«Боюсь, сам не знаю чего...» Как помочь ребёнку справиться с тревожностью

И нам, и нашим детям знакомо это чувство: тебе как будто страшно, но непонятно, что именно вызывает страх. Всё как-то не так: неуютно, неловко, болезненно, сон не идёт, игры не увлекают, на работе сосредоточиться не получается. Что хуже: когда ребёнок сильно-сильно чего-то боится или когда вот так волнуется, непонятно из-за чего? И как бережно и экологично помочь ему в такой ситуации?
«Боюсь, сам не знаю чего...» Как помочь ребёнку справиться с тревожностью
Pixabay / Pexels
Разбираемся, чем тревога вредит ребёнку и как можно с ней справиться.
Содержание статьи

Публикуем главу из книги психолога Виктории Шиманской и социолога Александры Чканиковой «Мама, я боюсь!», посвященной детским страхам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Строим мост от тревоги к страху

Тревога — коварная штука: она проявляется не так ярко, как сильный, резкий испуг, и от этого кажется менее опасной. Ну подумаешь, ребёнок поворочался часок в кровати... Нет конкретного источника проблемы, нет просьбы о помощи — значит, всё в порядке. Но на самом деле — наоборот. Когда мы имеем дело со страхом, когда понимаем, что именно нас мучает, то знаем, что с этим делать, о чём говорить, какого монстра выводить из тени. А так что-то копошится в тени, рычит, пугает, а мы даже не представляем себе, кто там: собачонка или целый тираннозавр.

Правда ли, что тревожные состояния бывают от переутомления или неправильного режима?

Отчасти да. Детские физиологи давно нашли связь между тем, насколько ребёнок тревожен, и тем, насколько он физически благополучен. У детей с высокочувствительной психикой пропущенный завтрак или недосып могут усилить общее чувство тревоги. Но, кроме того, уровень тревожности человека во многом продиктован врождёнными особенностями его психики. Повышенная возбудимость, волнительность, чувствительность — наши стартовые параметры, с которыми мы родились и от которых зависим всю жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем вредна тревога

Это очень энергоёмко

Грубо говоря, в состоянии постоянной тревоги ребёнок просто устаёт жить. В результате он менее активен, хуже учится, меньше контактирует с миром — пусть мы и не всегда это замечаем.

Тревога неэффективна с точки зрения психофизиологии

Постоянный избыток кортизола в крови тормозит важнейшие физиологические процессы, например мешает комфортному пищеварению (а иногда к нему добавляется и компульсивное заедание — неприятная привычка, которая вырабатывается при попытках бороться со стрессом).

Тревога мешает радоваться жизни

Для ребёнка очень важно относиться к миру с позитивным любопытством, интересоваться чем-то: это фундамент его эмоционального интеллекта и всей дальнейшей жизни. Если ребёнок погружён в тревогу, жизнь перестаёт быть для него увлекательной и приятной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тревога портит отношения ребёнка с близкими

Нам всегда сложнее общаться с тревожным человеком, так как его реакции и действия менее предсказуемы и требуют от нас больших усилий. Кроме того, для нас, взрослых, привычно и естественно, когда ребёнок весел, бодр, активен и жизнерадостен. Если он вдруг становится грустным и напуганным, это запускает цепную реакцию наших сложных эмоций. А это в итоге ни нам, ни ребёнку, ни нашим отношениям не идёт на пользу.

Можно ли спрогнозировать тревогу?

Обычно тревога — периодическое явление, причём у школьников такие периоды можно спрогнозировать. Стандартные пики, например, случаются в сентябре, январе и мае и связаны с конкретными событиями — сменой режима, экзаменами. Уровень тревоги естественным образом вырастает у детей всех возрастов накануне важного выступления, праздника, при глобальных изменениях в семье (переездах, разводах, ремонте, рождениях, расставаниях и т. д.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая естественная тревога проходит в течение одной-двух недель и не причиняет ребёнку больших неприятностей. Но нужно помнить: на фоне повышенной тревоги разгораются и страхи — как привычные, так и совсем новые. Страх и тревога, как сообщающиеся сосуды, питают друг друга и повышают общий уровень стресса.

От тревоги к страху: на фоне общей тревоги ребёнок не может установить конкретную причину страха, возникшего в моменте. В результате страх проживается острее, дольше, сливается с тревогой в единое «тёмное пятно». Что-то волнует, не знаю только, что именно.

От страха к тревоге: конкретные сложные события и чувства не проживаются ребёнком до конца и поднимают общий уровень тревоги. Всё началось с одного неприятного момента в кино, а закончилось тем, что всё вокруг кажется страшным и ненадёжным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В обеих ситуациях самый полезный алгоритм — отделить страхи, сработавшие в данный момент, от общего тревожного фона. С конкретными страхами гораздо легче разобраться.

