Конфликты между родителями и детьми: основные причины и рекомендации эксперта
В чем же причины разногласий с детьми и как действовать в ситуациях конфликтов, рассказывает Диана Машкова, основатель АНО «Азбука семьи», автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи», мама пятерых детей.
Неудовлетворённые потребности
Самая, пожалуй, частая причина конфликтов – неудовлетворенные потребности. Если человек чувствует себя ненужным, нелюбимым, отвергнутым или испытывает другие серьезные дефициты, он уже носит в себе конфликт, который рано или поздно проявится. Это справедливо по отношению к взрослым и детям. Но если взрослые могут отрегулировать ситуацию сами – вовремя и спокойно озвучить свои потребности, укрепить личные ресурсы, обратиться за помощью к другим взрослым, к специалистам – детям эти инструменты в силу возраста и уровня зрелости еще не доступны.
Если ему плохо, он как правило «плохо себя ведет»: не слушается, кричит, закатывает истерики, отказывается учиться и выполнять свои обязательства. Когда родители сами истощены, они не могут увидеть истинную причину проблемы, и такое поведение ребенка может вызвать раздражение, гнев, агрессию. Тогда произойдет деструктивный конфликт. Когда родители справляются с собой и настроены увидеть причину «плохого поведения» в потребностях и переживаниях ребенка, вся семья становится на шаг ближе к устранению неприятного фактора и мирному разрешению конфликта в конструктивном ключе.
При этом – важно отметить – речь не идет о немедленном удовлетворении желаний ребенка. Возможно, если речь идет о чрезмерной материальной, а не базовой психологической потребности, ее в принципе не стоит удовлетворять. Но признать желания и негативные чувства ребенка – уже путь к конструктивному решению конфликтной ситуации.
Ожидания родителей
Неадекватные ожидания со стороны родителей довольно часто становятся причиной конфликтов. Ещё до рождения ребёнка – особенно первого в семье – мы невольно рисуем себе картину, каким он должен быть: красивым, умным, добрым, послушным, обязательно успешным. Иногда даже профессия оказывается заранее выбрана родителями.
Но если человек с младенчества живёт в мире ожиданий мамы и папы, загоняемый насильно в жесткие рамки, у него скорее всего останется два пути: отказаться от себя и слепо следовать ожиданиям или бунтовать против самых родных людей. Причём именно второй вариант, приводящий к конфликтам, станет гораздо более здоровой реакцией.
Не тогда, когда он чего-то достиг, не тогда, когда получил хорошую оценку, а в любой момент его жизни, независимо от успехов или неудач. В период неудач – даже еще сильнее. Мудрость родителей состоит в том, чтобы исключить выбор ребенка между ним самим и хорошими отношениями с нами. Тогда у него будет возможность раскрыть свой лучший потенциал, а у нас – быть с ним рядом и с гордостью наблюдать, как он идет по самостоятельно выбранному пути.
Полезные технологии коммуникаций в общении с ребёнком
Как же научить ребёнка спокойно обсуждать возникающие потребности, трудности и проблемы? Очень просто – личным примером. Именно в наблюдении за своими взрослыми ребёнок учится общаться и выстраивать отношения. Хорошие технологии коммуникаций в семье — это залог грамотного урегулирования споров и иных сложных моментов. Для грамотного урегулирования конфликтов необходимо развивать в себе следующие простые навыки, которые будут перенимать и наши дети:
Активное слушание
Обязательно давайте ребёнку высказаться. Не перебивайте, не додумывайте, старайтесь не просто слышать, а вслушиваться и давать обратную связь. Так вы сможете не только понять позицию ребёнка, но и продемонстрировать, что она вам важна.
Я-сообщения
Старайтесь доносить свои мысли не через обвинение, а через призму своих чувств и переживаний, обязательно начиная предложение с «я», «меня», «мне». Например, не «ты плохо себя ведёшь», а «мне не нравится, когда дети не слушаются».
Естественные последствия
Вместо того чтобы выдумывать наказания, позвольте последствиям ошибок детей наступить, чтобы у ребёнка появилась логическая взаимосвязь между действиями и их результатами. В разумных пределах, конечно, исключая риски для жизни и здоровья. Но не сделал уроки — получил двойку, забыл дома сменку – отправлен за второй обувью. Важно в такие моменты посочувствовать, разделить неприятные чувства ребёнка, а не обвинять.
Положительное подкрепление
Постарайтесь отмечать даже самые маленькие успехи ребёнка, а не то, что у него не получается. Если тот, кто обычно неряшлив, сам убрал игрушки, пусть не до конца, вместо критики похвалите за ту работу, которая реально сделана. Это станет мотивацей поступить так и в следующий раз.
Залог здоровой коммуникации с ребёнком
Чтобы общение было продуктивным и комфортным для всех в семье, родителям нужен определенный набор знаний и компетенций – в их развитии поможет книга-тренажер «Азбука счастливой семьи». При этом необходимо помнить: если общаться с ребёнком уважительно, с любовью и понимать, что его поведение — это зачастую лишь отражение неудовлетворенных потребностей и незрелых способов коммуникации, решать конфликтные ситуации в семье станет намного легче.
Прочтите 5 советов, как не надо ссориться с подростком, изучите 5 способов перестать кричать на ребенка и посмотрите какой-либо из 10 фильмов об отношениях родителей и детей.