Что делать, чтобы ребенок рисовал? Опыт мамы-художницы
Все думают, что главный инструмент художника — это руки, техника или какие-то специфические кисточки с карандашами. На самом деле — просто глаза. Художнику необязательно рисовать. Ему обязательно видеть. А вдумчивое смотрение — это что-то, что есть у всех нас. Особенно у детей.
Что нужно, чтобы ребенок рисовал? Нужно просто дать ему бумагу и какие-то инструменты для рисования. Кисточки, краски, карандаши, фломастеры.
- Краски с кисточками, если у родителей есть ресурс на уборку.
- Фломастеры, если не жалко стены.
- И карандаши, если квартира съёмная. Мы долго жили в не своих квартирах, поэтому у нас часто были карандаши.
Ещё я нашла краски для ванной. Нет, не те, в которые стены нужно красить, а которыми можно рисовать на кафеле, и они легко смываются. На упаковке был нарисован счастливый голопопый ребенок с цветными ладошками. Мой ребенок был тоже счастлив, голопоп и разноцветен. Оказалось, что водорастворимые краски, когда их втирают час в кафель, потом оттуда не хотят вытираться обратно. Ну такое себе развлечение для мамы после развлечения ребенка. Пусть уж лучше кораблик топит и шампунь выливает, как раньше.
Гуашь, кстати, может быть в этом смысле очень коварной. Иногда она такая ядерная, что ничего не отстирывается. А иногда она и на бумаге не держится.
День, когда в школе рисование — день потери очередной водолазки. Все дети разные , но если моих девочек полностью одеть в водолазный костюм, они все равно умудряются угваздаться. А младший — наоборот: рисует, а потом аккуратно все расставляет по местам. Но у него и игрушечные животные в рядочек стоят. У каждого свое место. Я как-то пыталась гепарда переставить с полки, но гепард там материализовался через полчаса. Не будите спящего гепарда, как говорится.
Ну так вот.
Детей рисованию учить не надо. Им нужно давать пространство, где это можно делать, и инструменты. Поэтому я особо и не работаю с детьми. Только если они приходят с мамами, которые сами хотят рисовать. Потому что мамы — это совсем другое. Мам когда-то кто-то в художке/дома/школе ударил по голове за то, что они «плохо рисуют». Или вот ещё «не умеют рисовать». Или «рисуют неправильно».
Бывает неправильно в обучении. Когда как раз говорят, что правильно, а что — неправильно. Нет, я не за то, чтоб восхищаться всем подряд. По крайней мере со своими детьми я не совсем восторженная. Вообще НЕ.
Приносит мне Диана очередную принцессу. И говорит: «Мама, тебе нравится»? Вот честно? Нет. Потому что это стопятьсотая одинаковая принцесса. Но кто я такая, чтоб оценивать? Родителей и учителя нужны не для того, чтоб оценивать. Мы должны научить детей самих смотреть на свою работу. И видеть. Я говорю: «Мне нравится, если тебе нравится. Тебе нравится»? — «Да». — «Тогда мне тоже. Я рада, что ты получила удовольствие от рисования».
Если это не дежурный вопрос, а ей просто нужна поддержка, то я найду в этом рисунке кусочек, который мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится. «У тебя вот тут классно линия вышла». Или: «Мне нравится, как ты сюда наклеила фантик». Или ещё что-то. Похвалить за креативность. За то, что она закончила рисунок или, наоборот, не закончила, так как не хотела и не стала себя заставлять. Найти за что.
Другой вопрос, который можно задать: «А что тебе самой тут нравится или не нравится?» Чтоб ребенок научился анализировать свою работу. Лучше всего учиться анализировать получается на чужом. Поэтому в музеях я объясняю, что именно мне интересно в этой конкретной картине. Или наоборот: почему меня эта картина не трогает, но что-то в ней любопытное есть. Спросить: а ты что думаешь?
Ведь главный инструмент художника — это не просто глаза. Главное — не просто увидеть. Надо все, что увидел, как-то пропустить через себя, как бы банально это ни звучало. Тренировка насмотренности гораздо важнее инструментов. А насмотренность — это не только глаза. Это ещё и процесс смотрения. И главное, видения.
Еще больше материалов о воспитании и здоровье ребенка, родительские блоги и советы экспертов читайте в нашем канале «Как воспитывать детей». Подписывайтесь и делитесь вашим опытом!