«Это просто непристойно!»: как советская цензура вырезала из фильмов эротику

Всем известна фраза, над которой смеялась вся страна — «В СССР секса нет». Однако, советская цензура действительно беспощадно вырезала из кинофильмов постельные и откровенные сцены. Или очень сильно их сокращала до такой степени, что оставался только намёк на эротику. Вспомним фильмы, в которых цензура СССР изрядно потрудилась.
«Это просто непристойно!»: как советская цензура вырезала из фильмов эротику
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
В СССР режиссёрам доставалось даже за лёгкий намёк на эротику (в современном понимании), как это было с фильмом — «Бриллиантовая рука», где героиня Светланы Светличной кричит известную фразу: «Не виноватая я! Он сам пришёл!» Члены худсовета, смотревшие этот эпизод были просто в шоке. Но Гайдаю удалось эту сцену отстоять. Каким фильмам не повезло, в отличие от «Бриллиантовой руки»?
Содержание статьи

«Андрей Рублёв»

В фильме Андрея Тарковского, снятом 1966 году, впервые в СССР появляется эротическая сцена, где одна из героинь, Марфа, пытается соблазнить монаха Андрея, связанного во время языческого праздника. Она освобождает мужчину от пут и предлагает ему себя: «Андрей: Грех это так вот нагим-то бегать и творить там всякое... Грех. Марфа: Какой же грех? Сегодня такая ночь. Все любить должны. Разве любовь — грех? Андрей: Какая же это любовь, когда вот так хватают да вяжут? Марфа: А то как же? Вдруг дружину наведешь, монахов, насильно к своей вере приводить будете. Думаешь, легко вот так в страхе жить? Андрей: А вот и страх кругом потому, что либо совсем без любви, либо срамная она да скотская. Одна плоть без души, а любовь братской должна быть. Марфа: А не все едино? Любовь же».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта сцена, которую, кстати, снимали не один день, была для Советского союза слишком откровенной. Поэтому цензура её вырезала. Полностью без купюр фильм «Андрей Рублёв» был показан лишь в 1987 году.

«Место встречи изменить нельзя»

А здесь режиссёр Станислав Говорухин был вынужден полностью пожертвовать постельной сценой, после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Постельная сцена осталась в режиссёрской версии, но из телевизионной исчезла.

А вот как выглядела эта сцена в романе братьев Вайнеров: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у неё нежная, прохладная кожа. Гладя её вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от неё солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь её, маленькая, с нежными лунами, светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и у романе, в фильме тоже всё было романтично и невинно. Один поцелуй в обнажённое плечо и женщина с мужчиной под одеялом. Однако по мнению руководства Гостелерадио — это была «порнография».

«Москва слезам не верит»

А здесь была сильно урезана не только эротическая сцена между Гошей и Катериной. Особенное негодование вызвала у руководства сцена между героями Веры Алентовой и Олегом Табаковым, директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда написал в докладе: «Некоторые моменты в картине меня просто поразили. Например любовная сцена с Табаковым. Если бы вам показать её в первоначальном виде, вы бы ужаснулись! Это просто непристойно! Из Меньшова должен вырасти хороший мастер. Но с точки зрения художественного вкуса ему надо помочь отрешиться от некоторых мыслей, которые уводят картину в сторону».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что же там такого происходило? В это сцене? Как вспоминал Владимир Меньшов, он снял сцену свидания главной героини с любовником более эротической: герои раздевались, бросались друг на друга, затем Табаков оставался в трусах, а Вера — в комбинации. В результате в фильм попала очень усечённая версия. Посмотрите этот отрывок из фильма на канале Игоря Быстрова.

Нажми и смотри
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Экипаж»

В этом фильме режиссёра Александра Митты была отснята постельная сцена между героями, которых сыграли Александра Яковлева и Леонид Филатов. Однако дирекция «Мосфильма», узнав об этом, пришла в ужас. Как только об этой сцене стало известно, «сверху» поступила команда от эпизода избавиться. В результате весь эпизод нещадно покоцали, оставив лишь несколько скромных планов обнажённой Александры Яковлевой, которую видно через аквариум. И даже из-за этих кадров фильму поставили рейтинг 16+.

Самое интересное, что на съёмках этой сцены раздевалась только актриса, Леонид Филатов, который был на тот момент уже женат, ни за что не хотел сниматься без одежды. Поэтому в кадре ночь, а Филатов лежит, мало того, что под одеялом, ещё и в джинсах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, после выхода фильма на экраны, Александра Яковлева получила массу критики за съёмки в обнажённом виде. Актриса оправдывалась: «Но как я могла отказаться? Впервые снимаюсь в кино и сразу в главной роли. Это же невероятная удача, где уж тут капризничать!»

Как вырезали эротику из зарубежных фильмов

Было в нашей истории и такое. Так, советские цензоры на 45 минут урезали фильм Линдсея Андерсона «О, счастливчик!». В числе эпизодов, пошедших под нож, оказалась сцена посещения героем Малкольма МакДауэлла борделя.

А из картины японского режиссёра Канэто Синдо «Сегодня жить, умереть завтра» («Обнаженные девятнадцатилетние») наша цензура вырезала 25 минут кадров, где присутствуют обнажённые люди. Также эротику и секс убрали из двух фильмов итальянского режиссера Лукино Висконти «Рокко и его братья» и «Семейный портрет в интерьере».