Чья это игрушка?
Вопрос: Моему сыну один год. Он хочет играть в то, чем пользуются взрослые. Несмотря на мои объяснения и попытки переключить внимание, ребенок рвется завладеть интересующей его вещью. Если я увожу его, то начинаются вопли, слезы. А уж если он все же добрался до цели, то... Как же вести себя в таких случаях?
Ответ: Игрушка побуждает малыша к исследовательской деятельности, развивает творческое мышление. Все, что попадает в руки или на глаза ребенка, вызывает один-единственный — исследовательский — интерес.
1. Если ребенка заинтересовал какой-то предмет, вы можете вместе изучать его. Под вашим руководством малыш быстрее узнает свойства нового предмета, и страсть к нему может пройти сама собой, незаметно. Правда, для этого вам надо будет потрудиться вместе с ним. Утешайте себя тем, что вы помогаете ребенку ускорить процесс познания в данной области.
2. Малыш еще не видит опасности внешней среды и может принимать за игрушки и небезопасные предметы. Проявите твердость и последовательность в своих действиях. Прежде чем взять какую-либо вещь, ребенок должен попросить разрешения у родителей.
3. Не уговаривайте и будьте последовательны. Уговоры замените спокойным и твердым указанием и следуйте этому все время. Когда мы начинаем детей излишне уговаривать или сначала что-то запрещать, а в другой раз разрешать, ребенок не выработает понимания о послушании и сделает для себя выводы, что можно слушаться, а можно и не слушаться.
4. Требования должны выдвигаться последовательно, всегда одни и те же. Желательно, чтобы другие члены семьи также придерживались их.
Вопрос: Нашим сыновьям 14 и 17 лет. В последнее время они вдруг начали отдаляться от нас. Все меньше времени проводят с нами. Мы стали реже общаться, их ничего не интересует. Все чаще сыновья грубят, огрызаются, закрываются в своей комнате и проявляют агрессию. А ведь мы все делаем для них. Очень не хочется терять душевный контакт со своими детьми, но именно так сейчас и происходит. Как сохранить хорошие отношения с мальчиками?
Ответ: Посмотрите на ситуацию свежим взглядом. Большинство родителей не желают замечать изменений внутреннего мира подростка, продолжают видеть его таким, каким он был несколько лет назад.
1. Не устанавливайте барьеров. Спешка, неумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами подростка, уверенность в собственной непогрешимости — вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и ребенком.
2. Старайтесь замечать позитивные изменения. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: ребенок стал «непослушным», «скрытным», «агрессивным» — и совершенно не замечают позитивных изменений. Например, развитие самостоятельности и способности к эмпатии.
3. Принимайте эмоциональную поддержку. Одним из новообразований подросткового возраста является способность ребенка к эмпатии по отношению ко взрослым,
4. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Чаще советуйтесь с подростком в разных семейных вопросах — не исключено, что он предложит свежее решение.
Маленькие советы
Как установить правила
1. Не бойтесь проявлять твердость.
2. Уважать ребенка — не значит идти у него на поводу. Будьте разумно требовательными и строгими.
3. Разумная и последовательная строгость всегда принимается детьми и не вызывает сопротивлений.
4. Говорите уверенно. Дети чувствуют неуверенность в голосе и игнорируют запреты старших.