Как познакомить ребёнка с часами и научить ориентироваться во времени

С самого раннего возраста ребенок слышит слово «время» достаточно часто. «Как быстро время летит, ты совсем большой!» — говорят родственники. «Время позднее!» — значит, пора спать. Как познакомить ребенка с часами и научить ориентироваться во времени?
Как познакомить ребёнка с часами и научить ориентироваться во времени
Getty Images

Время можно «пощупать»

С самого раннего возраста ребенок слышит слово «время» достаточно часто. «Как быстро время летит, ты совсем большой!» — говорят родственники. «Время позднее!» — значит, пора спать. Вечер сменяется ночью, один день — другим, лето — осенью. Родители показывают фотографии, где ребенок, а то и сами мама с папой ещё совсем маленькие, и с каждой страницей альбома они все старше. Категория времени сложна даже для философов и ученых, и разумеется, никто не будет объяснять малышу это понятие через словарное определение «непространственного континуума». Оно становится частью жизненного опыта ребенка, которому нужно все «пощупать», увидеть и услышать: мы встаем утром, идем на прогулку в новых теплых ботинках, потому что наступила зима.

И эти изменения показывают течение времени, которое никогда не останавливается и движется только вперед.

В быту мы постоянно сталкиваемся с измерением времени, и прежде всего нам нужно умение определять время по часам, без этого невозможна никакая деятельность. Когда можно начать обучать ребенка? Завершить это обучение – желательно к школе. А начинать можно тогда, когда он будет обладать следующим набором знаний и умений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Ребенок должен ориентироваться в пространстве и хорошо понимать, где находится не только «верх и низ», но и «право и лево».
  2. Строго необходимы счет до 60, а также понимание категорий «больше-меньше». Если ребенок понимает, что число 29 стоит рядом с 30 и меньше 30 – можно говорить о времени.
  3. Нужно научить счету «пятерками», как в прямом, так и в обратном порядке. Перечислить все числа, кратные 5, до 60 и от 60 до 5 – следует уметь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что в наше время «у всех телефоны», начинать знакомство с часами лучше с аналоговых часов. Это развивает мышление и кругозор, дает новые знания, а главное – позволит не растеряться, если электронных часов по какой-то причине в доступе не будет. Ребенку можно доставить радость визуальным, а лучше тактильным опытом, показывая часы-будильник, часы с кукушкой, «ходики» и т д, тем более что они упоминаются в детских стихах и сказках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего начать?

  1. Мы обращаем внимание ребенка на то, что на циферблате находятся три разных стрелки. Они движутся в строго определенную сторону: вправо. Можно ввести понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» и в быту, когда открываем и закрываем, например, бутылочку с водой. Часовая стрелка – самая широкая и короткая. В течение дня мы указываем ребенку на часы и поясняем: «Сейчас три часа дня – пойдем гулять», «уже пять часов вечера – можно посмотреть мультфильм».
  2. Далее можно ввести понятие суток, в которых 24 часа. Часовая стрелка проходит за сутки два круга, поэтому у нас есть 12 часов дня и 12 часов ночи, 8 утра и 8 вечера. Обращаем внимание ребенка на часы: «который час?» Пусть он назовет не только цифру, но и к какому времени суток она у нас относится: «Сейчас девять часов утра».
  3. Для закрепления материала можно поспрашивать, во сколько ребенок хотел бы получить сладкое к чаю или посмотреть фильм. Хорошо помогает составление листа режима дня, где время подъема или обеда не только подписано, но и отмечено на изображенных в каждой графе часах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переходим к главному

Теперь можно рассмотреть назначение всех трех стрелок. К этому моменту можно купить (а веселее сделать вместе самим, например – из картона) учебную модель часов и дать ее в руки ребенку. В часе – 60 минут, в минуте – 60 секунд. Объясняем: пока толстенькая часовая стрелка медленно добирается до новой цифры, минутная успевает сделать целый круг, а труженица-секундная... давай посчитаем, сколько кругов!

Знакомство с функцией минутной стрелки начинаем с самого простого: когда она указывает на 12 – это «ровно» столько-то часов, на 6 – половинка часа прошла. Для того, чтобы определить минуты, ребенку придется не только рассмотреть минутные деления циферблата, но и запомнить, что цифра 1 соответствует пяти минутам, 2 – 10, и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом сложном этапе ни в коем случае не подгоняйте и не ждите быстрых результатов. Когда все выполнено, можно переходить к определению времени: «Сейчас 10 часов и – сколько минут?» Если минутная стрелка не указывает точно на цифру – нужно будет посчитать «лишние» деления и прибавить к предыдущей цифре: 15 плюс три деления – значит, 18 минут. Следим, чтобы час назывался по предыдущей цифре, с которого часовая стрелка уже «ушла». Теперь мы можем сказать точное время: сначала часы, а потом минуты.

«Высший пилотаж»

Последний, «продвинутый уровень» — это научиться называть время «как взрослые»: например, «без пяти 12» или «четверть первого». Вспоминаем нашу «половинку часа» и добавляем понятие четвертой части, или четверти: минутная стрелка на 3 и 9 (понятие «четверти» ребенок с удовольствием потренирует, например, на пицце, круглом пироге или булочке, хотя в последнем случае и решит, что четвертая часть — это очень мало). Усваиваем, что есть два типа указать время: сколько-то минут нового часа или без скольки-то минут новый час, то есть сколько до него нам не хватает. Причем час указывается последующий, а не предыдущий: тот, к которому движется часовая стрелка. Если стрелка в первой половине циферблата, то мы говорим «столько-то минут», если во второй, от 6 до 12, то «без стольки-то». Сколько делений прошла стрелка? А сколько нам не хватает?

Интереснее будет определить, сколько «не хватает», например, до намеченной на пять часов вечера прогулки.

Теперь можно познакомить с электронными часами. Объясняем, что «минутная стрелка на 12» у нас заменяется двумя нулями после двоеточия: например, 02.00. 12 часов дня будет 12.00, а вот 12 ночи – 00.00. Немного сложнее научить, что теперь вместо «второго круга» часовой стрелки у нас будут цифры от 13: час дня превращается в 13, два – в 14 и т д. Помним, что нам важен не быстрый результат, а глубокое усвоение и понимание предмета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда это будет отработано, стоит попробовать задачи на совмещение циферблата и электронных часов: расположить на учебной модели стрелки по электронным часам или, к большой радости ребенка, поставить время на самых настоящих новых часах по тем, которые уже есть в доме. Теперь вы спокойны: малыш овладел счетом времени и сможет вырасти пунктуальным, организованным взрослым человеком. Ведь ему скоро в школу. Как быстро летит время!

Еще больше материалов о воспитании и здоровье ребенка, родительские блоги и советы экспертов ищите в нашем канале «Как воспитывать детей». Подписывайтесь, читайте интересные истории и делитесь вашим опытом!