Чтобы помочь, не нужно допытываться, чего именно ребёнок боится. Если он который вечер подряд перед сном со слезами в голосе спрашивает вас, всё ли будет хорошо, отложите дела, забудьте о том, что завтра рано вставать, и просто «потушите этот пожар»: объятиями, тёплым молоком, любимой игрушкой — любым средством, которое поможет ребёнку вернуться в нормальное состояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На следующий день, когда ребёнок будет спокоен, сыт и ничем не занят, можно попробовать выяснить, какие конкретные страхи прятались за его вчерашней тревогой (и, вероятно, могут вернуться снова).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать, когда вы распознаёте конкретные страхи за детской тревогой

Первое и самое главное — проговорить с ребёнком его страхи. «Вот, оказывается, как: ты боишься не школы, а урока физкультуры. И даже не урока, а того, что будет баскетбол, с тяжёлыми мячами, которые громко стучат об пол (или что команда проиграет, или что в раздевалке одноклассники почувствуют, как от тебя пахнет потом)».

Затем — признание адекватности этих страхов. Баскетбол — напряжённая и нервная игра, не всем она нравится, и мячи действительно очень громко стучат. Проигрывать правда неприятно. И совсем не хочется, чтобы одноклассники над тобой смеялись.

После этого — поиск решений. Они всегда зависят от причины. Если пугает стук мяча, имеет смысл попробовать привыкнуть к нему в более спокойном режиме: например, по вечерам выходить на улицу и играть на баскетбольной площадке во дворе. О страхе проигрыша можно поговорить отдельно, делая акцент на ценности усилий и включённости в процесс, а не конечных результатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И наконец, можно купить супермодный дезодорант и брать с собой на физкультуру пару свежих футболок — на всякий случай. Вот, кажется, баскетбол стал менее страшным. А начиналось всё с чувства общей тревоги, которое неясно намекало на то, что ребёнку почему-то страшно в школе.

Практика. Как перейти от тревоги к конкретным страхам

Тревога похожа на сложное трёхэтажное математическое выражение. И корни тут, и логарифмы, и числа очень длинные, и вообще непонятно, что с этим делать.

Сложные выражения никто не начинает решать сразу — «слева направо». Сначала их надо упростить, разделить на более мелкие части. Так же и с тревогой: нужно выделить из неё конкретные страхи. Для этого есть несколько способов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По принципу ментальной карты

Возьмите лист бумаги и карандаш. В центре листа нарисуйте небольшой круг — это ядро карты, а в нём — ребёнок, его состояние и конкретная ситуация, в которой он находится. Например: вторник, вечер, десятилетняя Нина никак не может уснуть и жалуется на боль то в горле, то в животе, то в ухе. От этого ядра в разные стороны будут расходиться смысловые ветви — возможные причины тревоги. У каждой ветви могут быть свои ответвления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ментальная карта
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По принципу психодрамы

Можно заварить вкусный чай, обняться и спокойно проговорить возможные сценарии будущего, которое пугает. Например:

«Тебе страшно идти завтра в школу. Давай представим себе завтрашний день. Вот ты проснулся, поел, взял портфель. Что страшного может произойти за это время? Допустим, ты забудешь тетрадку. Это очень страшно? На сколько баллов из десяти? Что тебе реально угрожает, если ты забудешь тетрадку? Учительница будет ругать? Ну давай представим себе, что она тебя ругает. Вот она скажет: "Ай-ай-ай, забыл тетрадку!" Что ещё — двойку поставит? Вот она поставила, допустим. Это страшно? На сколько из десяти? Окей, а чем это на самом деле тебе грозит? Что будет дальше, после двойки? Как правило — ничего...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, ты пришёл в школу. Что самое страшное может случиться? Тебя поджидают ребята, которые тебя обижают? Окей, что ты можешь сделать, чтобы не было страшно? Говори со мной по телефону, пока будешь переодеваться: человек с мобильным не лучшая жертва. Или подойди к ним первым и спроси, как дела. Принеси им конфет: пусть они ломают голову, что ты такого подсыпал в них, чтобы им отомстить...»

Так вы проигрываете в голове все пугающие сценарии и помогаете ребёнку продумать возможные алгоритмы действий. Он увидит, как «реализуются» все угрозы, и поймёт, что ничего критичного с ним не произойдёт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По принципу практической магии

Чтобы немного погасить тревогу, можно прибегнуть к игровым методикам. Все они связаны с простым приемом — визуализацией и пробуждением сенсорики. Возьмите ненужный шарфик и горсть пуговиц, в которые вы «поместите» страхи. Например, тревога ребёнка связана со стихийными бедствиями и угрозой близким. Тогда первая пуговица может быть амулетом против машин, чтобы никто из родных не попал в ДТП, вторая защитит, чтобы никто не заболел, третья сделает так, чтобы на город не обрушилось цунами, и т. д. Пришейте пуговицы на шарфик, и у вас получится отличный талисман. Его можно взять с собой в школу или положить под подушку. Вместо пуговиц можно взять маленькие камешки и складывать их в мешочек (или бумажки — в конверт).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мама, я боюсь
Книга на сайте издательства