По словам Дианы Машковой, педагога и мамы пятерых детей, успех первоклассника в школе начинается с поддержки дома: тепло, доверие и уважение помогут ребёнку легче пройти адаптацию. Вот 5 простых советов, которые будут полезны родителям.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе: советы родителям первоклашек

Как помочь ребенку адаптироваться к школе: 5 советов
Наладьте доброжелательные отношения с учителями
Комфорт первоклассника в школе во многом зависит от того, смогли ли родители и учителя договориться между собой. Ради справедливого доброго учителя, который вовлечен и увлечен, младший школьник горы свернет. Со стороны семьи необходимо уважение к педагогу, нужен открытый деликатный диалог и понимание, что учитель, родитель и ребенок — это одна «команда» на много лет.
Будьте ребенку надёжной защитой и опорой
В школе ребенок первое время может уставать морально и физически. Большое количество новых людей и незнакомое пространство создают напряжение. В таком состоянии вовсе нетрудно забыть в школе портфель, не говоря уже о сменной обуви или форме для физкультуры. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Семья должна быть тихой гаванью, местом, где можно расслабиться, отдохнуть и побыть собой.

Восполняйте нехватку любви, тепла и тактильного контакта
Не совсем верно было бы сказать школьнику: «все, ты теперь взрослый, больше никаких сидений у мамы на коленях и объятий перед сном». Наоборот. Объятия, поцелуи, качания на коленях мамы или папы хорошо снимают тревогу, помогают восстановиться после учебного дня.
Постепенно передавайте ребёнку ответственность за себя
Ребенок в 7 лет может сам выполнять базовые домашние задания, например, собирать портфель или готовить себе одежду на утро.
Одним словом, принцип простой – все, что ребенок может сделать сам ни в коем случае не нужно делать за него. Исключение – редкие моменты сильной усталости, когда нужно все сворачивать и просто укладывать спать.
Помогите ребёнку найти свою «зону успешности»
Если не в школе, то в спортивной секции, творческом кружке, любом другом детском коллективе такое пространство обязано быть. Детям многое нравится, они по природе своей любопытны и, если мы оставляем за ними свободу выбора интересных занятий, они обязательно найдут то, что им по душе. А когда есть желание, будет энергия и следом за ней – успех.


Чек-лист полезных бытовых привычек для родителей и первоклассников
Для адаптации в школе важен не только правильный настрой и учебники с тетрадями. Простые бытовые привычки помогут ребёнку чувствовать себя уверенно и спокойно в новом ритме, отмечает психолог Наталия Мишанина.
-
Режим дня. Наш организм любит стабильность. Детям её помогут создать взрослые. Пусть будильник зазвенит чуть раньше обычного утром, а ужин станет уютнее и тише. Помогите школьнику мягко перестроиться и настроиться на учебный ритм.
-
Рабочее место. Что такое комфорт для ученика? Пространство, где всё удобно расположено. Поставьте столик там, где лучи солнца касаются тетрадей, добавьте мягкого света настольной лампы и убедитесь, что карандаши лежат аккуратно в коробке и рядом нашлось место для тетрадок и учебников. Создайте это пространство вместе, чтобы ребенок чувствовал сопричастность к организации своего учебного места.
-
Открытый диалог. Введите семейный ритуал. Каждый вечер — волшебное время, чтобы услышать историю школьника о его успехах в школе. Не ограничивайтесь вопросом «Как дела?» Спросите, что нового узнал, кого встретил, что понравилось, с кем познакомился. Будьте доступны и заинтересованы.
-
Организация вещей. На первых порах помогайте школьнику собирать рюкзак, превратите это занятие в приятный ритуал, чтобы завтрашний день начинался спокойно и радостно. Делайте это в начале учебного года вместе, а потом постепенно передайте эту ответственность ребёнку.
-
Забота о физическом состоянии. Сон, правильное питание и физическая активность — ключ к хорошей успеваемости и бодрости духа. Запланируйте прогулки, семейные походы и подвижные игры. Это отличный способ провести время с ребёнком.

