«Что им надо?»: «Новый очаг» провел прямой эфир о том, как подростки ищут себя в регионах
Чем подростки на малых территориях отличаются от своих сверстников в городах побольше? Как они ищут себя? Какая поддержка им нужна? И как стать для них помогающим взрослым, а не подавить авторитетом? На эти и многие другие вопросы постарались найти ответ участники дискуссии: Мария Морозова, генеральный директор Фонда Тимченко, Альбина Сара Борисенко, психолог, коуч для учителей, выпускница программы «Учитель для России», специалистка программы «Школа поддержки», Анна Аполосова, заместитель председателя Российского союза молодежи, и Варвара Пискарева, школьница, лидер проекта «Тайная комната», участница конкурса проектов «Детский форсайт».
В начале беседы Наталья Родикова поделилась результатами одного из опросов: родителей спрашивали, что необходимо подростку. 84% родителей посчитали, что подростку нужна, в первую очередь, самоорганизация, то есть, умение расставить приоритеты в жизни, умение планировать, тайм-менеджмент. Да и убираться в комнате неплохо бы. Чуть меньше (75.5%) родителей проголосовали за умение общаться. И на третьем месте по важности, с точки зрения родителей, эмоциональная регуляция: подростку необходимо научиться обуздывать свои эмоции. Гости эфира обсудили, насколько такое представление о подростках соответствует действительности.
«Возможно, частично родители были и правы, — отметила Варвара Пискарёва. — Уборка комнаты, тайм-менеджмент – это все важно. Но не хватает на всё времени. У меня много знакомых, которые занимаются в кружках, волонтёрят и приходят домой поздно вечером, садятся за уроки, а на утро идут в школу. Хочется всё и сразу, просто не успеваешь распределить силы».
«Меня ранит когда я слышу слова "подросток эмоционально не сдержан", — поделилась Альбина Сара Борисенко. – Потому что ждать от подростка, что он в 14-15 лет станет суперосознанным, бессмысленно. Есть определенные биологические процессы, которые любой ребенок так или иначе проживает. Я видела разных подростков. Одним супер интересно всё, они включаются в любую движуху, которую им предлагают, другие – занимают менее активную позицию. Но несправедливо и нечестно говорить о пассивности подростка вне контекста — как именно он растет, в каких условиях. Если он не видит ролевых моделей, не видит способов и возможностей для самореализации, его не поддерживают, он сталкивается с осуждением, сомнением в своих силах – это не самая удачная среда, в которой подросток может самореализоваться».
Участники обсудили, как общество способствует включению подростков в общественную жизнь. Анна Аполосова поделилась историей, как в посёлке Новоспасское Ульяновской области взрослые помогли подросткам организовать место для досуга из заброшенного ангара. Причем привлекли к этому самих ребят. Они встретились с ними и выяснили, какое именно они хотят место для досуга. Помог именно прямой, доверительный диалог. Оказалось, что подростки мечтают видеть в этом ангаре скалодром, кинотеатр, место для выставок. Вместе они смогли построить и развивать это пространство, привлекли в этому профессиональных архитекторов Ульяновска.
«Это вопрос доверия и возможности услышать друг друга без переводчика, — продолжила тему Мария Морозова. Взрослые боятся асоциального поведения подростков, которое как раз возникает, когда детям нечем заняться и у них нет возможностей делать что-то в безопасной и благоприятной для себя среде. Где они могут себя реализовать, сделать что-то самостоятельно, а не так, как говорят взрослые».
Мария поделилась историей маленькой станицы в Краснодарском крае, где в Дом культуры летом в окно влез местный «хулиган», подросток. Директор не стала вызывать родителей, полицию, а поговорила с ним и провела экскурсию по ДК. Увидев сцену, мальчик признался, что очень хотел бы тут выступать. Но ставить не пьесы классиков, а рассказывать истории реальных людей станицы. Так появился появился «Театр для своих», куда он привлек других подростков, некоторые из которых стояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Более того, за ними потянулись родители и бабушки с дедушками. Они начали ставить совместные спектакли. И они уже колесят по всему Краснодарскому краю с гастролями театра, который начался с одного «асоциального» подростка, который влез одним летним вечером в окно, и взрослого, который смог услышать этого ребёнка.
«Это такая важная история про слышать и доверять, — продолжила тему Альбина Сара Борисенко. – Важно признать, что перед нами не подросток, а человек. У него есть свои интересы, цели, страхи, тревоги. Важно слышать и вообще вступить в коммуникацию, понять, даже если ты не можешь это принять – остановиться, вдохнуть-выдохнуть, вспомнить. как мы сами были подростками.И самое главное – позволять подростку быть подростком, не требовать от него больше чем он может дать».
Варвара Пискарёва подтвердила, насколько для неё важна родительская поддержка. «Мама и папа всегда мне говорили: "Хочешь? Иди попробуй. Не понравится – пойдем в другое место". В детстве я обошла, по-моему, все кружки нашего города. Когда ты делишься своими переживаниями, а тебя подбадривают и говорят от том, что даже если что-то пойдет не так, все равно все будет отлично и мы будем тебя любить, тебе хочется дальше идти к этой цели. Это может быть любой взрослый, который в нужный момент поддержит и поможет».
Наталья Родикова подняла вопрос, надо ли давать инициативу взрослым — «сделать детям хорошо». Как стать хорошим наставником? Как слышать подростка и стать для него безопасным поддерживающим взрослым, чтобы у него осталось пространство для самостоятельности. «В любой инициативе подростка важна инициатива подростка, — объяснила свою позицию Анна Аполосова, – Взрослому в первую очередь нужно сделать шаг назад. Не влезать со своими идеями, а дождаться пока подростки эту идею сформулируют. И уже дальше включиться в процесс». Мария Морозова предложила не ждать, когда появится упакованная под ключ инициатива, а обозначить какую-то проблему или тему и отойти в сторону. «Мне кажется, есть такая иллюзия, что дети придумывают что-то только для того, чтобы им было хорошо, весело, прикольно, драйвово. Дети умеют видеть и проблемы. Наш фонд сейчас проводит конкурс для инициативных подростков с малых территорий "Новые искатели"(простую заявку можно подать на лендинге конкурса до 5 октября и получить деньги на свой проект), и, как пример, один из проектов-соискателей – это инклюзивная соломенная мастерская для детей с особыми потребностями. Где все дети могут заниматься на равных. Они сами это придумали. Важно дать подросткам возможность поменять мир вокруг себя. Мы часто слишком сужаем горизонт возможностей, где мы можем увидеть, что они будут предлагать".
Смотрите полную версию эфира, подписывайтесь на нас в соцсетях.