Не заставляйте доедать: что делать, если ребёнок привередлив в еде
Почему он ничего не ест?
Помните: не стоит называть своего ребенка «капризным», «привередой», «плохим» или «хорошим» едоком и говорить о том, что его сложно прокормить. Не произносите таких слов, когда дети рядом, даже если они, как вы думаете, вас не слышат. Возможно, круг пищевых предпочтений ребенка ограничен или у него странные вкусы, но, если ярлык приклеится, от него будет сложно избавиться. Вместо того чтобы говорить: «Томас такой привереда», скажите: «Может быть, он будет это есть, а может, и нет. Но если захочет, то съест».
Мы хотим, чтобы вы понимали, что привередливость в еде — это не девиантное поведение, как часто принято считать. Мы знаем, в чем дело. Этот факт сложно принять, и иногда он сводит взрослых с ума, но изменение пищевых предпочтений — естественная стадия развития, и она совсем не обязательно должна быть сложной.
Она связана с изменениями, которые происходят в организме, когда после двух первых лет жизни темпы роста замедляются. Некоторые факты свидетельствуют в пользу того, что за «привередливость» не стоит винить исключительно детей. Отношения к питанию ребенка и родителей взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Давление в результате беспокойства может привести к еще большему отвращению к еде и в результате усилить тревогу родителей и заставить их еще активнее настаивать на своем.
Почему ваша реакция так важна для разборчивого едока
У нас достаточно свидетельств в пользу того, что отношение к еде вызывает ответную реакцию. Родители, которые беспокоятся из-за питания ребенка, могут прибегнуть к непродуктивным мерам и в результате начнут тревожиться еще сильнее и давить еще больше. Мы часто наблюдаем это на примере полных детей.
Родители юных едоков, чей вес выше нормы, часто следуют социальным стандартам и стремятся контролировать питание и массу тела своих отпрысков. В результате ребенок ест еще больше.
Часто малыш, которого заставляют худеть и есть меньше, со временем только набирает вес из-за компульсивного или эмоционального переедания в отсутствие голода. В результате родители начнут еще больше осуждать и ограничивать ребенка, и круг замкнется.
Цикл беспокойства
Термин «цикл беспокойства» придумала доктор Катя Роуэлл. Именно это явление мешает нам сохранять спокойствие и получать удовольствие от приемов пищи. Если родители, столкнувшись с тревожащими их изменениями пищевого поведения, будут помнить, что давление и контроль не помогут детям сохранять спокойствие, чувствовать себя комфортно и доверять себе, они смогут обратиться за поддержкой и воспользоваться тремя ключами.
Если вам говорят, будто «привередливость в еде — это нормально», что это на самом деле значит? Насколько это нормально? Как понять: это стандартная избирательность в питании, возникающая у детей дошкольного возраста, или серьезные проблемы и неадекватное отношение к пище или страх перед ней?
Мы понимаем, почему родители беспокоятся, у них есть на то причины: в конце концов, они так стараются, чтобы дети получали полноценное питание. Мы не считаем, что взрослые склонны слишком остро реагировать на избирательное питание, особенно когда они видят, что ребенок отказывается как от новой, так и от знакомой еды.
У многих детей, особенно в возрасте от 2,5 до 5–6 лет, пищевые предпочтения меняются. И часто они теряют интерес или совсем отказываются от еды, которую жадно поглощали, когда им было 18 месяцев от роду. И мы понимаем, почему привереды сводят родителей с ума. Если ребенок отказывается есть то, что вы ему предлагаете, это дается непросто — как эмоционально, так и с точки зрения организации питания.
Согласно обзору 10 исследований, вышедшему в 2020 году, привередливость в еде ассоциируется:
- с конфликтами между членами семьи во время приема пищи и повышенным уровнем стресса;
- с высокой степенью озабоченности и раздражения родителей;
- с тревожностью детей, возникновением отвращения;
- с низкими рисками для здоровья;
- со снижением поступления в организм определенных витаминов и питательных веществ, включая витамины E, C, фолиевую кислоту и пищевые волокна.
