Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?
Вопрос самоопределения в его истинном понимании – кем я хочу быть и чем заниматься – встает перед детьми в подростковом возрасте. Раньше (примерно с трех до 14 лет) речь идет о проявлении задатков, что потенциально может делать ребенок. И в это время родители могут сделать многое, чтобы помочь таланту раскрыться.
От трёх до 14
Самое главное в это время – давать детям пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Во-первых, способности могут проявиться, только если ребенок встретится с той средой, где у него будет возможность показать себя. Во-вторых, многогранный опыт – это вклад в будущее самоопределение ребенка. Чем больше он посмотрел и, самое главное, практически попробовал, прочувствовал в дошкольном и младшем школьном периоде, тем легче ему будет в подростковом возрасте определиться с вопросами «какой экзамен ЕГЭ я собираюсь сдавать, куда планирую поступать и кем вообще хочу стать?».
Только то, что увлекает
Внимательно наблюдайте, на что у ребенка есть реакция, живой интерес. В этом плане могут стать ловушкой курсы раннего развития, где в 3 года учат читать и складывать двузначные числа. Не для всех детей такие методы образования подходят. Чаще ребенка этого возраста не волнуют абстрактные цифры, ему пока куда интереснее что-то лепить, щупать, сыпать. И если его заставлять, то может быть обратная реакция, отторжение. Опасность в том, что ребенок может не захотеть вернуться к этому в тот момент, когда подобные задачи будут ему по силам и соответствовать этапу развития.
Правила селекции
Интересы могут меняться. Не нужно требовать от дошкольника определиться с каким-то видом деятельности раз и на всю жизнь или заставлять руководствоваться принципом «если уж взялся, то обязательно продолжай». Попробовал одно, потом другое, третье – это нормально. Другая крайность – слишком быстро судить, пойдет у него и нет. Например, ребенок приходит на первое занятие в студию карате и по окончании его заявляет: «Мне не понравилось», – а родитель делает вывод: «Это не его». Не стоит торопиться. Во-первых, занятия спортом часто вызывают сопротивление, потому что не все сразу получается. Во-вторых, причина может быть и в чем-то другом. Как вариант, ему что-то неприятное сказали дети или в зале было холодно. Поэтому необходимо всегда разговаривать с ребенком, задавать вопросы: «а что конкретно тебе не понравилось», «почему»? Если выяснится, что слишком сложно, нужно поддержать, похвалить, сказать: «Давай мы попробуем месяц походить и посмотрим, как будет», поговорить с преподавателем и попросить помочь. И конечно держать руку на пульсе, наблюдать, что будет дальше и останется ли интерес.
Серьёзный подход
Сегодня существуют методы определения задатков даже для детей младшего возраста. Например, ребенку от 3 до 7 лет можно провести нейропсихологическую диагностику, которая выявит ведущие способности малыша. Но опираться на такое исследование серьезно как на долгосрочный ориентир не стоит. В этом возрасте способности развиваются с разной скоростью. Если на одном этапе опережающим может быть, например, логическое мышление, то чуть позже оно может стать нормативным, поэтому здесь нужно действовать очень аккуратно.
Для детей школьного возраста есть более структурированная диагностика. С ее помощью можно определить склонности ребенка и опираться на эти результаты в выборе кружков и секций. Ребенок проходит тест, опытные специалисты разбирают результаты, анализируют и дают совет, на чем фокусироваться. Есть две основные стратегии. Первая – это равномерное развитие навыков, вторая – акцентировать внимание на той способности, которая является «ведущей» в личности ребенка.
Свобода VS 100 кружков
Кто-то из родителей пропагандирует свободу в выборе ребенка: хочет – пусть занимается чем-то дополнительно, не хочет – и не надо, дорастет. Кто-то, наоборот, за занятость каждой минуты. Какой метод эффективнее?
Правда где-то посередине. Совершенно точно детям нужно иметь в расписании свободное время. Если его нет, то пропадает мотивация к продуктивной деятельности, как сопротивление в борьбе за личное пространство. Когда ребенок отдыхает, он может подумать или вспомнить, а чего он вообще хочет сам.
Чем более директивный стиль воспитания, тем более затруднен у ребенка контакт с собой. Таким детям бывает сложно понять свои истинные желания. Они привыкают, что большую часть решений за них принимают родители, и у ребенка развивается жизненная пассивность. Вот 4 года назад договорились на хоккей – он и ходит. А интерес может быть утрачен, и ребенок может поменяться уже, просто осталась привычка это делать.
У чересчур либерального подхода тоже есть недостатки. Ребенок не может, как взрослые, ориентироваться в окружающей действительности в силу недостатка жизненного опыта и навыков саморефлексии. Зачастую у детей только уже в достаточно позднем возрасте формируется умение расставлять приоритеты, ставить цели, задавать себе вопросы: что для меня важно, что неважно? У них нет навыков внутренней рефлексии, как у взрослого человека.
Самостоятельно ребенок может принять поверхностное решение, которое в итоге лишит его каких-то интересных возможностей (например, бросить секцию). Родителю лучше выступать директивно в плане организации процесса, который может помочь ребенку принять свое собственное решение. Например, если ребенок говорит: «Я не хочу этим заниматься», – родитель может предложить: «Давай мы попробуем вот этот, вот этот и вот этот варианты и после этого обсудим еще раз».
