Девочки не такие, как мальчики? Как их воспитывать?
Правильное воспитание: Одинаковые или разные?
Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук
В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки говорить начинают раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможно, это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе в большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления — это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.
Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям. Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания. Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность. Девочки более инертны — они дольше «разбегаются», входят в деятельность, дольше не теряют внимания. Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше «мешают» взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.
Равные условия
На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчиками, например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них — три четверти девочек сегодня и правда любят математику. Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников мальчиков, чем девочек. Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач. Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни — способность концентрироваться, работать в команде, дисциплинированность и умение справляться с неудачами. Как помочь? Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет подруг (или она будет единственной девочкой в группе). Договоритесь, что она попробует хорошо провести время.
Следите за игрушками
Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны? Игрушки для девочек могут быть чрезмерно предписывающими, побуждающими следовать инструкциям или действовать по определенным сюжетным линиям. Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты. Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни — отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.
Девочки другие?
Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое — мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку — «главная ценность — послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют? Важно понимать, где действуют наши стереотипы, чаще вредящие, чем помогающие детскому развитию, и преодолевать их.
Важно помнить, что абсолютно всем нужны любовь, ласка, объятия, поддержка. С другой стороны, выстраивая взаимодействие с ребенком определенного пола, нужно и можно ориентироваться на гендерные (половые) особенности.
Пол — это основа индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности — поведение, общение, способности. Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или все-таки считаем сами и транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а девочки — иначе? В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни — все это последствия наших стереотипов или собственный выбор детей?
Елена Трушина, клинический психолог
У ученых до сих пор нет способа отличить женский мозг от мужского без анализа на генетическом уровне, так что можно говорить только о некоторых усредненных закономерностях. Например, были выявлены отличия в способах общения с близкими, которые заметны уже в возрасте 6 месяцев: мальчики в среднем более ярко выражают эмоции, более активны, девочки больше склонны к наблюдению, успешнее успокаивать себя, справляться с эмоциями.
Однако, несмотря на то, что некоторые генетически обусловленные различия существуют, развитие ребенка в гораздо большей степени зависит от трех наиболее важных параметров: индивидуальных особенностей; семейного воспитания; стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям. Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на основе данных только о его поле.
Его общий принцип — одновременно бережно и аккуратно развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные, развитые способности». И, пожалуй, главное — невозможно вписать мальчика в рамку «рыцаря», а девочку — в «принцессы». Только понимание и принятие значимыми взрослыми разных граней психики ребенка, его индивидуальных, половых, возрастных проявлений помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.
Людмила Петрановская, психолог
Как растить дочку сегодня? Сохранится ли гендерно-различное воспитание? Прогноз сегодня такой, что мужские профессии исчезают, риск замены роботами в разы выше в течение ближайших 10−15 лет, чем традиционно женских — няни, соцработника, воспитательницы. Так что вполне возможна такая ситуация, что мужчине нужно будет оставаться дома с детьми, работы у него не будет, а женщина будет продолжать работать. Одно дело — когда это происходит по семейным и личным обстоятельствам, другое — когда по массовым экономическим. Значит ли это, что девочек сегодня нужно воспитывать иначе? В первую очередь из гендерного воспитания нужно убрать любые ограничения в правах. Вот два основных: женщинам запрещено быть сильными и агрессивными, мужчинам — слабыми и уязвимыми, мальчики не плачут, девочки не дерутся.
Мужчина может быть уязвим, и проявлять чувства, и плакать. Если мы хотя бы с этим, главным, немного разберемся, все точно станут счастливее. Уже сейчас разнообразие между людьми в целом выше, чем разнообразие между среднестатистическими женщиной и мужчиной, в способностях, ценностях, установках. Этого будет все больше. Такая мощная характеристика, как пол, будет все менее значимой в общей идентичности личности — хотя никуда не денется, конечно. Как растить ребенка? Больше помогать осознавать себя уникальной личностью. Слушать, когда говорит. Не давать ограничивающих установок — не лезь на дерево, ты девочка. Принимать самые разные проявления. Не отрицать, конечно, пол и гендер — это важная часть личности, но она снижается.
Какое-то время назад в патриархальном обществе это было настолько важной характеристикой человека — важнее, чем все остальное. Сегодня мы одновременно пытаемся сидеть на двух стульях. Есть условно патриархальная культура: сильная гендерная разница, мужчина отвечает за благосостояние семьи и при этом имеет сильную авторитарную власть.
