Times опубликовало статью, в которой озвучены результаты серьезных исследований по психологии воспитания.
Если совсем кратко, то проблема такова: в современном мире только очень бедное государство может позволить себе продолжать придерживаться патриархальных традиций. В которых мальчики «защитники и добытчики», а девочки «хозяюшки и няни».
Дело в том, что чем больше населения занято в высокотехнологичных областях: наука, исследования, программирование и инженерия, тем богаче само государство. Прямо богаче, через налоги, и косвенно богаче, через деньги, которые тратит и которыми владеет богатое население этого государства.
В настоящий момент даже в достаточно индустриализованной Великобритании есть существенный разрыв между занятостью мужчин и женщин.
Так, в области «уход за детьми и больными» 82% рабочих мест заняты женщинами. Среди администраторов и секретарей женщин 77%, а среди продавцов 66%. Из всех работающих в Великобритании мужчин 37% — это «высококвалифицированные специалисты». Из всех работающих женщин на таких квалифицированных должностях заняты только 18%.Разница в зарплатах программиста и медсестры (типичные профессиональные роли) за год такова: 30 тысяч фунтов и 23 тысячи соответственно.
И проблема в том, что специалистов на этих высокооплачиваемых должностях не хватает. Женщины могли бы восполнить дефицит, но они туда «не рвутся» даже за очень большие деньги. В чем причина?
Оказывается, в том, что с незапамятных времен общество воспитывает девочек в убеждении, что математика, наука, инженерия и программирование — «не для девочек». Девочки, якобы, от природы не расположены к этим дисциплинам.
Но это не так. Исследования по всему миру показывают, что в возрасте 15 лет девочки в любой школе земного шара — от Кении до Норвегии, от США до Иордании — превосходят своих ровесников-мальчиков в знании физики и математики.
Каким образом из умных девочек, способных пойти в науку, вырастают медсестры? А вот каким.
Чтобы преодолеть его, в Великобритании существует специальная программа, поощряющая девушек-подростков еще в школе выбирать точные науки для дальнейшей карьеры. Но проблема, как оказалось, начинается еще раньше. Еще в детском садике.
Так, чтобы найти тот возраст, в котором девочки принимают решение «поглупеть» под давлением общества, было проведено исследование на детях.
400 детей разного возраста, из разных социальных слоев, выслушали истории про «очень-очень умного человека» и «очень-очень симпатичного человека». Пол героя никак не обозначался. После этого детей спросили, кто, по их мнению этот человек? Очень умного» опознали как мальчика, а в «в очень симпатичном» дети опознали девочку. Классика восприятия, казалось бы.Но вот что интересно. Девочки до 5 лет включительно считали «умного» героя девочкой. То есть, не отдавали приоритет в уме другому полу. Но уже с 6 лет девочки начали оставлять себе только «симпатичную» роль.
«Дошкольные годы окончательно закрепляют гендерные стереотипы, которые дети впитывают из общества», — говорит Дарио Кванк, исследователь из Вашингтона.
Если мы хотим, чтобы девушки в полной мере использовали свой потенциал для развития, мы должны всячески ломать практику оглупления женщин. И начинать делать это еще в раннем возрасте.
Нет, девушки не хуже разбираются в точных науках. И они не водят машины хуже мужчин, наоборот. Нет никакого «топографического кретинизма», свойственного только женщинам. Первыми программистами вообще были женщины, а не мужчины. Мужчины считались слишком неорганизованными для такой работы. Все эти стереотипы, в которые мы верим сами и заставляем верить своих дочерей — это кандалы, которые мы навешиваем на них собственными руками. Любая среднестатистическая девушка может заниматься высококвалифицированным трудом и хорошо зарабатывать. Если только ее в детстве не убедили в обратном.Поэтому, если вы хотите своей дочери счастья, забудьте фразу «ты же девочка» и купите ей железную дорогу, когда она попросит.
По материалам ft.com Иллюстрации Ellen Van Engelen