Как решить школьные проблемы летом
Проблема нашей школьницы
В последние несколько недель (Может, за исключением годовалого Костяна, да и то не факт) обеспокоены только одним: в какой школе будет учиться наша дочь? Ириша заканчивает началку, самую обычную, возле дома. Заканчивает хорошо, то есть даже отлично, и дальше хочется не прогадать: важно, чтобы в новом месте ей было интересно (русский или математика? А может быть, китайский?), в меру развлекательно (приветствуется танцевальный кружок при школе. В крайнем случае, театральный), довольно сильно загружено (это пожелание от меня: лени у дочери предостаточно). И... еще пусть это хорошо называется — это требование от нашей школьницы: еще бы, гораздо интереснее посещать гимназию или лицей, а не какую-то там СОШ. Мы как обычно, поздно спохватились, еле успеваем вклиниться в последний потом экзаменов в пятый класс, волнуемся, каждый раз планируем и перепланируем нашу дальнейшую жизнь — в зависимости от того, какое заведение нас выберет.
У-уф, и все это время я отдельно переживаю вот о чем. Моя дочь в школе и во дворе, скажем так, звезда. Ну или активный лидер, если использовать боле мягкую терминологию. Большую часть времени меня это не сильно пугает: у меня у самой похожий темперамент, когда Ириха зазнается и я присутствую при этом, я намеками и подмигиванием даю ей это понять, или же мы спокойно обсуждаем разные ситуации вечером. В целом же, мне кажется, в 10−11 лет дети уже сами в состоянии решить свои проблемы. Другое дело — новая школа и вообще новое место — возможно, нам придется переехать, если все сложится с нашей главной целью. В последние дни я думаю, чем можно помочь своему ребенку: возможно, позаниматься дополнительно летом, наоборот расслабиться, чтобы уменьшить предстоящий стресс... не знаю, поиграть в «школу»?:)
Проблемы других школьников
1. Мою подругу беспокоит другая проблема: «В школе ребенок спокойный, можно даже сказать, тише воды ниже травы. А дома каждый день — взрыв! Активный, громкий и за словом в карман не полезет». Настя думает о том, как переориентировать ее первоклассника, чтобы он и вне дома был активным, способным ответить быстро, постоять за себя, не тушевался.
2. У родственницы все еще интереснее: «У меня две девочки. Старшая — прилежная ученица, много читает, интересуется химией и биологией, участвует в конкурсах и олимпиадах, уже сейчас понимает, что скорее всего станет ветеринаром или химиком. А младшая (первоклассница) — задира и хулиганка, учеба у нее с первого же дня не заладилась, в дневнике постоянные замечания, причем девочка неглупая, мы с ней тоже много занимаемся, читаем, и я пытаюсь ее увлечь хоть каким-то занятием. Я прекрасно понимаю, что все дети разные, и что возможно, отчасти сама виновата: после старшей недостаточно уделила внимания первому классу и учебе младшей, думала, что все пойдет само собой хорошо. А вышло не так. Подозреваю, что может мы выбрали не тот класс и не того учителя, но каждый год уже в начальной школе менять классы я тоже не хочу. Как быть?»
3. И еще один случай от читательницы «Нового очага»: «Мой сын очень творческий ребенок. Об этом говорят все тестирования, которые мы регулярно проводим. Да и по нему самому видно: он неплохо рисует, лепит, придумывает сказки, читает по ролям, уже в свои 8 лет пытается ставить дома мини-спектакли, причем сам, с минимальной помощью взрослых. Ребенок явно очень интересный. Но как всегда, есть но. С учебой у нас слабовато. Особенно с математикой. Даже во втором классе он уже приносит домой двойки и тройки. С учителем контакт есть, она сама Пашу очень любит, хвалит в нем творческое начало, разговаривает со мной и сама же просит это начало не губить. Но я-то понимаю, что без минимальных знаний сыну дальше просто не прожить: вряд ли он действительно будет на жизнь зарабатывать картинами или сценками, а школу закончить нужно, и желательно на хорошем уровне. Что посоветуете мне сделать?»
Совет психолога
За помощью я обратилась к специалисту по пренатальной психологии Марине Алексеевне Чижовой (http://perinatalpsy.ru). Ее комментарии меня несколько удивили. Мне казалось, что нет лучше времени на переориентацию ребенка, на то, чтобы подтянуть слабые знания, чем каникулы. А вот, что считает Марина Алексеевна:
«Лето — период, когда ребенок должен отдохнуть и переключиться с учебы на игру и общение. Такой большой перерыв в учебе необходим прежде всего младшим школьникам. Часто именно летний отдых приводит к тому, что ребенок способен по-новому увидеть "неподдающийся" предмет. Поэтому запланируйте, на лето отдых. Отдых, дающий мозгу ребенка время для созревания процессов, которые так необходимы в школе: саморегуляция, умение формулировать свои мысли. Нужно помнить, что эти процессы обусловлены физиологическим созреванием, а не только дисциплиной».
И тем не менее кое-чем полезным летом все-таки можно заняться. А именно — игрой. М. А Чижова продолжает: «Важную роль в созревании, о котором я говорю, играет движение и игра. Пусть во время игры ребенок примеряет на себя самые разные роли: смелого полицейского и роль маленькой белочки. Если ребенок умеет играть разные роли, он и за себя постоять сможет, и вести себя по-разному в разных ситуациях. И, конечно, это дает ребенку понимание того, что учеба — часть жизни, но не вся жизнь.
Хочу напомнить родителям, что каникулы ребенка — повод провести с ним больше времени, поиграть вместе, обязательно обсуждать то, что происходило с ним в течение дня. Часто мамы и папы считают, что учеба ребенка, а не сам ребенок, нуждается в их внимании. А проблемы с учебой лучше решать в процессе учебного года, с помощью хорошего репетитора, например».
А вы что думаете? И, пожалуйста, напишите о своих планах на лето, занимаемся или отдыхаем?:)