Как говорить с подростком об уверенности, образе тела и тревожности
Об уверенности в себе
Быть уверенным в себе и не бояться высказывать свое мнение — качества, которые стоит привить подростку. Мы, родители, можем ему помочь. С младенчества мы говорим детям, что и как они должны делать. В подростковом возрасте необходимо снизить градус контроля и дать ребятам больше самостоятельности. Мы не сможем всегда быть рядом с ними, а значит должны научить детей справляться с трудностями. Для начала — научить их уверенному и решительному общению (ассертивному).
Эмили Робертс, автор книги «Твое мнение важно!», объясняет доступным для детей языком, как стать решительнее.
Решительность (ассертивность) — почти как магический предмет, который помогает находить общий язык с разными людьми и при этом добиваться того, что вы хотите. Это качество позволяет отстаивать свою позицию, выходить из конфликтных ситуаций, демонстрировать свою самодостаточность. Решительность не имеет ничего общего с грубостью. Это умение говорить то, что для вас важно, но вежливо и деликатно, не нарушая границы других людей. Часто ассертивность путают с агрессивностью. Но быть ассертивным — это умение уважать себя, высказывая свои желания. А агрессия связана с бесцеремонностью, злостью и страхом.
Ассертивности можно научиться с помощью практических упражнений и советов. Вот некоторые советы, которые помогут стать увереннее.
1. Пусть говорит ваше тело
Окружающие люди воспринимают нас не только через мимику и выражение лица, но и через язык тела. Они обращают внимание на позу. Если у вас есть привычка горбиться, отводить взгляд и смотреть в пол, а не в глаза, то вероятно, люди станут воспринимать вас как слабовольного человека. Чтобы произвести впечатление уверенного в себе человека, нужно сделать один маленький шаг — выпрямиться и посмотреть перед собой.
2. Выберите тон
Нет сарказму. Предпочитайте дружелюбный тон даже в ходе конфликта. Старайтесь говорить понятно и отчетливо, не тараторьте и не повышайте голос (это воспринимается как агрессия). Тогда вы будете услышаны.
3. Слушайте внимательно
Умение слушать так же важно, как и умение высказывать свои мысли. Не смотрите в телефон и не отвлекайтесь, сосредоточьтесь на словах собеседника. Смотрите в глаза, не хмурьтесь — тогда ваш собеседник поймет, что вы заинтересованы в разговоре.
4. Сочувствуйте
Поставьте себя на место другого человека и представьте, что бы вы сделали в сложившейся ситуации. Подумайте, как бы вы хотели, чтобы с вами поступили.
5. Не забывайте об улыбке
Не стоит улыбаться, если вам грустно. Но помните, что улыбка способна смягчить любую сложную ситуацию, а также поднять настроение окружающим. Улыбающегося человека всегда воспринимают позитивно.
О принятии внешности
Согласно исследованию фонда Children’s Society, проведенному в 2012 году, чем старше ребенок, тем сильнее он не принимает свою внешность. 37% ребят 12-13 лет недовольны тем, как они выглядят, а к 14-15 годам этот показатель вырастает до 42%. Задача родителей — показать детям, что все мы прекрасны по-своему. Книга «Тебе не нужны фильтры!» учит принимать свое тело, спокойно относиться к несовершенствам, не стремиться к навязанным идеалам.
Образ тела
Каждый из нас формирует собственный образ тела — позитивный (все в порядке принятием) и негативный (неприятие своего тела). Даже взрослые не всегда позитивно настроены по отношению к себе, а уж для подростков каждое сказанное слово в отношении внешности имеет значение. Если ребенок часто слышит негативные слова в свой адрес, они неизбежно подкрепляются мыслями о том, что с ним не все в порядке.
На формирование негативного образа тела может повлиять все, что угодно. Особенно опасны гнетущие и травмирующие переживания.
Ошибки мышления
Если ваши сын или дочь часто высказываются о себе в негативном ключе, поговорите с ними о том, что личность человека — это больше, чем просто внешность. Вместе постарайтесь определить, откуда растут корни негативного мышления. Это просто понять, если обратить внимание на формат высказываний подростка. Все негативные фразы — это наши установки или ошибки мышления. Они заставляют нас зацикливаться на неприятных моментах, создавать катастрофу из ничего и в конечном счете думать о себе только в негативном ключе.
Чёрно-белое мышление
В мире есть только черное и белое, нет места оттенкам. Это проявляется, когда, например, девочка говорит, что она «страшная уродина».
Чрезмерные обобщения
Какой-то небольшой случай масштабируется и преувеличивается. Мальчик уверен в том, что если его одноклассница однажды посмеялась над его волосами, значит все девочки думают также и никто никогда не будет считать его красивым.
Катастрофизация
Представление о том, что впереди все будет только плохо. Парень или девушка думают: «У меня никогда ничего не получится, потому что я непривлекателен».
Чтение мыслей
Необоснованные мысли о том, что все вокруг думают о тебе в негативном ключе. Девочка уверена, что все вокруг считают ее странной и замкнутой.
Преувеличение
Мысли о том, что все обращают внимание только на наши недостатки. Подросток уверен, что люди всегда смотрят только не его длинный нос, редкие волосы, лицо, покрытое акне.
