«Выключи мультики» и ещё 6 мифов о воспитании, которые пора оставить в прошлом
Миф №1: воспитание в чёрно-белых тонах
Самая вредная идея, доставшаяся нам в наследство от прошлых поколений, заключается во взгляде на ребенка как на априори плохого, порочного, требующего переделки, исправления. Раньше воспитание понималось как воздействие на ребенка с целью помочь ему стать достойным членом общества (послушным, выполняющим указания без размышлений). Основными инструментами воспитания были критика, угрозы, психологическое давление, физические наказания. Сейчас этого уже значительно меньше, но тем не менее еще достаточно много родителей уверены, что без угроз и наказаний ребенок вырастет каким-то неправильным.
Часть родителей наоборот, ударилась в другую крайность: они боятся проявить разумную требовательность, местами строгость, чтобы не нанести ребенку психологическую травму, опекают его и тревожатся даже там, где можно было бы отпустить контроль.
Женщина пришла к мудрецу за советом, как воспитывать ребенка — в строгости или же в ласке? Мудрец указал на виноградную лозу: «Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод. Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!»
Так и в воспитании детей существует два главных правила: безусловная любовь и принятие и выстраивание четких границ. Взгляд родителей на ребенка должен быть полным любви, при этом они четко и последовательно должны обозначить, какое поведение допустимо, а какое нет.
Миф №2: ребёнка нужно всесторонне развивать с пелёнок
Тема развития детей с пеленок получила очень большой отклик и распространение, потому что попадает в самое родительское сердце — кому не хочется в глубине души воспитать ребенка-гения? Но она идет вразрез с потребностями ребенка в дошкольном возрасте. Существует несколько этапов развития, на каждом из которых у детей свои потребности и задачи. Первая ступень — от 0 до 3 лет, когда активно развивается моторный интеллект. Мало кто понимает, как важно ребенку качественно пройти этот этап. Переворачиваться, брать предметы, как можно дольше ползать, ходить, бегать, прыгать, ловить мячик. В этот период закладываются важнейшие механизмы связей между полушариями, которые напрямую будут связаны с восприятием, вниманием, памятью — все это принципиально важно для дальнейшей учебы в школе.
На втором этапе — от 3 до 6 лет — на передний план выходит эмоциональный интеллект, хотя физическое развитие тоже продолжается. Ребенка уже можно потихоньку учить различать чувства. Сначала свои — например, называть вслух то, что с ним происходит: «Ты злишься, тебе весело, ты грустишь, ты доволен». Чуть позже можно озвучивать, что чувствуют родители. Также очень важно играть и еще раз играть. Игра — главный способ развития ребенка в этом возрасте: фантазия, воображение, творчество, самоконтроль, активность, движение – все это закладывает базу для дальнейшего развития.
Вот только с этого возраста можно начинать учить буквы, цифры и все, что родители обычно стремятся развить как можно скорее, а маркетологи продают как «раннее развитие». Очень важно дать детям возможность как следует набегаться, напрыгаться, накувыркаться, прежде чем они сядут за парту. Фоном ко всем этому должно быть теплое эмоциональное общение с родителями — это самое важное для ребенка с рождения.
Миф №3: мультфильмы — бесполезная трата времени
Этот стереотип — логическое продолжение мифа о том, что вся жизнь ребенка должна быть подчинена постоянному всестороннему развитию и даже развлечения должны быть полезными. «Как это так, ребенок целых полчаса потратил на приключения каких-то нарисованных героев, какой в этом смысл?» На самом деле смысл есть — и еще какой. Современная анимация вдохновляет воображение ребенка, а это очень важно на ранних этапах развития. Воображение помогает ребенку смело выходить за привычные рамки и мыслить нестандартно, легче и быстрее приспосабливаться к любой ситуации – тем самым укрепляется вера в себя, силу своей личности и характера. Чем лучше воображение, тем шире кругозор ребенка, тем легче он адаптируется в обществе.
Кроме того, воображение способствует развитию эмпатии. Ребенку становится проще понять, что каждый из нас – особенный, уникальный. В будущем это поможет сформировать любовь и принятие себя и окружающих такими, какие они есть, а также избежать собственных комплексов.
