Мечтать не вредно: как научить этому ребенка?

Мечты радуют и вдохновляют, дают силы развиваться и двигаться вперёд. Они помогают понимать свои желания, выявлять способности и ставить цели. Вот почему мечтать совсем не вредно, а даже полезно. Говорят, современные дети разучились чего-либо хотеть. Но так ли это на самом деле? И, если подумать, мечты — не такой-то лёгкий процесс. Сами попробуйте! Как научить ребёнка мечтать? Что мы, взрослые, можем для этого сделать? Спросили эксперта.
Мечтать не вредно: как научить этому ребенка?
GettyImages
ВикторияВирта
профориентолог

Как научить ребёнка мечтать?

Ребёнок младшего возраста в отсутствие негативного опыта видит мир намного красочнее, чем взрослый. Для ребёнка до семи лет родители имеют особое значение — они его проводники в этот мир и непререкаемый авторитет. Это именно тот возраст, когда ребёнок опирается на мнение и реакцию взрослого. Да, именно реакцию, эмоции, то есть взрослый может говорить какие-то правильные книжные фразы, но быть холодным и безучастным, и эти речи «не сработают», потому что очень важна эмоциональная вовлечённость.

И во многом именно из этих детских впечатлений ребёнок строит свой взгляд на мир и будущее.

Именно сейчас очень важно выстроить доверительный контакт. Каждый день выделяйте время, чтобы заняться чем-то вместе или поиграть. Обсудите день, сделайте акцент на том, что позитивного случилось сегодня, что он узнал нового. Так постепенно вы увидите истинные интересы вашего ребёнка. В возрасте до семи лет очень полезно развивать образное мышление, это поможет в будущем мечтать и ставить цели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задавайте ребёнку вопросы и отвечайте на его вопросы

Например, малыш рисует щенка, а он фиолетового цвета. Спросите его: что же с ним случилось, почему он такого цвета? Ведь фиолетовых собак не существует. Помогите ему порассуждать, составить свою историю.

Фантазируйте вместе

Предложите ребёнку такую игру: надо представить, что в его распоряжении весь мир и любые способности, пусть даже несуществующие. Чего бы он хотел? Или как бы хотел изменить мир вокруг? Хорошо записать эти фантазии. Практикуйте такие диалоги периодически, а затем сравните изменения.

Обращайте внимание на игры

Скорее всего, вы увидите закономерности в увлечениях. Кто-то любит рисовать, кто-то — лепить, кто-то любит строить из конструктора. Ваш ребёнок любит рисовать? Отлично, отведите его в галерею, пусть увидит полотна художников. Запишите ребёнка в кружок по рисованию. Увлечён конструктором? Прекрасно, покажите ему, каких результатов можно добиться на кружке моделирования или робототехники. Но не давите на его выбор, предложите как можно больше вариантов и дайте попробовать всё, что он захочет.

Очень часто взрослые думают, что детские увлечения — это и есть призвание в будущем. Но это не так.

Детские увлечения не имеют никакой связи с будущей профессией и призванием, но имеют прямую связь с любознательностью ребёнка. Именно её в раннем возрасте и нужно развивать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом возрасте главная задача родителей — показать ребёнку разнообразие мира вокруг, заинтересовать его, понять, что сейчас формируются его увлечения. Дайте возможность ребёнку попробовать как можно больше занятий: спорт, хобби, путешествия, творчество. Для знакомства с профессиями подойдут игровые формы, сейчас популярны центры развлечений по типу города профессий, где дети могут играть в полицейского или врача, попробовать себя в роли почтальона или модельера.

Прислушивайтесь к ребёнку, обратите внимание, за каким занятием он может проводить время часами и о чём он увлечённо рассказывает друзьям?

Помогите ему в реализации: хвалите первые начинания, поддерживайте в стремлении узнавать что-то новое. Не давите на выбор ребёнка, предложите ему как можно больше вариантов и давайте пробовать всё, что он захочет. Селекция — это нормально и полезно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если только захочу. Как научить ребёнка мечтать
GettyImages

Уже не просто мечты

Детям старшего возраста уже полезно не просто мечтать, а ставить первые долгосрочные, пусть пока и фантазийные, цели. Наша задача — показать ребёнку связь между мечтой и реализацией. Начните с небольших и легко исполнимых желаний. Попросите ребёнка представить: чего бы он хотел прямо сейчас? Пусть это будет что-то небольшое. Но нам важно наладить связь и привычку задавать себе вопросы: «А чего же я хочу»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем попросите его описать себя через десять лет. Какой он? Где живёт, как выглядит, чем занимается? Полезно и такое упражнение. За пять минут нужно на листе бумаги записать, что хочется успеть сделать до 20 лет, и пусть описывает всё, что придёт в голову, не сдерживает себя. Затем предложите ребёнку подключить суперсилу к каждому пункту, то есть как можно сделать эту мечту глобальнее. А затем обсудите, что нужно сделать уже сейчас, чтобы постепенно реализовать эти пункты.

