«Как Коля осенние листья мирил»: творческое развитие ребёнка и рисование
Как рисовать с ребёнком, если ты не художник?
Популярная детская писательница, автор книги «Коля рисует» Юлия Кузнецова размышляет о том, зачем рисовать с ребёнком, что это даёт и ребёнку, и взрослому, а главное – как рисовать вместе, если родитель не брал в руки цветные карандаши со школьных времён.
Ребёнок подходит к вам с листком бумаги и просит: «Мама, давай порисуем?». Что вы чувствуете? Если радость и желание рисовать вместе, можете дальше не читать эту статью. Вы и так знаете, зачем и как рисовать с детьми.
Если же, как и большинство взрослых, вы ощущаете лёгкую панику («Я не умею рисовать!» «Вдруг ребёнок увидит, как я плохо рисую!» «Вдруг я научу его рисовать неправильно!»), то выдыхайте. Это нормально.
В школе нам часто сообщали, что мы не слишком успешны в той или иной области обучения. Например, учительница рисования могла сделать резкое замечание, снизить оценку за рисунок, взять на выставку все работы, кроме вашей, да просто сообщить что-то вроде: «Мда, животных у тебя вообще не получается рисовать». Отношение к рисованию могли одноклассники, которые посмеялись над вашим рисунком (так было у меня). В любом случае, мы выросли с мыслью, что рисование – не для нас. Оно для других, которые «художники».
На самом деле, причин несколько. Во-первых, ребёнку будет легче научиться рисовать, если рядом папа или мама. Во-вторых, он будет рад сразу показать вам своё творчество. И услышать добрые слова! В-третьих, совместное рисование – это безопасное пространство для общения с ребёнком. Возникает атмосфера доверия, время тихого и важного разговора вполголоса, на ушко. И всё это – благодаря карандашам и восковым мелкам.
Важно помнить, что рисование для ребёнка – это не способ достижения какого-то результата. Это игра и познание мира! В моих рассказах сын Коня ищет кабачковый цвет и играет со шмелиным фломастером. Ему не нужно сдавать на выставку свой рисунок, показывать его строгой учительницы из моих грустных воспоминаний. Он только ищет цвет и форму. И играет в них.
Это всё хорошо, но с чего начать рисовать с детьми?
Сядьте рядом с ребёнком, дайте ему кисточку или карандаш, возьмите их и сами и предложите – проведи линию. Любую! И сами проведите. На что похожа ваша линия? На морскую волну? Или на ровный берег? Или на полёт звезды? Или на ветку дерева? А на что похожа линия ребёнка?
Пусть ребёнок начнёт рисовать просто то, что пришло ему в голову. Что угодно! От микробов до роботов. В одном из рассказов моему сыну приходит в голову нарисовать куропатку. Значит ли это, что я побежала искать мастер-класс «Как нарисовать куропатку?». Нет! Пусть он нарисует ту куропатку, которую «увидел» в своей голове. Это самое ценное.
А что пришло в голову вам? Рисовать просто линии? Рисуйте на здоровье! Вам не нужно сейчас быть образцом чего-либо. Вам нужно просто отдохнуть рядом с ребёнком, обменяться с ним энергией, а творчество помогает это сделать. Рисуйте линии, квадраты, цветы, траву, просто красьте синим или красным страницу. С каждой линией к вам всё больше будет приходить радость.
И тут ребёнок прошепчет: «А что ещё можем нарисовать?» Не волнуйтесь!
Оглянитесь! Рисуйте предметы, которые вас окружают. Стол, стул, чайник, чашку. А потом пририсуйте им для смеха глаза и рты. Получились герои истории. Дайте им имена! Почувствуйте радость творца – ведь «творчество» происходить от слова «творить». Спросите ребёнка: «А что дальше случилось с чайником? К кому он пошёл в гости? Давай нарисуем!»
Чувствуете, как предметы, которые ещё недавно были просто частью вашей кухни или комнаты, начинают обрастать своей историей? А вы показываете ребёнку, как здорово расширить границы бытия, придумать то, чего не было до того, как вы сели порисовать.
Ведь совместное рисование – это не только со-творчество, но и создание. Создание миров, которые принадлежат только вам и ребёнку.
Родитель в этот момент кажется ребёнку всесильным. Какое счастье – ощущать, как тобой любуются сын или дочка.
Экспериментируйте! Вырежьте из бумаги круги. Рисуйте с ребёнком на круглой бумаге! На треугольной. На чёрной бумаге – белыми восковыми мелками. А если скрепить степлером страницы и создать свою книгу? А если прикрепить к стене лист бумаги для плоттера и нарисовать папин портрет – в полный рост?
Обязательно подчёркивайте ценность картин, дарите друзьям, развешивайте их на стенах. В моей книге «Коля рисует» вы увидите стены нашей квартиры такими, как их нарисовала Инна Папоротная. Они все увешаны рисунками! Наши дети уверены – мы обожаем их творчество.
А главная причина, по которой стоит рисовать с детьми, вот какая: мы создаём им тёплые воспоминания о том, как папа возился с мелками или мама рисовала красками вместе с ребёнком. Именно на эти тёплые моменты и будет опираться ваш ребёнок, когда подрастёт. Именно они согреют в трудную минуту и поддержат его.
