«Мама малышариков» записывает подкаст для родителей

Анна Геллер — бесменный голос «мамы» в популярном проекте «Малышарики». В начале июня она дебютировала как ведущая подкаста для родителей, в котором обсуждаются вопросы здоровья и воспитания детей. Выбрали для вас 7 интересных вопросов и дали ответы экспертов в этом материале.
«Мама малышариков» записывает подкаст для родителей 
Getty Images
Маленькие дети часто отказываются спать, есть, замечать игрушки и разговаривать. И что делать в таких ситуациях, не всегда очевидно. Проливать свет на волнительные ситуации из родительской повседневности будет проект «Мой Малышарик», созданный на стриминг-платформе HiFi-стриминг Звук. В подкасте голос «мамы» из «Малышариков» Анна Геллер озвучивает вопросы о малышах, а эксперты в области психологии, здоровья, питания и просто опытные родители делятся знаниями и советом. Гостями подкаста уже стали педиатр и популярный блогер Екатерина Юрьева, детский нейропсихолог Алла Козурова, семейный психолог Екатерина Мурашова, автор методики обучения безопасному поведению Ольга Бочкова и главный редактор издания «Мел» Надя Папудогло.
Содержание статьи

Послушали несколько выпусков и делимся с вами интересными ответами гостей подкаста. Полную версию всех эпизодов можно послушать на «Звуке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малышарик не засыпает вовремя

Что делать, если время позднее, а сна ни в одном глазу? Почему малыш просыпается ночью? Как с этим справляться? Отвечает детский нейропсихолог Алла Козурова. «Трудности с засыпанием малышей часто беспокоят молодых родителей. Существуют общепринятые нормы сна для разных этапов младенчества, на которые необходимо равняться. Для грудничков — это двадцать минут бодрствования и три часа сна. Для детей постарше нормы немного другие. Ребенок в таком возрасте по правилам должен ложиться спать не позднее десяти вечера, спать всю ночь и просыпаться утром голодным и без истерик. Дневной сон не должен мешать вечернему засыпанию вовремя.

Нормальное время для дневного сна — с 12:30 до 14:30.

Из-за того, что многие дети вечером не могут заснуть вовремя, родители убирают дневной сон совсем, но это неправильно. Он должен сохраняться до пяти с половиной лет. Чтобы ребенок засыпал нормально, гулять с малышом нужно строго два раза в день — минимум по два часа. Если ребенок не устает, у него нет физической или интеллектуальной нагрузки, он тоже будет плохо засыпать. Поэтому необходимо подстраивать свою жизнь под ритмы ребенка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первые семь лет закладывается фундамент для здоровья ребенка на всю жизнь, и здоровый сон — важный фактор. Если так происходит, что ребенок и сам уже хочет спать, но не может, возможно есть проблемы со здоровьем, а именно с нарушением шейных позвонков, которое могло случиться при родах. Для начала стоит посетить остеопата и провести функциональные исследования: рентген шейных позвонков, нейросонографию, дуплексное сканирование и электроэнцефалограмму».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малышарик не спит в своей кроватке

«Когда я высплюсь?» — главный вопрос родителей совсем маленьких малышей, которые отказываются спать в своих кроватях. Но обязательно ли крохе спать в отдельной постели или лучше, чтобы он всегда был рядом? Как будет лучше для ребенка? Отвечает семейный психолог Екатерина Мурашова:«Малыш меняет среду обитания, и первый год жизни он только адаптируется к новой реальности. Целых девять месяцев он жил в воде, а теперь вышел на сушу, поэтому приходится приспосабливаться, а это непростой процесс. Поэтому сон младенца на ранних этапах зачастую бывает очень беспокойным. И это нормально, это нужно просто пережить. В прошлом в разных странах и культурах дети как и где только ни спали: в юртах с братьями и сестрами на одной шкуре, накрепко запеленутые и в люльке, которую качали все члены семьи и даже примотанные к досочкам, как делали в Британии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы можете положить ребенка куда угодно, и он вырастет абсолютно нормальным. В исторической перспективе мы знаем, что место сна малыша никак не влияет на его развитие. Ориентируйтесь только на себя, слушайте свое сердце и поступайте так, как вам кажется правильным. Кладите малыша только туда, куда удобно вам, что бы ни писали в интернете».