В возрасте 8-13 лет важно сформировать у ребёнка связь между усилиями и результатом. В этом, в том числе, помогает система оценивания в школе, хотя она, конечно, не идеальна. Школьнику нужно ненавязчиво, но регулярно показывать, что его труд напрямую влияет на оценку. И продолжать искать занятия по душе, расширять насмотренность и кругозор: секции, кружки. Хорошо, если есть возможность знакомства с миром профессий: экскурсии, выставки, организации, заводы, фермы, пекарни. В этом возрасте интересы могут меняться, и это неплохо. Так начинает формироваться деятельная личность.

В этом возрасте также важно дать понять ребёнку, что всё возможно и все двери открыты, только стоит приложить усилия и упорство.

В подростковом возрасте (12-15 лет) уже происходит первая сепарация от родителей — они больше не являются безоговорочным авторитетом, важное место теперь занимают друзья и другие взрослые. На этом этапе родителю важно подключить специалиста: коуча или профориентолога. Его экспертному мнению ершистый подросток доверится быстрее. От родителей подросткам требуется поддержка и понимание — его увлечений, его страхов перед будущим — и готовность помочь. Объясните ребёнку правила окружающего мира и системы, в которой все мы живём. Например, подходит 9 класс, и ему предстоит сдавать ОГЭ, а затем и ЕГЭ. Это данность, нужно объяснить ребёнку необходимость встроиться в эту систему на пользу себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная мысль этого периода: чтобы обрести свободу выбора потом, сейчас надо следовать правилам системы и как можно лучше сдать экзамены. Подросток может на этом этапе не знать, кем стать, и это нормально. Наше взрослое призвание определяют не детские мечты и даже не таланты, а глубинные мотивы нашей деятельной личности. Для того чтобы выяснить настоящее призвание, стоит подключить специалиста по профориентации и выстроить трек по вхождению в профессиональную жизнь.

Если только захочу. Как научить ребёнка мечтать
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хочу быть...

Профориентация — не просто модное слово. Она действительно помогает понять потенциал ребёнка. Не стоит ждать выпускного, чтобы обсудить будущее, но и требовать от первоклассника выбрать профессию — тоже не лучшая идея. Важно понять, что для каждого возраста методы познания разные.

Первую профориентацию можно пройти в 14-18 лет с сочетанием профориентационных тестов и метафорических карт, чтобы определиться с поступлением. На этом этапе полезно посещать дни открытых дверей, хакатоны различных организаций (особый вид соревнования, где участники решают поставленную перед ними задачу за определённый срок), стажировки. Любой формат, где можно погрузиться в рабочий процесс.

В этом возрасте важный навык — формирование ответственности и самодисциплины. В школе нас контролируют родители, учителя, но в целом, если ребёнок что-то пропустит, ничего страшного не произойдёт, его ответственность пока минимальна. Постепенно подростка нужно учить самостоятельно планировать свой день, контролировать своё расписание, понимать, что именно от его действий зависит результат и какой именно он будет.

Особенно профориентация бывает нужна по окончанию 9 класса. В этот период дети решают: остаться в школе или поступать в колледж.

Для примера приведу реальный кейс. Юля не знала, идти ли после 9 класса в колледж или заканчивать 11 классов и идти в вуз. И выбрать специальность. Девочка любила рисовать, и родители думали, что её путь — стать дизайнером, но это как-то нестабильно. В процессе анализа выяснилось, что дело вовсе не в этом увлечении. Оказалось, что для Юли важно запечатлевать красоту. Кроме того, она оказалась «телесником», то есть человеком, которому важно получать результаты через собственное тело или тела других людей.

Также для Юли было важно получать быстрый практический результат.

Так мы выяснили, что профессия художника не подходит априори. А также поняли, что именно стремление к быстрому материальному результату не даст Юле успешно закончить школу, потому что чисто теоретические науки были ей неинтересны. Рекомендация была — поступать в колледж на направление дизайна или фотографии. Девушка успешно закончила его, стала профессиональным фотографом и довольна своей работой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 19 до 25 лет — первый взрослый возраст (хотя некоторые пособия для психологов относят его к подростковому). Сейчас ребёнку важно начать практиковать все ранее сформированные навыки: продолжать обучаться самоорганизации, повышать свою эффективность.

Не стоит бояться менять курс после первого опыта.

Гибкость и способность адаптироваться к новым условиям — ключевые навыки XXI века. Обсуждая новые интересы и увлечения, поощряйте ребёнка думать о том, как эти увлечения могут стать основой будущего. Пусть мечты о геймдизайне или любой другой профессии станут не просто желаниями, а чёткими целями с понятными шагами к их достижению. Удача любит тех, кто готов к действию.

✨Ещё больше интересных и полезных статей в нашем официальном Telegram-канале — подписывайтесь!
В каком возрасте вы поняли, кем хотите быть?
До 12-13 лет
В 14-17 лет
В 18 лет и позже
Я до сих пор пытаюсь понять