Однако есть и хорошие новости для тех родителей, которые хотят вырастить своих детей интуитивными едоками. В ходе исследования, проведенного в 2008 году, выяснилось, что гибкая система кормления ассоциируется с более низким уровнем привередливости в еде по сравнению с жестким, основанным на контроле подходом, предусматривающим давление, вознаграждения или наказания.
Это не означает, что если вам удастся вырастить ребенка интуитивным едоком, то он не станет привередой. Но это свидетельствует о том, что, если ваш ребенок стал очень избирательно относиться к питанию, гибкий подход поможет вам не усугубить эту ситуацию.
Что происходит, когда из любознательного малыша, который ел всё, ребёнок в одночасье превращается в привереду?
Результаты исследования свидетельствуют о том, что значительное количество семей сталкиваются с этой проблемой, когда ребенку исполняется 2–3 года.
Привередливость может выражаться в следующем: ваше чадо не хочет пробовать новые блюда, требует определенной сервировки (например, чтобы еду накладывали на разные тарелки), ест меньше обычного, теряет интерес к какой-то группе продуктов, часто меняет свои предпочтения, требуя, чтобы пищу готовили или подавали на стол определенным образом. В зависимости от того, с кем вместе малыши принимают пищу (с бабушкой и дедушкой, с учителем, с другими детьми, с родителями), они могут есть по-разному.
Чтобы предотвратить ряд проблем, связанных с избирательным питанием, мы рекомендуем сформировать гибкую систему питания.
Если у вас будет четкий режим в течение дня, это поможет выдерживать паузы между едой и позволит ребенку испытывать комфортное чувство голода перед следующим приемом пищи. В результате ваш малыш будет есть потому, что проголодался, а не потому, что вам «нужно его покормить».
Помните, что в рационе должны быть хотя бы 1–2 продукта, которые ребенок любит, и не ждите, что он будет есть то, к чему испытывает отвращение, — это негативный опыт взаимоотношений с едой.
Скандалы за столом, полный отказ от еды, необходимость готовить каждому ребенку в отдельности и постоянное перемещение приготовленных блюд в помойку ввергают взрослых в сильный стресс и могут подорвать ваши взаимоотношения с ребенком. Помните: проблема решается не быстро, но вы справитесь.
Вы не можете изменить своего ребёнка. Но вы в силах изменить свою реакцию на его поведение
Когда вы внедряете подход «Добавлять, а не давить», самый важный момент, который нужно осознать: вам не под силу изменить своего ребенка, но вы можете управлять своей реакцией на его поведение. В этом суть кормления по требованию. Мы уверены, что структура питания, внедренная родителями, хотя и ненамеренно, но влияет на привередливого едока, а также сказывается на эмоциональной атмосфере за столом.
Родительский контроль в любой форме приводит к обратному эффекту. Чтобы поддерживать естественное желание ребенка есть и пробовать новые продукты, важна эмоциональная связь между родителем и ребенком.
Если ваш ребенок по какой-то причине избирателен в еде (из-за генетической предрасположенности, отвращения к текстуре блюда, проблем с органами чувств, по личным причинам или из-за давления), у вас, естественно, возникнет эмоциональная реакция и стремление контролировать его питание, предлагать вознаграждение или наказывать чадо, чтобы решить эту проблему
Поощрения и наказания, связанные с едой, чаще всего провоцируют возвращение избирательности в питании спустя годы после ее первого проявления, чаще всего в возрасте 2–3 лет.
Если вы будете реагировать на привередливость ребенка в еде, то каждый раз, садясь за стол, он будет возбужден или насторожен. И дело здесь не собственно в еде, а в эмоциональном состоянии, обратном эффекте от выбранного родителями подхода и его влиянии на избирательность.
Ваши отношения взаимозависимы, и, пока кто-то из вас не изменит свой подход (и вряд ли это будет ребенок), вы не сможете выбраться из этого круговорота, когда желание юного едока утвердить свою автономность и питать свое тело так, как он считает безопасным, будет подстегивать ваше стремление заставить его есть.
Попытайтесь обуздать это желание и осознать, что без давления, принуждения, наказания, вознаграждения или чрезмерной тревожности ваш ребенок сможет расслабиться, полноценно питаться, и со временем круг его предпочтений будет постепенно расширяться.
