10 удивительных фактов, которые доказывают, что дети воспринимают мир совсем по-другому
Фантазия или реальность?
Постоянство объекта
Почему? Впервые этот эффект заметил известный психолог Жан Пиаже. Он показал, что до определенного возраста дети реагируют так, будто пропавший из их поля зрения предмет перестает существовать вовсе. По мнению Пиаже, понятие «постоянства объектов» не дано нам с рождения. Мы начинаем понимать, что предметы существуют и без нашего восприятия, только повзрослев. А 10 месячный малыш еще не знает, что исчезнувший объект все еще существует.
Языки
Не секрет, что научиться иностранному языку ребенку намного проще. Чем старше мы становимся, тем больше усилий приходится прикладывать, чтобы хотя бы освоить разговорную речь. А, например, дети из двуязычных семей могут одновременно и с успехом говорить на двух языках, несмотря на отсутствие специального обучения.
Ученый-лингвист Ноам Хомский выдвинул идею универсальной грамматики и предположил, что у любого языка есть общий набор синтаксических правил, встроенных в наш мозг с рождения. Он предположил, что есть некий общий инструмент, связывающий все языки, и дети, похоже, четко понимают, что почти все предложения строятся по принципу «субъект-глагол-объект». Логика, по которой мы выстраиваем предложения, продиктована природой и биологическими особенностями нашего мозга.
С возрастом способность к овладению языками становится намного слабее. Есть много точек зрения, когда проще всего воспринимается иностранный язык. Кто-то считает, что до 18 летнего возраста, а кто-то, что способность слабеет уже с 9-ти.
Понятие обратимости
Если перелить воду из широкого стакана в высокий, вы останетесь уверены в том, что воды в стакане столько же, потому что никто ее туда не добавлял и не отливал.
Детям до 7 лет объяснить это невозможно, им будет казаться, что раз стакан выше, то и воды в нем больше. Им будет не понятно, почему количество жидкости остается неизменным, раз стакан изменил форму. Также считается, что дети не могут совмещать «высоту» и «ширину», а фокусируются только на одной величине, игнорируя другую.
Лица
Ученые считают, что уже через пару часов после рождения младенец способен отличать лицо матери от других. Но чтобы полностью адаптироваться к восприятию человеческих лиц, у ребенка не хватает опыта и времени. Он способен улавливать множество тонких черт и различать эмоции, но отличать лица людей другой расы не может.
Абстрактное мышление
Мысли детей в возрасте до 11 лет в основном основаны на конкретной реальности. Дети не могут предпринимать какие-то действия и размышлять над воображаемыми проблемами и не очень хорошо разбираются в абстрактных суждениях.
Когда психолог Рудольф Шаффер попросил девятилетних детей подумать, где было бы здорово разместить на теле третий глаз, все указали на свой лоб, хотя этот ответ был довольно бессмысленным, потому что на лбу и так уже есть два глаза. Однако, 11-летние дети уже были способны размышлять над абстрактными вещами, и стали предлагать другие решения, например кисти рук, чтобы видеть что-нибудь за углом или сзади.
Рисуют не то, что видят
Техника рисования у детей хуже, чем у взрослых: не до конца развита моторика и дети пока не могут твердо держать карандаш или кисть в руке.
Но любопытно другое: психологи провели эксперимент, поставив перед детьми в возрасте 5−9 лет кружку с ручкой. Кружка была размещена так, чтобы дети не могли видеть ручку. А детей попросили нарисовать именно то, что они видят.
Дети 5−7 лет нарисовали кружку с ручкой, хотя видно ручки не было, а дети старшего возраста нарисовали очевидное. В этом же заключается разница между детьми и взрослыми. Если взрослого попросят нарисовать именно то, что он видит, он, очевидно, не будет рисовать ручку на кружке. А дети рисуют, потому что знают, что она должна там быть.
Морали
У вас скорее всего есть собственные понятия о морали. Вы понимаете, как важно совершать хорошие поступки или соблюдать законы, и, возможно, вы понимаете, что иногда эти правила можно нарушать.
Моральные суждения ребенка проще. У самых маленьких они основаны на том, как избежать наказания. Позднее рассуждения развиваются, и ребенок начинает осознавать, что правильный способ поведения это тот, который вознаграждается. А со временем эти рассуждения формируются, превращаясь в моральные аргументы, как у большинства взрослых.
В одном из исследований на эту тему детям задали простой вопрос: что хуже, сломать много очков, но случайно или сломать одни, но специально. Для взрослого будет понятно, что второй поступок, когда это делается со злыми намерениями, гораздо хуже. Но большинство маленьких детей ответило, что тот, кто сломал больше очков — совершил худший поступок, потому что причинил больше вреда.