Взрослый может задать правильные вопросы, чтобы ребенок понял, что важно, что неважно, может предложить варианты, о которых подросток просто может не думать, а самое главное, он может поддержать в новом. Очень полезно в этом плане упражнение «Дерево» (см. ниже).
И готов, и не готов
Подростковый возраст – особая история. С одной стороны, ребенок уже готов к самоопределению в настоящем смысле этого слова, с другой – в этом вопросе появляется огромное количество препятствий. Начинается перестройка личности, повышается осознанность, увеличивается чувствительность.
В подростковом возрасте у детей может возникать сопротивление к пробам новых видов активностей. Поэтому хорошо, если до наступления пубертата ребенок уже много чего попробовал и привык чем-то заниматься. Потому что теперь его слишком волнует вопрос: «Как меня воспринимают другие?». Подростки часто не рискуют включаться в новые виды деятельности, потому что боятся неудач, чем лишают себя возможности познакомиться с тем, что может стать даже делом их жизни.
Хорошим подспорьем могут стать профориентационные или тематические лагеря, где можно на короткое время погрузиться в определенную профессиональную среду, причем в компании сверстников-единомышленников. Там у подростка могут сложиться прочные отношения с видами деятельности, которые имеют шанс стать для него перспективными.
Яркий феномен подросткового периода – нигилизм, обесценивание того, что раньше было важным. Под эту косу часто летят увлечения, которыми подросток долго занимался. Все уже перекрестились, думая, что ребенок выбрал профессию, он вдруг заявляет, что готов с ней очень легко расстаться и говорит, что больше не хочет этим заниматься. Выяснить истинную причину непросто. Возможно интереса на самом деле больше нет, но вполне вероятно, что дело в чем-то другом. Подсветить проблему можно попробовать с помощью упражнений «Дерево» или «Две пиццы».
В помощь родителям и детям
Упражнение «Дерево»
Эффективно, если есть задача, которую надо сделать, но все время откладываешь, нужно расставить приоритеты, отсеять что-то неактуальное или ненужное, что просто занимает время, или ребенок перегружен и нужно понять, что посильно, а что нет.
Задайте вопрос: «А почему, собственно, не хочется?» Есть три варианта: 1-й – сложно (не понимаю как), 2-й – не понимаю зачем (или не вижу смысла), 3-й – понятно зачем, понятно как, но неинтересно, задача не вдохновляет и не цепляет. Могут быть варианты, но эти основные. Допустим, ребенок выбрал «сложно». Решение этой проблемы изобразите в виде дерева, поставьте ее на месте ствола и сделайте у дерева ветки – на них распишите разные варианты, в чем конкретно заключается сложность (непонятный параграф, мало времени на работу и т. д.). Задать второй вопрос: «А что способно помочь эту сложность преодолеть?» (репетитор, курсы в Сети, делать домашку с другом).
Упражнение «Две пиццы»
Поможет выяснить, на самом деле ребенок охладел к тому или иному виду деятельности или его решение бросить секцию или кружок основано на чем-то другом. Рисуем два круга. На «кусочках» одной пиццы рисуем то, что нравится, дает ресурс, на кусочках другой – что не нравится и отбирает силы. Это упражнение поможет структурировать ситуацию, найти причину: педагог сменился, ездить далеко, подружка перестала ходить. У детей вопрос приоритетов работает не так, как у взрослых, и поэтому причины могут быть самыми неожиданными. Для ребенка повод, что друг ушел из художки, может быть достаточным, чтобы бросить обучение, хотя рисование ему может нравиться.
Зачем нужна профориентация
Иногда кружков у подростка слишком много. Не всегда просто самостоятельно сузить воронку увлечений и выбрать более перспективные занятия с ориентированием на будущую профессиию. Для этого стоит прибегнуть к помощи психологов, которые занимаются профконсультированием или профориентацией. Это слово звучит скучно и даже старомодно. Казалось бы, о каком выборе профессии может идти речь, когда каждый год одни из них исчезают, а на их месте появляются новые. Но хорошим ориентиром может быть выбор не конкретной профессии, а профессионального направления.
Именно в этом поможет качественный тест (он длится не менее часа), разработанный опытными методистами, которые учитывают множество факторов, в том числе актуальность тех или иных видов труда. Они могут подсказать ребенку оптимальный вариант согласно формуле «хочу-могу-надо», чтобы совпали интересы ребенка, его способности и востребованность на рынке занятости (причем в разных регионах России).
Такие тесты не только про выбор профессии. Они помогают ребенку лучше понять себя, побуждают его задуматься «а что мне действительно нравится, интересно, важно?», помогают лучше понимать себя и прочувствовать. Приготовьтесь, что одного теста будет недостаточно, нужны профессиональные пробы – знакомство с местами профессий, их представителями и возможность попробовать разные виды задач и деятельности – подросткам важен личный опыт, а не только графики тестов. Структурировать и разгадать ребус выбора будущего помогают также интерактивные методы игры, беседы со специалистом, тренинги, направленные на помощь в самоопределении.