Дети и порядок: как победить сынарник и дочарню
Уборка как раннее развитие
Обратите внимание, пока есть система в игрушках, у ребенка есть к ним интерес. Как только он разрушил эту упорядоченность, он потерял интерес. Классическая картина: малыш в детской поиграл, все разбросал, никакую новую композицию не создал и переполз в гостиную — там пока структура есть, интерес есть. Но создать систему — задача родителей. В готовую структуру можно включать ребенка игровым способом, они же не против кубики поставить на место. Главная проблема в том, что эту структуру создать сложно, и взрослые не смотрят на нее с точки зрения ребенка: сможет ли он эту структуру или композицию повторить?
Например, ребенок легче осваивает вертикальную структуру, если все игрушки не свалены в ящик или коробку, а стоят на стеллаже, как на выставке. В корзине нет структуры. Только человек с четко организованным восприятием, чуть постарше, в четыре-пять лет, сможет извлекать то, что ему надо, и ему этот хаос не помешает. Двухлетний ребенок из корзины все просто вытащит, прежде чем найдет то, что ему надо. Зато в вертикальной системе он видит все игрушки сразу, они упорядочены. И в этом случае его проще потом в процесс воссоздания структуры вовлекать. В хороших детских садах игрушки стоят по полочкам — и чем лучше сад, тем интереснее и грамотнее организация игрового пространства. Игрушек не слишком много одновременно, а те, которые есть, расположены так, что зовут к игре.
Игрушки и одежда
Правило простое — игрушек «на поверхности» должно быть столько, сколько ребенок может легко убрать за один раз. Мы, взрослые, как правило, помним свою любимую куклу, любимую мягкую игрушку. Это были друзья. А дети, у которых 145 медведей, их не помнят. В лучшем случае ребенок выделяет одного, и это друг, а остальные валяются.
Поэтому должны быть разные по глубине уровни хранения. Сейчас нет таких минималистов, которые готовы были бы иметь одну куклу, одного мягкого питомца и два конструктора. Поэтому к трем годам ребенка, к четырем будет более-менее весь арсенал, доступный вам по карману. Это мешает. За одежду почему-то сейчас отвечают родители — и долго, примерно до окончания средней школы. А ребенку полезно уметь воссоздавать структуры и создавать новые, а также отвечать за последствия своих действий. В том числе это касается и одежды.
Два с половиной — три года, и дальше по мере развития речи и интеллекта. Но до этого важно создать правильную систему хранения. Одежды, за которой ухаживает ребенок, должно быть немного, места хранения — ящики, полки — должны быть на уровне ребенка. Кстати, в Хельсинки есть музей, где все предметы в 3 раза больше взрослого человека — это как бы мир ребенка-дошкольника, когда все предметы не рассчитаны на него, как в сказке про трех медведей. Интересный опыт для взрослых — попробовать взглянуть на мир глазами ребенка.
Он не хочет!
Взрослые обычно и по темпу превосходят ребенка, и результат им нужен быстрее, чем может ребенок. Нам может казаться, что ребенок специально медлит, «застревает», заигрывается, когда начинает это все сортировать и расставлять. Не надо ждать, что он способен навести порядок за пять минут. Это формирующая, обучающая ситуация. И с ребенком в этот момент надо договариваться: стимулировать, использовать все методы достижения договоренностей, которые у вас работают.
Взрослым кажется, что порядок наводить очень просто. Ничего подобного! На это уйдет время. Должна возникнуть традиция. До определенного возраста никто не любит наводить порядок. Конечно, есть 2% детей, которые не нуждаются в «понукании» по наведению порядка, они сами кого хочешь понукнут. А остальным всем скучно, сложно, нужно помогать. И при этом понимать, что это зона ближайшего развития, то, чему ребенок только учится, и ему нужна в этом обучении опора.
Важно понимать: если в детской бардак, который никому не мешает и ребенок отлично знает, что у него где лежит, это не бардак, это такой порядок. Но важно, чтобы этот «порядок» не расползался дальше. Если расползается, значит, пора размусориваться — это термин из системы поддержания порядка «флай леди».
Размусориться!
