Гении и двоечники: почему современные дети плохо учатся в школе

Многие склоняются к мнению, что нынешнее поколение детей намного умнее своих сверстников прошлого века. Они все схватывают на лету, умеют ориентироваться в компьютерных технологиях, однако школьная успеваемость опускается все ниже. И вот почему.
Гении и двоечники: почему современные дети плохо учатся в школе
Getty Images

«Раньше был вопрос, где взять информацию. Сейчас вопрос — как от нее избавиться»

Нынешним школьникам сложно представить, что когда-то доступ к информации был ограничен и добывать ее приходилось с усилием. Сегодня гигабайты информации льются на нас и наших детей мощным потоком с перерывом разве что на сон (даже во время еды многие не выпускают телефон из рук). И мы — вынужденно! — поглощаем ее быстро, бегло, «по диагонали».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Медиа во главе с интернетом не просто поставляют нам информацию, они формируют сам процесс мышления. Головной мозг перенастраивает нейронные связи и «запоминает» эту манеру скакать «галопом по Европам», нигде не задерживаясь надолго. А пластичный мозг ребенка адаптируется просто молниеносно. Навык концентрации, то есть сколь-либо долгого удержания внимания на одном предмете стремительно теряется.

Тотальный дефицит внимания — ключевая причина плохой успеваемости в школе.

Педагоги и эксперты в один голос говорят, что дети 2000-х не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Ведь тот, кто потребляет информацию быстро, много и бегло, неизбежно знакомится с ней лишь поверхностно, не доходя до самой сути. Дефицит внимания хорошо заметен и в быту. Что бы ребенок ни делал, он катастрофически быстро теряет интерес — ресурс внимания уже исчерпан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, сегодня модно считать, что оценки — не главное и едва ли отражают способности ребенка. Но тем, кто не умеет осознанно направлять и удерживать свое внимание, с трудом даются не только четверки и пятерки: любая деятельность будет вызывать сложности. Навык удержания внимания встречается сегодня все реже, тогда как именно он необходим для интеллектуального прогресса. Будущее за теми, кто в цифровой век сумеет сохранить способность к концентрации внимания. Поговорим о том, можно ли помочь в этом ребенку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внимание, вопрос: что делать родителям?

Казалось бы, решение лежит на поверхности: достаточно ограничить доступ к гаджетам. Но кричать и угрожать лишением планшета бесполезно. Технологии прочно вошли в нашу жизнь, последние исследования тому подтверждение: в возрасте от 5 до 16 лет дети тратят на гаджеты 6−7 часов в день. К тому же давление всегда вызывает протест. Надеемся, вы и так дозируете время общения ребенка с компьютером и телевизором. Мы же — взамен запретов — предлагаем подборку действенных рекомендаций, напрямую улучшающих функцию внимания у детей и подростков.

Топ-3 факторов, прямо влияющих на функции головного мозга, включая внимание, скорее всего, вас не удивит. Это сон, питание и нагрузка. Но что конкретно надо делать и почему?

Сон — единственный процесс, способный восстанавливать работу мозга. Днем нейроны не только активно потребляют питательные вещества, но и выделяют отходы их переработки, поэтому ближе к вечеру и внимание, и память хуже. Физический процесс «очищения» происходит, только когда мы спим. Пока мы видим сны, особая жидкость в буквальном смысле вымывает отходы, и мозг восстанавливается. Именно поэтому школьникам рекомендуется ложиться строго не позже 23.00 и спать не менее восьми часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еда влияет на работу мозга быстрее всего остального. Косвенно каждый витамин важен для его работы. А вот прямое благотворное действие на нейрогенез оказывает одно-единственное вещество — пресловутые омега-3. Чем больше хороших нейронов, тем лучше внимание и концентрация. Поэтому рыбий жир должен быть в рационе школьника каждый день.

Тренировка — для мозга? Именно. Чтобы мозг развивался, необходимо вдумчиво читать книги — хорошие и лучше бумажные. Пожалуй, это лучший способ развития навыков концентрации и внимания. Исследования показывают, что при чтении с бумажного носителя и с экрана происходят совершенно разные процессы. Ученые все чаще сходятся во мнении,что читать с бумаги лучше во всех отношениях.