«Да их же не за что ещё уважать!» О главном принципе воспитания ребенка
С детства мы слышим, что «старших надо уважать», а затем нам объясняют, что уважают «того, кто это заслужил». Где в такой парадигме младенец – вроде бы непонятно. Однако единственно верный подход — это уважать личность в любом человеке. Признавать права, никаким образом не унижать достоинство, относиться без пренебрежения – собственно, наше поведение относительно этих аспектов характеризует и нас с вами. Если мы не проявляем уважения к другим – заслуживаем ли мы сами его, уже как взрослые и вроде бы воспитанные люди?
«Но маленький ребенок даже ничего не знает...»
А великий педагог начала 20 века Януш Корчак утверждал: «Уважайте его незнание!» На этом незнании будет расти то, что мы, старшие, должны там бережно посеять и взращивать. И неграмотно было бы сказать, будто маленький человек живет первое время без усилий и стараний. Напротив: чем меньше ребенок, тем больше и быстрее он усваивает всё из окружающего мира. Когда я спросила одного подростка, за что, по его мнению, можно уважать младенца, тот ответил: «За то, что он старается жить!»
И даже если вы по какой-то причине считаете, что «детей не за что уважать» — примите хотя бы тот факт, что без вашего примера правильного отношения к ребенку ваши дети не научатся такому отношению к другим людям, в том числе и к вам, родителям.
Как именно проявляется уважительное отношение взрослого к ребенку?
- Мы воспитываем не только через поступки, но и через речь. И если в наше время все больше родителей понимает, что бить и вообще физически унижать ребенка совершенно недопустимо, то речь все еще остается зачастую «слабой стороной». Мы не должны кричать на малыша, использовать грубые, неприличные и обидные слова, угрозы, постоянно критиковать и делать замечания. Что делать ребенку, «куда расти», если собственные родители будут вести себя неприлично? Что касается критики, то гораздо важнее отмечать прогресс ребенка и объяснять, как именно ему улучшить результат. «Сам догадайся, другие уже умеют» — это не воспитание.
- Нужно уметь не только говорить, но и слушать. Собственно, умение слушать – это признак воспитанного человека, а мы должны подавать ребенку пример. Если мы показываем пренебрежение к тому, о чем заинтересованно рассказывает малыш – то одно из двух: он научится либо ничем с нами не делиться, либо ничем не интересоваться. («Почему подросток ничем не интересуется» — знакомая тема родительских обсуждений?) Ситуация «Мне все равно, что ты играешь/читаешь, а ну быстро за уборку!» тоже сюда относится. Взрослого человека мы не оторвем даже от развлечения. А с ребенком вполне можно договориться: «Через какое время ты освободишься? Нужно, чтобы ты прибрался.»
- Следует объяснять даже малышу, что именно мы делаем, и просить его делать вместе с нами. «Давай оденемся. Подними ручки, пожалуйста!» Ребенок, привыкший к этому с пеленок, потом не позволит никому нарушать свои, в том числе телесные, границы.
- Мы должны признавать свои ошибки. И при необходимости приносить извинения. Нет, это никак не «унижает» родителя: это учит ребенка правильному поведению в обществе и особенно с близкими людьми.
Следует признавать и защищать права нашего ребенка. Вслед за Янушем Корчаком назовем основные:
- право на уважение к его чувствам, суждениям, состояниям («не реви», «что за чушь», «ничего ты и не болеешь» — как понимаете, уважения не подразумевает);
- право на тайну. Если малыш вам доверил что-то важное для него – это не должно стать достоянием ваших знакомых и тем более предметом шуток. Научим своим примером, как правильно относиться к таким вещам;
- право на ошибку. Ошибки и неудачи не повод для раздраженных криков родителя, а учебный материал, без ошибок еще никто ничему не научился. И даже если вы когда-то завязали шнурки с первого раза, а ваш ребенок нет – это ничего не говорит о его интеллекте и тем более не позволяет взрослому унижать малыша. «Сначала научи, а потом спрашивай»!
- право на собственность. Если вы подарили ребенку игрушку – спросите, можно ли взять ее, чтобы показать гостям, а тем более дать поиграть другому ребенку. Люди, у которых нарушены такие границы, поневоле вырастают безответственными относительно имущества или не желающими улучшать свою жизнь, потому что приучены, что «все равно всё отберут»;
- право на уникальность. Ребенок имеет право быть собой. Не сыном ваших друзей, не отличницей Катей. Собой. Со своими увлечениями, интересами, сильными и слабыми сторонами. И именно этого ребенка следует растить, не пытаясь его переделать. Можно помогать справиться с недостатками – но не с тем, что составляет его уникальность и станет тем, что определит его жизнь.
«Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека», — писал Януш Корчак. И если в эти важные годы ребенок научится от нас правильному отношению к жизни — то нас, взрослых, есть за что уважать.
О судьбе Януша Корчака и его подвиге (он пошел за своими воспитанниками в газовую камеру) читайте здесь. Еще больше материалов о воспитании и здоровье ребенка, родительские блоги и советы экспертов ищите в нашем канале «Как воспитывать детей». Подписывайтесь на интересные истории и делитесь вашим опытом!