Разобраться с порядком сам ребенок не может, ему в этом надо помочь. К тому же есть дети-коллекционеры, которые в принципе не могут выбрасывать, — им жалко каждую пылинку. Для таких нужна система хранения: чтобы все крышечки в одном месте были, стеклышки — в другом, проволочки — в третьем. И лучше не подписывать ящики, а наклеивать картинки. Пять-шесть лет — прекрасное время перед школой, чтобы заниматься такой систематизацией, пригодится потом в жизни. Один из навыков эмоциональной и волевой готовности к школе — это умение сложить портфель, найти вещи, одежду, не потерять карандаши и школьный пенал. И к этому можно начинать готовиться заранее.
Потом появятся кружки, секции — и ребенок может знать, где лежат чешки для танцев, а где — шапочка для бассейна. Это здорово, если он это помнит сам и ответственность уже ему передана. Поэтому проблема неубранной комнаты в начальной школе — это проблема не переданной вовремя ответственности.
Правила для подростков
У подростков 11−12 лет может быть полный бардак. Они ищут себя во всем, в том числе и в том, как устроить порядок в комнате, и отвергают то, что предлагают родители. И так может продолжаться несколько лет. Да, нашими глазами это выглядит вопиюще: чашка с едой в шкафу, разбросанные джинсы, детали конструктора, ватные диски, косметика — у кого что. Этот «порядок» взрослого может пугать, но очень важно в этот момент не волноваться, не пилить и не заставлять вашу помощницу по дому убирать комнату подростка. Очень важно оставить человека с тем, что он создает вокруг себя, — тогда будет прогресс.
Правда, у мальчиков с этим хуже, у них в принципе более простой взгляд на жизнь. У среднего мальчика отношение к порядку даже в 18−20 лет может быть абсолютно спокойное. Но к его 17−18 годам вам точно станет легче! У девочек раньше, уже после 14−15 лет, может возникать косметический порядок, «музейный», и уже там ничего нельзя трогать — иначе вы станете нарушителем порядка в этой зоне. Если в комнате у девушки 15−18 лет продолжает быть беспорядок, это обычно о чем-то говорит: либо стоит подозревать депрессию, либо это клиническая степень «бардачности», либо продолжают давить родители.
И последнее — чаще. Бардак в подростковой комнате можно регулировать, когда это совсем раздражает — но только прямыми способами. Например, вы говорите: «Ты хочешь новый телефон? Извини меня, пожалуйста, но никакого нового телефона не будет, пока в комнате не появится порядок. Я знаю, что тебе все равно, что у тебя в комнате. Но мне не все равно. И телефон ты хочешь от меня, да? Так давай договоримся — и мне просто будет приятно!»
Формулировки вроде: «Ты должен! Из тебя вырастет свинья! Ты никогда не будешь порядочным человеком, если так делаешь!» — не надо использовать. А границы порядка и беспорядка должны быть заранее обозначены, оговорены и ясны. Например, «Никогда никакие вещи не попадают на мамину кровать» или «Не попадают на папин компьютерный стол». Или «Новые вещи, которые ты просил меня купить, должны висеть в шкафу, а не валяться».
Генеральная уборка
Участие ребенка в уборке общей территории может и вообще не требоваться. Есть семьи, в которых общей уборки не бывает никогда, потому что взрослые не смогли наладить процесс, в который включаются и дети.
Или это просто не нужно, или забирает много сил, или им кажется, что ребенка этим занимать не стоит. Или пытаются вовлечь — но очень сильно давят, очень много нервов вокруг этого мероприятия, ребенок не включается. Теоретически ребенок может включаться в уборку уже с четырех лет — с того момента, когда понимает правила настольных игр. Но это не происходит само собой. Должно быть пространство для совместного действия, домашняя работа не должна позиционироваться как дело мамы, а остальным участвовать необязательно.
Если в семье принято делить работу, так и объясните: «Мы разделили дела — папа делает это, мама — то, вы это делать не можете, зато можете делать это, а потом мы все вместе делаем еще что-то». Конечно, взрослому гораздо проще все сделать самому — это быстрее, надежнее, не надо преодолевать чье-то сопротивление. Но чем позже, тем сложнее включиться ребенку, который уже привык, что это не его работа. И очень важно показывать, что то, что он делает, — это действительно нужно, что от него большая польза, что вы благодарны, рады.
И скорее всего то, что вы от него хотите, ребенок уже умеет, просто не показывает вам. И когда он поедет, например, в лагерь, то все удивятся, что он это может. Родителям всегда достается худшее поведение и максимальное количество сопротивления вообще. И порядок — один из моментов, очень показательных, в котором всегда очень много сопротивления. Если ребенок не делает сам, надо менять стратегию, иначе сопротивления будет очень много. А толку мало.