Как заметить тревожные знаки в период адаптации первоклассника
Вот признаки, которые помогут понять, насколько ребёнок успешно адаптируется в школьном коллективе.

FAQ: ответы на важные вопросы родителей
Мы попросили психолога Наталию Мишанину составить FAQ для родителей с ответами на ключевые вопросы о том, как помочь ребёнку легко адаптироваться к школе, справляться со страхами и домашними заданиями.
-
Почему мой ребёнок испытывает страх перед школой? Страх перед неизвестностью — это нормально. Расскажите первокласснику о своём первом школьном дне, расскажите добрые истории, покажите пример уверенности и смелости. Посмотрите вместе старые добрые фильмы о школе. («Солнце в кармане»,1984 г., «Кыш и два портфеля»,1974 г., «Первоклашки», 2012 год)
-
Как облегчить выполнение домашних заданий? Организация рабочего места, удобная мебель, правильные привычки — ваши верные помощники. Но самое важное — ваша любовь и терпение. Будьте рядом, подбадривайте, хвалите даже за маленькие достижения.
-
Стоит ли отдавать ребёнка на дополнительные занятия в период адаптации? Лучше подождать немного, пока школьник привыкнет к новому режиму и основной школьной программе. Тогда новые увлечения принесут радость, а не станут источником стресса.
-
Нужны ли особые навыки для успешной адаптации? Конечно, умение читать и считать полезно, но гораздо важнее способность общаться, дружить, проявлять инициативу и радоваться новым открытиям.

Как дети адаптируются в школе — реальные истории
Дети адаптируются к школе по-разному: кто-то быстро привыкает к новому режиму и новым друзьям, а кто-то сталкивается со стрессом и тревогой. Психолог Наталия Мишанина поделилась несколькими историями из своей практики. По её словам, они доказывают, что чудеса случаются тогда, когда родители верят в своих детей и поддерживают их в трудные моменты.
История первая: «Из-за парты — к звездам»
Наш герой — семилетний Артём. Первые дни в школе были непростыми: постоянная усталость, недовольство собой и раздражение на окружающих. Он плохо вставал по утрам, жаловался на боль в животе. В школу ходить категорически не хотел. Мама обратила внимание не сразу, сославшись на смену режима. Но повторяющаяся изо дня в день ситуация, стала её настораживать.
Женщина обратилась к детскому психологу, и та порекомендовала ей помочь мальчику входить в учебный не сразу, а через игру или увлечение. Мама знала страсть сына к космосу и устроила настоящее космическое путешествие: вечера стали наполнены сказочными беседами о планетах, загадочные звезды сияли над кроватью ночью...и обучение превратилось в удивительное космическое путешествие. Вскоре уроки перестали пугать Артёма.
История вторая: «Игры побеждают страхи»
Маленькая Настя очень не хотела учиться. Она была застенчивой, всегда пряталась за маму, испуганно смотрела на учительницу и молчала на уроках.
Родительница обратилась к детскому психологу с запросом помочь дочке. Специалист предложила включить элемент игры в процесс подготовки уроков. Каждый вечер в семье стал превращатся в маленькую школу, где Настя была учительницей, а папа, мама, бабушки и даже кошка играли роли учеников. Теперь домашние задания превращались в весёлые приключения, играя девочка научилась чувствовать себя свободно и раскованно. Сегодня она смело поднимает руку на уроках и радует всех своим остроумием.
История третья: «Талант раскрывается через творчество»
Юрий учился плохо, плакал, жаловался на скуку. Оказалось, мальчику трудно усваивать знания традиционными методами. Папа предложил заняться музыкой и театром. Эти творческие эксперименты открыли в мальчике талантливого музыканта и маленького актёра. Теперь мальчик гордится своими успехами а оценки поднялись благодаря возросшей самооценке и любви к творчеству.

Еще больше рекомендаций о том, как укреплять отношения с детьми школьного возраста и помогать им таким образом успешно справляться с учебой, можно найти в книге-тренажере «Азбука счастливой семьи». Но по сути нам, родителям, важно помнить одно – это не мы, а ребенок пришел учиться в школу, и наша задача на этом пути его поддержать.