Читайте мою книгу «Коля рисует», и из неё вы не только узнаете, как и что рисовали мы с Колей, но и согреетесь семейным теплом моих историй. Я хотела написать о том, как ребёнок открывает для себя рисование. Как он проводит кисточкой по бумаге, и в голове у него рождаются образы. Это книга о развитии творческого взгляда на жизнь, а ещё она о тепле семейных отношений.
С любезного разрешения издательства «Архипелаг» публикуем главу книги «Коля рисует».
Как Коля осенние листья мирил
Как-то в сентябре набрал Коля целый букет осенних листиков. Подарил маме, а мама сказала:
– Хочешь, дома нарисуем эти листья?
Принесли они букет домой, разложили на столе. Открыл Коля коробочку с красками, достал четыре краски: зелёную, красную, жёлтую и коричневую. Мама тем временем принесла простой карандаш.
– Давай мы листики обведём? – предложила она. – А ты их раскрасишь?
Коля согласился. Обвели они кленовые листья, а потом он принялся раскрашивать. Сначала зелёный лист. У него были светлые прожилки, а ещё какие-то пятнышки, Коля их коричневой краской нарисовал.
– Привет, спасибо, что меня нарисовал, – поблагодарил зелёный листик шёпотом. Он немного стеснялся своих коричневых пятнышек.
– Я сейчас тебе друзей нарисую, – пообещал Коля и придвинул поближе баночку красной краски. – Будет вас трое: Красный, Жёлтый и Зелёный.
Только друзья для зелёного листика не получились. То есть получились, но не друзья. Красный листик вышел красивым, ярким и гордым. Он сразу отвернулся от Зелёного. А когда Коля раскрасил ещё один листик жёлтым, Красный придвинулся к нему и прошептал:
– Давай не будем дружить с Зелёным!
– Почему? – спросил Жёлтый.
– Потому что он какой-то некрасивый. А мы яркие! Красивые! Нет, не будем с ним дружить.
– Не будем, – согласился Жёлтый. Зелёный листик уже подсох в сторонке и как будто немного скукожился. Его коричневые пятнышки стали похожи на слёзы.
– Эй, вы, – сказал Коля, – Жёлтый и Красный! Суперсила– в крепкой дружбе! Так говорили в мультике «Три кота».
– Не будем с ним дружить! – замахали веточками Жёлтый и Красный. – Не хотим! Мы с ним не сочетаемся. Мы по-настоящему осенние. А он – летний. Нет, не сочетаемся!
– Как это – не сочетаетесь! – воскликнул Коля и даже кисточкой по воде плюхнул. – Я знаете что в парке видел?! Знаете?!
Он попытался объяснить, но Красный и Жёлтый противно хихикали. И вдруг Коля забыл, что он видел. Только что помнил – и вдруг забыл. Ну как же так! А Красный и Жёлтый зашептались и опять захихикали. Коля рассердился, схватил банку с грязной водой и хотел в них плеснуть.
– О, Коля, – встрепенулась мама, – ты хочешь воду поменять? Давай помогу?
Вот отправились они в ванную вдвоём. Мама воду включила, а Коля с банкой в руках замер, на воду глядит, не шевелится. Надулся, словно воздушный шарик, и не сдувается никак.
– Что с тобой?
Мама забрала банку, вылила воду. Налила чистой, потом присела на корточки и обняла Колю.
– Я что-то в парке видел, – проговорил Коля. – А что – не помню.
– Ну давай вспоминать, – предложила мама. – Видели мы рыбок в пруду, китайских карпов.
– Нет, не это, – помотал головой Коля.
– Ещё видели красный дуб с острыми листиками, искали жёлуди, но не нашли. Ещё конский каштан, он совсем пожелтел, золотистый стоит, красивый. Видели мы дерево и вовсе без листиков, помнишь? На нём ворона сидела и играла, будто она листик. А ещё...
– Вспомнил! – воскликнул Коля. – Там было дерево с листьями трёх цветов! Ты сказала, что это дерево – пирог для осени! Сначала зелёная начинка. Зелёные листики. Потом жёлтая начинка и верхушка красная. Но я хотел нарисовать не это, а...
Он схватил банку и выбежал из ванной. Капельки воды пролились на пол и красиво переливались на осеннем свету. Когда мама подошла к столу, Коля уже заканчивал рисунок. Он нарисовал огромный кленовый лист. Это был Кленовый Корабль. Он был трёхцветным. Правый борт у него был жёлтым, левый – зелёным, а верхушка листика, то есть флаг, – красным.
– Ну-ка все на борт! – скомандовал Кленовый Корабль.
– Это куда же? – удивился Красный.
– Залезайте прямо на меня! – объявил Кленовый Корабль.
– Только сначала тебе надо высохнуть, – прошептал Зелёный. – А то мы размажем твои цвета.
– А красивые у меня цвета? – спросил Кленовый Корабль.
– Очень красивые! – выпалил Жёлтый.
– Мама, поможешь мне вырезать листики? – попросил Коля. – Чтобы они залезли на корабль.
Когда Кленовый Корабль высох, три листика забрались на него.
– Надо же! – удивился Красный. – А мы сочетаемся! Прости, Зелёный! Давай дружить?
– Давай! – обрадовался Зелёный.
Так они все втроём и жили на Кленовом Корабле вместе с другими осенними листьями – жёлтыми, зелёными, красными, оранжевыми и даже белыми, которые Коля собирал в парке.