Есть и другой миф относительно мультфильмов: раз уж ребенок их смотрит, то пусть они хотя бы будут «полезными». В действительности мультфильмы вовсе необязательно должны чему-то обучать и давать прикладные знания. Сегодня анимация часто нацелена на то, чтобы пробудить в ребенке в первую очередь любопытство, вдохновить на исследование мира и на самостоятельный поиск ответов. Помимо этого, мультфильмы в понятной ребенку форме показывают какие-то ситуации из жизни, рассказывают про дружбу и взаимовыручку, про то, что наш мир многогранен и необычен. Во многих современных мультфильмах даже нет главных героев — зачастую там представлено сразу несколько персонажей, без каждого из которых сюжет был бы неполноценным. Например, мультсериал Cartoon Network «Суперкрошки» про трех сестер. Они очень разные и непохожи друг на друга: ранимая и чувствительная Пузырек, бойкая и смелая Пестик и умная и рассудительная Цветик — их суперсила заключается в единстве, в умении слаженно работать в команде, используя свои сильные стороны. На «Суперкрошек» похож по посылу и мультфильм «Вся правда о медведях», который рассказывает о трех медведях: Белом, Буром и Панде. На первый взгляд, у них нет ничего общего ни во внешности, ни в характере, однако они прекрасно уживаются вместе, опекают и поддерживают друг друга, уважая уникальность каждого. Такие социальные навыки и развиваются с помощью мультфильмов.
Миф №4: гаджеты — абсолютное зло
Современные дети растут в цифровом мире, поэтому они очень рано учатся пользоваться самыми разными гаджетами. Это естественный процесс, поскольку технологии — неотъемлемая часть нашей реальности, и с ней тоже нужно уметь правильно взаимодействовать. Гаджеты должны быть одним из множества других интересных дел, не стоит делать из них запретный плод или использовать как кнут или пряник. Задача родителей сделать среду обитания ребенка максимально разнообразной, поскольку зависимость от планшетов и смартфонов возникает, если в жизни ребенка нет ничего более интересного.
Чтобы не допустить этого, важно правильно выстроить границы — сколько времени в день ребенок может просидеть с гаджетом, какой контент ему будет доступен. Также необходимо объяснить ребенку правила цифровой гигиены: нельзя никому в интернете предоставлять личные данные, переходить по сторонним ссылкам и общаться с незнакомыми людьми.
Миф №5: обязательно нужно заставлять доедать
Заставлять ребенка доедать — еще одно печальное наследие от наших бабушек и дедушек. Для людей, переживших голод, еда, разумеется, была бесценным ресурсом. Но в наши дни, когда родители заставляют ребенка доедать, мотивируя это голодающими детьми в Африке, они как бы говорят: «Не важно, чего хочет твое тело, ты должен съесть, заставить себя, потому что кто-то где-то страдает». Как будто быть счастливым ребенком в мирное время — это то, за что нужно испытывать чувство вины и откупаться от этого чувства доеданием последних кусков.
Второе послание, которое мы транслируем ребенку, добиваясь от него пустой тарелки, это «Я лучше знаю, что тебе нужно, я лучше тебя знаю, наелся ты или нет. Не доверяй своим ощущениям, доверяй мне». Ребенок будет либо сопротивляться и раз за разом намеренно оставлять еду, отстаивая право на свое мнение, либо сдастся и поверит, что мама лучше знает. Откажется доверять себе, привыкнет, что другие лучше знают, как ему лучше — это может стать залогом психологических проблем в будущем.
Миф №6: родительский опыт важнее
Все родители так или иначе опираются на свой опыт. Кто-то по принципу «Меня били — и ничего, вырос нормальным человеком!». Кто-то, наоборот, старается идти от противного, делая вся максимально не так, как его родители — «Как угодно, лишь бы не как мои родители!». Чем меньше у человека осознанности, тем больше в его поведении будет таких автоматизмов, то есть привычных паттернов поведения из прошлого. Если спросить взрослого — что бы он выбрал тогда, в детстве, когда его били — побои или все же понимание, помощь и поддержку? — вряд ли бы он выбрал первое. Поэтому осознанность своих действий и реакций — это то, что стоит развивать в себе всем родителям. Полезно отрабатывать свои эмоции, мотивы и порывы, а не слепо следовать полученному опыту, считая его универсальным.
Миф №7: истерика — инструмент детского шантажа
Истерики детей 2-5 лет — очень острая тема для многих родителей. Важно помнить две вещи. Истерика — это то, что с ребенком случается: он не выбирает, устроить ее или нет, закатить сейчас или потом. Он встретился с какой-то ситуацией, которая вызвала сильные чувства, и не может справиться с этим эмоциональным штормом. Второй важный момент — истерики не будут длиться вечно. Этот период пройдет. Что делать в момент истерики — зависит от ребенка. Кто-то готов сразу прийти за утешением к родителю, кто-то не подпускает к себе никого, и здесь бесполезно пытаться что-то сделать: придется подождать, пока пройдет пик, и только после этого можно пытаться его отвлечь. Главное для родителей — сохранять спокойствие самим и помочь ребенку успокоиться.
По материалам пресс-службы