Азбука педагогического прикорма: с чего начинать и когда можно кормить «с общего стола»
Педагогический прикорм часто противопоставляют педиатрическому – классическому способу введения прикорма, разработанного педиатрами, который строго следует определенной схеме. Педагогический или сокращенно пед прикорм предполагает гораздо больше свободы, но у него тоже есть свои правила, которым необходимо следовать. К ним относятся:
- Срок начала введения. Оптимальный возраст, рекомендованный ВОЗ и для всех других видов прикорма, это полные шесть месяцев.
- Наличие ГВ. В первую очередь этот вид прикорма подходит детям, которые находятся на грудном вскармливании. Если у ребенка искусственное или смешанное вскармливание, лучше проконсультироваться с педиатром, чтобы убедиться, что малыш получит достаточное количество питательных веществ.
- Пищевой интерес. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка есть — в дальнейшем это чревато пищевыми расстройствами.
- Микроскопические дозы. Первые порции предлагаемой еды должны быть со спичечную головку.
- Отсутствие у ребенка серьезных патологий, таких как аллергии, пищевая непереносимость или дефицит веса.
С чего начинать?
Начинать лучше всего с совместной трапезы. Педагогический прикорм – хороший повод для всех членов семьи вернуть традиции совместных приемов пищи. Мама или папа должны взять ребенка к себе на колени, удобно посадить его, чтобы он видел, как взрослые едят.
Завладев вниманием малыша, родители могут предложить ему любую еду со своей тарелки. С одной большой оговоркой. Рацион, естественно, должен быть здоровым – ничего жареного, никаких полуфрикатов или фаст-фуда. Так что педагогический прикорм – это еще и стимул для родителей отрегулировать собственный режим питания.
Кроме того, обратите внимание на список запрещенных продуктов, разработанный Союзом педиатров России, куда входят:
- грибы
- закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты
- консервированные продукты домашнего приготовления
- сухие концентраты для приготовления гарниров
- острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез
- натуральный кофе
- соки и напитки в виде сухих концентратов; сладкие газированные напитки
- продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, в том числе жевательная резинка), попкорн
- комбинированные жиры: торты и пирожные
Заинтересовавшую еду ребенок должен брать самостоятельно – руками, а в дальнейшем по мере развития мелкой моторики — ложкой или вилкой. Размер первых порций нового продукта крошечный — буквально с горошину. Зато еда может быть и твердой. Не стоит специально делать пюре из картофеля или варить крем-суп.
За одну трапезу лучше не предлагать больше трех микродоз одного вида пищи. И чтобы понять, как детский организм реагирует на конкретную еду, не рекомендуется в день вводить больше одного нового продукта. Зато со временем можно позволять ребенку пробовать три микродозы разных блюд.
Как только вы поняли, что ребенок утратил интерес к еде, прием пищи нужно завершать. Так, в зависимости от вашего собственного режима питания, у малыша может быть от трех до пяти приемов взрослой пищи в день.
К чему стремиться?
В первые месяцы введение прикорма никак не влияет на грудное вскармливание. Можно кормить грудью до приема взрослой пищи, можно после – первые порции настолько маленькие, что грудное молоко явно не испортит аппетит.
Со временем прикорм способен вытеснить кормление грудью, но для этого необходимо ощутимо увеличить дозы. Начинать увеличение объемов лучше через полтора-два месяца после первого введения прикорма (исключение – наличие рекомендаций от педиатра), постепенно переходя от микродоз до двух чайных ложек. Лучше начинать с проверенных блюд, которые ребенок пробовал уже много раз и на которые у него точно не будет реакции.
Каких результатов ждать?
Педагогический прикорм – это хороший способ развить пищевой интерес и сразу приучить ребенка к твердой пище. Этот способ не очень подходит тем, кому важно структурировать все процессы, касающиеся воспитания ребенка. И в первые месяцы после введения педагогический прикорм точно не заменит кормления грудью, а значит, если маме надо отлучиться, она заранее должна продумать вопрос питания, а не просто оставить близким банку с пюре.
Педагогический прикорм можно совмещать и с другими видами прикорма – педиатрическим или самоприкормом, но в этом случае лучше обсудить меню с педиатром. Цель у всех видов прикорма одна и та же – научить ребенка есть взрослую еду. А каким способом этого добиться, решать только родителям.
Еще больше материалов о воспитании и здоровье ребенка, родительские блоги и советы экспертов ищите в нашем канале «Как воспитывать детей». Подписывайтесь, читайте интересные истории и делитесь вашим опытом!