Малышарик не говорит

В каком возрасте малыш уже должен начать разговаривать? Почему малыш не хочет говорить? Что делать, если кроха упорно молчит? Отвечает детский нейропсихолог Алла Козурова: «Каждый ребенок имеет право на свой темп развития. Очень важно определить: это обычная темповая задержка или проблема требует серьезного вмешательства. Существуют нормы, которые никто не отменял. В год ребенок должен говорить до десяти лепетных слов. В два года ребенок уже произносит больше двухсот слов и активно повторяет каждое новое. Когда у малыша появится достаточно много слов в активном словаре, он может переходить к фразам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если к двум годам появились хотя бы десять лепетных слов, мы ждем до двух с половиной лет и обязательно погружаем ребенка в речевую среду: малышу необходимо больше общаться со сверстниками, чтобы появилась потребность говорить. Мамы, папы и бабушки считывают сами, чего хочет ребенок, поэтому рядом с ними такая потребность может не возникнуть. Там, где говорят сверстники, возникает механизм имитации, а это — основа обучения, которая в этом возрасте является базовым инструментом.

Мы можем определить, почему ребенок не говорит в возрасте двух с половиной лет и назначить эффективное лечение.

Но дети разные. Одному ребенку выпишут стимулирующие лекарственные препараты, второму ребенку эти же лекарства могут не подойти совсем, а у третьего ребенка просто не будет мотивации говорить. Для всех троих детей будут разные маршруты, но одинаковые рекомендации. Речь развивается через моторное планирование, поэтому имитация будет очень полезна. Ребенка нужно поместить в коллектив, где говорят или производят действия со сложной моторной координацией: спортивные группы или группы общего развития с подвижными играми».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малышарик не хочет идти в детский сад

Первый поход в детский сад — важный этап в жизни малышей и их родителей. Многие готовы обойти десятки детских садов, прежде чем выбрать самый лучший, и это правильно. Но как выбрать подходящего воспитателя? Как понять, что ваш ребенок готов к детском саду? Отвечает врач-педиатр и популярный блогер Катя Юрьева: «Очень важно выбрать лучшее место, где ваш ребенок будет проводить массу времени. Прежде чем определиться с детским садом, необходимо обязательно встретиться с воспитателем, ведь подходящий воспитатель в сто раз важнее, чем внешний вид учреждения. Если вы чувствуете, что воспитатель с вами не на "одной волне", необходимо обязательно к прислушаться к себе. В детском саду очень важно, чтобы ребенок начал проявлять себя в социум, а это получится только в экологичной среде.

Малыш готов к детскому саду, если он может проводить время без родителей и интересуется другими детьми.

Прежде чем отправить ребенка в детский сад, нужно наладить коммуникацию между мамой и малышом, чтобы мама понимала эмоции крохи. Если этот контакт есть, детский сад пройдет элементарно. В раннем возрасте очень важно позволить ребенку социализироваться самостоятельно среди сверстников, даже если у вас куча времени. Дайте ребенку жить своей жизнью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы выбрать правильного воспитателя, задайте ему все интересующие вас вопросы. Если воспитатель начинает кукситься уже на этом этапе, вряд ли у него хватит терпения на вашего ребенка. Также важно познакомиться с заведующей, потому что она отвечает за всех воспитателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы подготовить малыша к детскому саду, нужно начать готовить его за пару месяцев: рассказать ему, что детский сад — это здорово, что мы будем просыпаться утром, надевать красивую одежду, там будут другие дети и много развлечений. Чтобы унять тревогу от первого похода в детский сад, нужно создать утром атмосферу веселого события. Первые несколько дней малыш всегда ходит в детский сад с удовольствием. Но спустя несколько дней, когда праздничная атмосфера пропадет, у ребенка могут возникать вопросы и нежелание уходить от мамы.

В этот момент очень важно помочь ребенку адаптироваться, а не уходить в тревогу.

Расскажите крохе, сколько возможностей и развлечений появится у него вместе с другими ребятами, что скучать это нормально, что у мамы тоже есть свои дела. Очень важно общаться с ребенком на равных и объяснить ему всё как маленькому взрослому. Что-то новое всегда может вызывать отторжение в любом возрасте, это нормально. Небольшие истерики могут случаться, но они не критичны. Если же вы видите, что детский сад — это слишком большой стресс для ребенка, можно индивидуально сократить количество часов, которое ребенок там проводит».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ребенок слушает в наушниках фото
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малышарик не играет в игрушки

Да, так тоже бывает! Малыш может совсем не интересоваться игрушками. Зачем малыши играют, почему важно играть вместе со взрослыми и почему важно сохранять интерес с развивающим играм рассказывает детский нейропсихолог Алла Козурова: «Социальное развитие начинается с игры. Именно в игре ребенок может примерить на себя разные роли. Для малышей грудничкового возраста очень важно многообразие тактильных ощущений, из которых формируется зрительное восприятие. Шуршащие, мягкие, гремящие игрушки помогут ребенку сформировать правильное зрительное восприятие и заложить фундамент для будущего развития. Впрочем, игрушкой может стать что угодно — мамины сережки, предметы быта и что угодно, этого будет достаточно.