Негативные сравнения
Когда подросток сравнивает себя с другими, и всегда оказывается в проигрыше. «Все девочки в школе симпатичнее меня».
Сосредоточенность на негативе
Это касается жизненных ситуаций, слов других людей, внешности и т. д. Например, тринадцатилетняя девочка думает так: «У меня красивые волосы и глаза, но это неважно, потому что у меня прыщи».
Недоверие к позитиву
Склонность считать положительную информацию ложной или видеть в ней скрытый негатив. Так, шестнадцатилетний парень полагает: «Девочка, которая мне нравится в школе, сказала, что у меня классная прическа. Но это она из жалости».
Родители должны обращать внимание не только на высказывания сына или дочери о своей внешности, но и на то, как сами они говорят о себе. Если вы склонны критиковать себя, то эту модель может перенять и ребенок. Старайтесь всегда высказываться о себе в позитивном ключе, а недостатки принимать, а не ненавидеть. Осознанно подбирая слова и фразы для характеристики своего внешнего вида, мы укрепляем позитивный образ тела.
О тревоге и стрессе
У каждого человека есть свои страхи. И это нормально, но страхи не должны разрушать нашу жизнь. Автор книги «Ты сильнее тревоги» клинический психолог Реджин Галанти рассказывает, что такое повышенная тревожность и как с ней справиться.
Тревожность встречается довольно часто как у подростков, так и у взрослых. Она принимает самые разные формы и часто передается по наследству от родителей детям. Некоторые формы тревожности проявляются в виде физических симптомов, другие больше связаны с психическим беспокойством, а какие-то дают о себе знать только в определенных ситуациях.
По статистике от тревожности страдает каждый третий подросток.
Из чего вырастает тревожность
Триггер — то, что запускает цикл тревожности. Если хотите найти причину тревоги, спросите себя: что было до того, как я начал нервничать?
Триггерами могут быть и события, и мысли, и ощущения, и поступки. Чтобы разорвать цикл тревожности, нужно поменять один из ее элементов. Но, как правило, мы не может остановиться, так как очень часто настолько погружены в свою тревогу, что не в состоянии определить, когда и с чего она началась.
Триггеры делят на внутренние и внешние. Внешний триггер — все, что происходит за пределами вас, то есть внешнее событие или человек. Внутренние триггеры — это наши мысли, убеждения, чувства, ощущения.
Чтобы научиться останавливать цикл тревожности, используйте такое упражнение. Предложите подростку выполнять его регулярно.
«Изучите свою тревожность»
- Ведите список. Записывайте те моменты, когда испытываете тревожность (что было до и после). Можно вести краткие заметки: «Пятница, прием у врача, потливость и сильное сердцебиение».
- Делайте заметки в определенное время. Если необходимость все время записывать случаи тревожности сама по себе заставляет вас нервничать, отведите для этого определенное время, например, в конце дня. Так в течение дня вы не будете на это отвлекаться.
- Шифруйте свои заметки. Если вы переживаете, что кто-то прочтет ваши заметки, пока вы их записываете, например, в школе, можно их зашифровать. Когда останетесь в одиночестве, распишите все подробнее.
- Ищите шаблоны. Когда вы будете вести заметки больше недели, то попробуйте отыскать в них шаблоны (то, что всегда вызывает тревогу). Это может быть время суток, поход в определенное место, какие-то люди, мысли.
- Оцените степень своей тревожности по шкале от 0 до 10. Десять — самая сильная степень тревожности, 0 — безмятежность. Это не точная наука, но такие оценки дадут представление о том, что вы чувствуете в различных ситуациях.
Пять чувств, или 5-4-3-2-1
Это упражнение поможет вырваться из лап тревожности, если цикл уже запущен. Оно учит переключать внимание на то, что вас окружает, и возвращает из размышлений в реальность.
- Найдите 5 предметов рядом, на которые обычно не обращаете внимание.
- Выберите 4 предмета, к которым можно прикоснуться. Прикоснитесь к ним и сосредоточьтесь на ощущениях.
- Прислушайтесь и перечислите звуки, которые вы слышите. Особое внимание обратите на те звуки, которые обычно не замечаете.
- Назовите вещи, чьи запахи вы чувствуете. Просто ощутите их, не оценивая.
- Назовите предмет, который можете попробовать. Если рядом нет ничего съедобного, вспомните свой любимый вкус.
Квадратное дыхание
Дыхательные упражнения помогают справляться со стрессом, контролировать эмоции и даже снижать давление. Это упражнение направлено на прояснение разума и успокоение.
- Примите удобную позу.
- Вдохните медленно в течение 4 секунд.
- Задержите дыхание на 4 секунды.
- Теперь выдох в течение 4 секунд.
- Вдох 4 секунды.
- Снова задержите дыхание на 4 секунды.
- Повторите всё 4 раза.
Подростковый период — сложное время, когда есть много поводов для волнения. Школа, друзья, домашние дела, отношения — все это вызывает как позитивные эмоции, так и беспокойство. Но в наших силах — помочь, подсказать и научить подростка важным навыкам, которые останутся с ними на всю жизнь.