Как ответственность воспитывает детей. Педагогический прием от мамы восьмерых
Пора уже написать следующий пост о воспитании в нашей семье.
Знала бы я, что пост про наказания будет иметь такой «успех», я бы его отдельно от этого поста не выкладывала. Но что сделано, то сделано.
Мне кажется очень эффективным воспитание ответственностью.
Когда Вадим был младше, он ужасно вёл себя в магазинах и на улице. Кричал ослом, убегал, всё хватал, закатывался беспричинным смехом или, наоборот, выл и кричал разные гадости от того, что ему не купили, что он хотел. После таких прогулок папа возвращался домой с Вадимом со словами: «В следующий раз, когда я решу взять его с собой в магазин, напомни мне ни в коем случае этого не делать!»
Но не держать же ребёнка всё время дома взаперти, приходилось брать его с собой то в аптеку, то на почту, то в супермаркет. И чтобы предупредить нежелательное поведение, я ещё дома объявляла Вадиму, что беру его с собой потому, что мне нужна будет помощь. Вадим сразу оживлялся и спрашивал, а что, собственно, он должен будет делать. Ну как что, говорю я, ты же мужчина, как папа, ты мне будешь помогать дверь открывать, тележку везти в магазине, потом нести домой пакет с покупками, я же одна не справлюсь. И груз ответственности удивительным образом стабилизировал маленького Вадима. Он всегда был начеку и следил когда кнопку лифта нажать, когда дверь передо мной открыть, то пустые пакеты нёс, то какие-то небольшие покупки. В магазине я спрашивала у него совета, какое мыло выбрать или просила что-то достать с нижней полки. Вадим всё время был занят, и беситься было некогда.
Галя лучше всех моет посуду, ищет пропавшие вещи и лучше всех определяет в постиранном белье, что кому принадлежит.
Нина лучшая укротительница Вадима. Она помогает ему убирать горы конструктора с пола обратно в ящики. За обедом она следит, как ест Кристина и если та не успевает (есть некоторые блюда, которые Крис ест крайне медленно), может её докормить.
Если говорить о поощрениях, то мне не нравится такая форма поощрений как: «Деточки, кто сегодня будет хорошо себя вести, тот получит конфетку!»
То есть, какие-то приятные вещи дети получают не за что-то, а просто дойдя до этого места по плану. Получается цепочка взаимосвязанных дел, которая смиряет детей с необходимостью заниматься какой-то рутинной работой.
Меня иногда спрашивают: «А что вы делаете, если дети отказываются убирать игрушки перед обедом? Что, оставите их голодными?» Такого у нас ни разу не было, так как взбунтоваться и отказаться что-то делать может один ребёнок, в крайнем случае два. Но обязательно найдётся другая пара человек, которые проголодались и хотят посмотреть интересный фильм, поэтому бунт будет быстро подавлен без моего вмешательства, игрушки убраны, а обед начнётся вовремя.
Ещё мне очень нравится, что у нас дети учат друг друга тому, что умеют сами. Например, разобрался Тимур как плести из резиночек браслет сложным плетением «чешуя дракона», научил этому Кирилла и Галю, которые по мастер классу не поняли. Вадим просил-просил, чтобы его научили плести хотя бы обычный простой браслет, все дети отмахивались, а Галя взяла и научила. Научилась Галя делать из бумаги сердечко-конвертик, сразу научила этому Нину. А уж песни и стихи про Масленицу, которые Галя поёт в фолк-школе, знают теперь наизусть все наши дети, включая Марию)) Кирилл приносит домой из секции цирковой акробатики разные упражнения, которые с удовольствием делают младшие дети.
Источник: Олеся Лихунова/Фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
По теме: