10 неочевидных ошибок родителей в воспитании детей и способы их избежать
Идеальных родителей не бывает — как и идеальных детей. Куда важнее родители любящие и счастливые в своих отношениях с детьми. Но если этого-то как раз не хватает и приходит осознание, что нужно что-то менять, можно начать с объективной и честной оценки своих действий — возможно, именно в них кроется проблема. Поговорили с педагогом Мариной Май о тех ошибках, которые так или иначе совершаем мы все, и о способах их избежать.
Ожидание определённого поведения от ребенка
И тут у каждого взрослого ожидания свои. Например, много работая с детьми, нередко приходиться видеть, как к 4-5 летнему ребенку родители относятся как к годовалому малышу — с усердием переодевают и переобувают его, носят его маленькую сумочку с игрушками, кормят с ложечки. Или это делают не родители, а няня, которая всячески старается угодить работодателю. Ребенку в такой обстановке не то что сложно, а становится невозможно приобрести необходимые навыки, научиться анализировать свои действия (например, взял много игрушек с собой — их тяжело и неудобно нести, значит, в следующий раз не буду столько набирать). При таком подходе часто страдает речь ребенка. Именно такие дети начинают позже говорить и чаще остальных имеют речевые нарушения.
Есть и другая сторона медали — многие родители ждут от детей логичного мышления, сдержанности или ответственности, как у взрослых, забывая, что психика ребенка развивается постепенно. Капризы и детские манипуляции — это не способы довести до белого каления любимых маму и папу, а естественные возрастные периоды, заложенные природой. Эти периоды наступают у каждого ребенка, вне зависимости от его темперамента, с 2 до 3-х лет (начало сепарации от родителей), с 4,5-5 лет (продолжение процесса, осознание того, что социальные требования становятся выше, нежели были пару лет назад), с 7 лет (освоение новых социальных ролей), с 9-10 лет (кризис мотивации), 13 лет (гипертрофируется чувство взрослости), в 17 лет (профессиональное и личностное самоопределение).
Как избежать или минимизировать:
- Учите ребенка эмоциям с раннего детства, называйте их («Ты сейчас злишься, это нормально»). Находитесь в постоянном, ежедневном контакте с ребенком — ваша задача не только накормить и одеть, а подготовить ребенка к жизненному пути, поэтому общение — это тот ключ, которые поможет преодолеть любые сложности.
- Помните, что ошибки и капризы — часть роста, а не намеренная провокация.
Недостаток похвалы за усилия и старания
Часто родители хвалят ребенка за результат: «Получил пятёрку? Молодец!». Безусловно, хорошие результаты важны и приятны, но гораздо важнее процесс, в котором ребенок прикладывает усилия. И хвалить необходимо именно за старания. Во-первых, для формирующегося мозга ребенка, фокус на прикладываемых усилиях позволит научиться выстраивать процесс достижения цели поэтапно и осознанно. Во-вторых, относиться к ошибкам без страха, вместе с тем, анализировать их и справляться с ними.
Как избежать:
- Хвалите за старания и усердия в преодолении трудностей.
- Фокусируйтесь на процессе, а не на оценках.
- Сравнивайте результаты ребенка не с другими, а с его личным прогрессом.
Избегание сложных тем
Некоторые родители боятся говорить о смерти, деньгах или отношениях, думая, что дети слишком малы для этого. Большая ошибка родителей — думать, что ребенку пока рано знать то, чем он интересуется. А между тем, нужно учитывать, что раз у ребенка возник интерес к какой-либо «недетской» теме, значит, его мозгу, для развития мировоззрения, понадобилась эта информация. Цените тот момент, когда за получением этой информации ребенок обращается именно к вам. Поверьте, дети могут понимать гораздо больше, чем вы думаете.
Как избежать:
- Обсуждайте важные темы на доступном ребенку уровне.
- Отвечайте на вопросы честно, избегая излишних деталей, но не уходя от ответа.
Пренебрежение собственными эмоциями
Родители, скрывающие свои чувства, учат детей подавлять их, а не понимать. Важно знать, что дети на интуитивном уровне, очень и очень тонко чувствуют настроение родителей. И если ребенок чувствует раздражение или недовольство мамы, но она в этот момент говорит, что всё замечательно, возникает диссонанс и малыш начинает искать причину. Появляется капризное и неустойчивое поведение. Поэтому, и для ребенка, и для мамы, будет правильным, если он услышит, что мама проговаривает свои чувства.
Как избежать:
- Говорите о своих эмоциях: «Я устала и мне нужно время, чтобы отдохнуть».
- Показывайте, как вы справляетесь с негативом.
Сравнение с другими детьми
Постоянные сравнения (даже с благими намерениями) подрывают уверенность ребенка в себе. Если дело касается развития ребенка, то это неправильно в корне. «Посмотри, как Даша быстро читает, а ты еще даже буквы не знаешь».
Во первых, развитие ребенка — дело не только сугубо индивидуальное, но и зависящее от разных природных факторов. Так, неправильно сравнивать даже родных сестер и братьев, ведь у каждого свой темп развития. А во-вторых, развитие способностей детей в значительной степени зависит от родителей. И если мама Маши, с убеждениями , что «у ребенка должно быть детство и не надо его нагружать никакими занятиями», ждала, что «в школе всему научат», а мама Даши занималась развитием чада с раннего возраста, то совершенно неразумно думать, что к школе уровень развития детей будет одинаковым.
А вот если коснуться профессиональной сферы, будь то спорт или музыка, то без сравнений здесь не обойтись. Ребенок будет делать это даже сам (Маша поёт лучше, а Федя забивает больше голов, чем я). А вот задача родителей и педагогов правильно подойти к этому процессу и перевести его в русло анализа. Посмотреть, послушать, проанализировать сильные стороны маленьких конкурентов: какие приемы он использует, в чем его сила. Обратить внимание на слабые стороны, что бы можно было ещё улучшить. Определить, что нужно сделать, чтобы улучшить собственные результаты и наметить план конкретных действий.
Как избежать:
- Сравнивайте ребенка только с ним самим: «Смотри, как ты продвинулся!».
- Подчеркивайте уникальность ребенка.
Чрезмерный контроль
Гиперопека мешает ребенку учиться принимать решения и брать на себя ответственность. Безусловно, родители гораздо лучше знают, что для ребенка лучше, и как надо поступать и делать. Но контролируя каждый шаг своего чада, родители с каждым днем усугубляют ситуацию, взращивая в ребенке инфантилизм и безответственность, т. е. получают обратный эффект. Поэтому важно разделить основные понятия:
- Критические решения, которые касаются жизни, здоровья ребенка и необходимости его развития и образования, принимаются родителями.
- Все остальные решения ребенок может принимать сам, например, когда сделать уроки — утром или вечером, бегать по лужам или нет (ведь иначе он не узнает, что гулять после этого мокрым и грязным совсем неприятно), во что нарядиться, с кем дружить, а с кем нет.
Основное, о чем следует помнить: находитесь с ребенком в контакте, проговаривайте, объясняйте, но так, чтобы он вас слышал, — спокойно и душевно.
Как избежать:
- Давайте ребенку возможность выбора (одежда, игры, направления занятий).
- Позвольте детям совершать ошибки и учиться на них.
Неумение говорить «нет»
Некоторые родители боятся устанавливать границы, чтобы не испортить отношения с ребенком. И более того, учат безропотно делиться тем, что у него есть, с друзьями. Безусловно, жадность и однобокость — это негативные проявления. Но и жить в угоду исключительно окружающим — это в корне неверно.
Поэтому на собственном примере показывайте, что говорить «нет» иногда необходимо, чтобы установить те границы, в которых человеку будет комфортно коммуницировать с окружающими и жить в гармонии с собой.
Как избежать:
- Объясняйте свои «нет» спокойно и последовательно.
- Показывайте, что ограничения — это забота, а не наказание.
Неучёт возраста и возможностей ребенка
Ожидание, что ребенок сделает что-то «как надо», не учитывая его возрастные способности, приводит к разочарованию обеих сторон. К тому же важно помнить, что в развитии ребенка и его способностей основная модель — это периоды плато (накопления информации) и скачки (после усвоения накопленного). Поэтому следует не только учитывать возрастные особенности, но и набраться терпения, ведь «быстрые» результаты — это скорее исключение, чем правило.
Как избежать:
- Узнавайте об этапах развития детей, чтобы понимать, что нормально для их возраста.
- Дайте ребенку задачи, соответствующие его возможностям.
Игнорирование ролевой модели
Дети копируют поведение родителей, а не их слова. Если родители говорят одно, а делают другое, ребенок перенимает действия. Поэтому важно осознать, что одна из самых прекрасных сторон родительства — это то, что оно делает нас лучше. Стоит чаще задумываться, что мы транслируем ребенку, что он перенимает. Кстати, это в значительной степени касается не только семьи, но и социальной среды, в которую вы погружаете чадо ежедневно.
Как избежать:
- Сами демонстрируйте те качества, которые хотите развить у ребенка.
- Будьте последовательны в своих словах и поступках.
Нехватка совместного времени без гаджетов и живого общения
Многие родители проводят с детьми время, но при этом отвлекаются на телефоны или телевизоры. Помните, что полноценное развитие дети получают исключительно при живом общении. Чем его больше, чем лучше для ребенка. То же касается и «развивающих» мультиков и игр в телефоне. Даже если малыш сутками будет смотреть мультфильмы на английском языке, он не заговорит по-английски, а вот невозможность концентрировать внимание на оффлайн-задачах и нарушения речи практически гарантированы.
Что же касается увлечения ребенка гаджетами — опять же важно, где ребенок проводит основную часть времени. В школе и на тренировках вряд ли получится с головой погрузиться в виртуальный мир. А вот чтобы свободное от учебы время проходило с пользой, необходимо задуматься о дополнительном образовании — например, курсах программирования или вокала, робототехники или шахмат. Сегодня огромный выбор кружков для детей по всем направлениям. В хороших центрах, как правило, запрещено пользоваться гаджетами. Да и дети сами о них не вспоминают, они слишком увлечены занятиями.
Как избежать:
- Установите «часы без гаджетов» в семье.
- Используйте совместное время для игр, обсуждений и прогулок.
- Для контроля времени, проведенного ребенком в интернете, установите на его телефоне тариф без интернета, а доступ к нему выдавайте со своего устройства по Wi-Fi, в соответствии с принятым вами критическим решением по количеству времени.
Эти ошибки часто остаются незаметными, но их влияние на развитие ребенка велико. Главное — быть внимательным и помнить, что родительство — это процесс обучения для обеих сторон.