Не обязательно окружать ребенка купленными дорогими игрушками, важнее всего уделять время малышу.

В возрасте постарше мы стремимся купить малышу развивающие игрушки: пазлы или сортеры. Развивающие игрушки должны быть недоступны для ребенка в обычное время, играть в них рекомендуется только вместе со взрослыми. При этом мы наблюдаем пик интереса, чтобы на пике мягко завернуть эту игру и предложить другую, чтобы сохранить незакрытый гештальт. Если игрушка находится в постоянном доступе, ребенок очень быстро теряет к ней интерес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самостоятельно ребенок может играть уже в совсем маленьком возрасте, и если он способен играть хотя бы пять минут — это уже хорошо. Найдите игрушку, которая заинтересует вашего малыша, придайте ей смысловое значение и предложите придумать и спланировать сюжеты, как именно кроха будет с ней играть. Позволяйте ребенку играть со сверстниками, подключайте в игры чувство юмора и создавайте игровой смысл вокруг игрушек и игр».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малышарик мной манипулирует

Правда ли, что дети — это лучшие манипуляторы? Все малыши пытаются манипулировать родителями? Как реагировать на манипуляции? На эти вопросы отвечает семейный психолог Екатерина Мурашова: «Дети всегда пытаются манипулировать родителями. Это нормально. Манипулировать умеют все — даже животные. Пока мы маленькие, нам все время нужны какие-нибудь ништяки от родителей, поэтому детские манипуляции — это повседневность. Умение манипулировать заложено на рефлекторном уровне. Это естественный способ адаптации. Ребенок обнаружил людей, которые обладают нужными ему ништяками, и у него включается исследовательская программа. Кроха разбирается, каким образом он может получить то, что хочет. Он может не уметь говорить, но своими действиями будет показывать, что ему хочется.

Однако следует проводить границу между просьбой и манипуляцией.

«Мама, дай мне конфету» — это не манипуляция. А проявление хитрости и установка условий, чтобы получить желаемое — да. Дети не снимают модель манипуляций со взрослых, они умеют это изначально. Первое, что родитель должен сделать, когда кроха пытается им манипулировать — осознать, что это манипуляция. Затем необходимо принять решение: вестись или нет. И если родитель выбирает поддаться манипуляции, то ему нужно понимать, что с возрастом манипуляции ребенка могут стать настолько сложными, что станут абсолютно незаметными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы не уверены, что вами манипулируют, попросите обратной связи у другого взрослого или психолога, потому что изнутри ситуации может быть не всегда очевидно, где манипуляция, а где действительно есть проблема. Но делать окончательные выводы нужно самостоятельно. Вы можете сказать категорическое «нет» манипуляциям, и сообщить об этом ребенку. Сообщите малышу, что вы прекрасно видите, что именно сейчас происходит, но правила есть правила. Играйте с открытыми ладонями».

Малышарик устраивает истерики

С детскими истериками знаком каждый родитель, и это знакомство не из приятных. Что делать, если малышарик устраивает истерики, почему так происходит и насколько это нормально, отвечает семейный психолог Екатерина Мурашова:«Истерики — частое явление в определенном возрасте. Малыши не всегда могут что-то сказать словами, поэтому выражают свои чувства через истерику. Истерика появляется, когда ребенок не получил ответ на свой вопрос. Если это происходит регулярно, у малыша слетают адаптационные механизмы, и он начинает истерить уже даже не задавая вопросов. Если ребенок подает понятные сигналы, а родитель отвечает вообще в другой области, это не сработает. Если ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание, а родитель предлагает ему пойти поиграть в игрушки, ребенок не получает ответа на свой вопрос.

Ответом на вопрос ребенка будет либо пойти поиграть с ним, либо сообщить малышу, что сначала взрослому необходимо завершить свои дела.

Нужно приучить себя отвечать ребенку строго на то, о чем он спрашивает. Если же ребенок начинает вопить, даже если получил ответ на свой вопрос, необходимо просто продолжать делать то, о чем вы ребенку сообщили. Так у ребенка сложится понимание, что истерика не работает. Может ли он обижаться? Конечно, малыш имеет на это право. Но зато он будет понимать, что родитель последователен в своих словах и действиях. Если вы приняли какое-то решение, малыш должен твердо понимать, что это произойдет в любом случае. Это не уберет истерики совсем, но сведет их к минимуму. Задача взрослого — сформировать у ребенка понимание непреложности решений родителя».

Вы используете приложения и сервисы, помогающие в воспитании детей?
Да / Хотелось бы этого
Нет и не хочу / Нет детей