Женщина должна слушаться, но она гарантированно не должна выживать в мире сама: и экономически, и с точки зрения безопасности она получает защиту от внешних угроз. Но при этом она не защищена от семейного насилия, потому что авторитарная власть — у мужчины. А есть модели большего гендерного равенства, когда пара более-менее равна, оба зарабатывают, каждый отвечает за себя. И та и другая модели существуют. У нас оба пола пытаются совместить для себя плюсы обеих моделей, не избавляясь от связанными с этим ответственности и издержек.
Мужчина желает, чтобы женщина была мягкой, доброй, уступчивой, но при этом, конечно, вовсе не собирается полностью взять на себя ответственность за ее обеспечение и безопасность. Не может он тянуть все на себе, а если в какой-то период тянет, считает себя довольно несчастным.
Естественно, в ситуации, когда обе стороны предъявляют друг другу прямо противоречащие, противоположные требования, все недовольны друг другом, испытывают разочарования, предъявляют претензии — и получается не слишком счастливая жизнь. Мне кажется, это какая-то переходная история, когда все пытаются немного сжульничать в этой ситуации, получить плюсы, не имея соответствующих издержек. Но реальность такова, что это невозможно, и постепенно все в этом убеждаются, понимают, что или мы договариваемся и знаем, что любые возможности и привилегии подразумевают ответственность двоих, либо мы не вступаем в постоянные отношения.
Потому что это иллюзии, и они разбиваются об реальность. Так что постепенно люди научаются жить в реальности. В паре может возникать очень много таких противоречивых установок. Это ожидания (полученные в том числе и из СМИ), что женщина должна: с одной стороны, быть милой, доброй, ласковой; с другой — быть лидером, профессионалом; с третьей — сексуальной, ухаживать за собой, выглядеть хорошо; с четвертой — проводить время с ребенком, отвечать на его потребности.
А «не-мачо» не понравился — был недостаточно крутой. Всему есть своя цена. Если в отношениях допустимо «почему ты не такой, как мне нужно» — значит, там есть насилие. А где есть насилие — будет и эскалация этого насилия. Поэтому сегодня она рассказывает, как она похудела, чтобы нравиться мужу, а завтра она синяк замазывает.
Так что мы должны двигаться в сторону реальности, понимания, что ничего нельзя получить бесплатно, что у любой медали есть две стороны. Да, маме сложно справляться с противоречивыми требованиями, но дочка видит, что мама с этим что-то делает. Например, расставляет приоритеты, про какие-то требования говорит «эта сторона меня не интересует». Или рвет жилы, чтобы все везде успеть. Или решает, что, раз я везде не успела, я неудачница и жизнь не удалась. И мама должна понимать, что этим она дает дочке пример, как с этим всем обходиться. Но мы все в этом живем — в мире противоречивых требований, которым всем соответствовать невозможно, и нужно как-то с этим обходиться
Нюансы воспитания: Чему важно научить девочку
Сколько бы психологи ни говорили, что главное — воспитывать не мальчика или девочку, а личность (и желательно счастливую), родители все равно хотят советов: чему все же учить дочку? Конкретика ниже. Оговоримся сразу: этому хорошо бы учить и мальчиков. Дети смотрят и запоминают, как вы ведете себя. Насколько вы добры и терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (и какие слова используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми. Объясняйте дочке (да и сыну тоже), каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему выбрали именно их. Например, «у нас в семье принято заботиться друг о друге, мы — команда, это в целом повышает качество нашей общей жизни». Или что большинство ситуаций можно решить с помощью компромисса, а честность лучше в долгосрочной перспективе. Обращайте внимание девочки на женщин, достойных подражания. Их много: писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели — и они меняют мир к лучшему. И не забывайте, что научить ценить это важно и мальчиков.
Чему еще научить дочку (да и сына тоже)
Поощряйте настойчивость. Научите дочь выражать свои потребности, отстаивать свою точку зрения перед сверстниками и взрослыми, а при необходимости сказать: «Мне не нравится, как вы разговариваете со мной».
Хвалите. Вы можете говорить дочери, что она умная, но эффективнее использовать конкретные примеры: «У тебя действительно хорошая память». И обязательно отмечайте прогресс!
Помогите ей найти свои сильные стороны. Отмечайте, что не все дается ей легко, и это нормально, но в некоторых областях она чувствует себя увереннее.
Поощряйте самостоятельность. Не спешите на помощь, если вам кажется, что она где-то «забуксовала», пусть попробует сама, дождитесь просьбы.
Говорите о здоровом образе тела. Когда вы делаете комплименты дочкиной внешности, постарайтесь говорить не только о красоте или нарядах, а о связанных с этим действиях: «Сегодня на гимнастике ты двигалась классно» — или: «Когда ты выступала, твои глаза так сияли!»