Когда нужно обращаться за помощью
Незначительные проявления отвращения к текстуре еды — это нормально. Но если вы наблюдаете все или несколько симптомов сразу, не стесняйтесь обратиться за помощью к врачу:
- Ребенок давится при каждом приеме пищи либо его рвет после еды (речь идет о пище определенной текстуры).
- Ребенок съедает недостаточно для здорового эмоционального, физического и социального развития.
- Пищевое поведение ребенка дома значительно отличается от пищевого поведения в школе.
- Ребенок плохо пережевывает пищу, выплевывает ее после того, как прожевал, или не может удержать во рту.
- Ребенок проглатывает пищу целиком.
Как понять, что малыш не пережёвывает пищу?
- ребенку меньше 3 лет, но он «жует» с закрытым ртом;
- ребенок давится и поперхивается во время еды;
- ребенок морщится, когда глотает еду;
- в подгузнике или в рвотных массах вы обнаруживаете целые кусочки пищи;
- у ребенка запоры;
- ребенок съедает достаточное количество еды для своего возраста, но не набирает вес;
- ребенок набивает полный рот, и приходится часто напоминать ему, чтобы он не спешил и клал в рот небольшие кусочки.
Общие советы по кормлению тоддлеров
- Старайтесь сохранять спокойствие. Чем более эмоционально вы будете реагировать, тем выше вероятность, что ситуация ухудшится. Если малыш говорит: «Не хочу» или «Не буду», отвечайте: «Хорошо. Если ты передумаешь, еда на столе». — Подумайте про себя: «Я хочу, чтобы ребенок сам решал, что есть, доверяя своему аппетиту, а не ориентировался на мои мысли или чувства».
- Если ребенок не слишком голоден (это проявляется в избирательности в еде), возможно, у него снижен аппетит. Проанализируйте, вероятно, он привык перекусывать или что-то пить (кроме воды) незадолго до обеда, и внесите изменения в график питания.
- Как можно раньше введите правило, что есть нужно, сидя за столом. Игры или передвижения по комнате не только повышают риск подавиться, но и размывают границы начала и конца приема пищи.
- Старайтесь, чтобы атмосфера во время приема пищи была приятной. Эмоции — важная составляющая, помогающая детям чувствовать себя уверенно. Особенно справедливо это для чувствительных детей.
- Не используйте еду как вознаграждение (чтобы оказать давление и мотивировать своего ребенка есть): «Ты сможешь взять печенье, только если съешь несколько кусочков курицы».
- Помните, что дефицит питательных веществ не возникает мгновенно. Попробуйте расслабиться. Если такое случится, это можно будет скорректировать. Если вы переживаете, проконсультируйтесь с врачом.
- Ваша ценность как родителя не зависит от того, как питается ваш ребенок.
Как предлагать еду, не оказывая давления и ориентируясь на внутренний голос интуитивного едока?
- «Можешь брать все, что есть на столе».
- «Я приготовила . Если хочешь, угощайся!»
- «Если не хочешь, можешь не есть».
- Вы можете ничего не говорить, а просто сервировать еду в привычном для ребенка стиле.
- Положите небольшое количество еды ребенку на тарелку и ничего не говорите.
Вовлечение ребёнка в процесс принятия решений относительно еды
Вы анализируете, какие продукты есть в доме, и предлагаете ребенку 2–3 варианта обеда или перекуса. Маленькие дети могут быть сбиты с толку, если выбор слишком широк. Ограничьте количество вариантов соответственно возрасту ребенка.
Разумеется, будут ситуации, когда вы вообще не сможете обеспечить возможность выбора. В таком случае решение принимает взрослый, и это нормально.
Если вы в растерянности, это не значит, что вы плохой родитель. Если вы дошли до стадии, когда уже готовы сдаться и уложить ребенка спать, лишив его ужина, сделайте глубокий вдох и воспользуйтесь паузой между побуждением к действию и своим ответом. Отнеситесь к себе с сочувствием, помните, что вы не одиноки.
По материалам книги «Не заставляйте доедать».