«Это просто непристойно!»: как советская цензура вырезала из фильмов эротику
«Андрей Рублёв»
В фильме Андрея Тарковского, снятом 1966 году, впервые в СССР появляется эротическая сцена, где одна из героинь, Марфа, пытается соблазнить монаха Андрея, связанного во время языческого праздника. Она освобождает мужчину от пут и предлагает ему себя: «Андрей: Грех это так вот нагим-то бегать и творить там всякое... Грех. Марфа: Какой же грех? Сегодня такая ночь. Все любить должны. Разве любовь — грех? Андрей: Какая же это любовь, когда вот так хватают да вяжут? Марфа: А то как же? Вдруг дружину наведешь, монахов, насильно к своей вере приводить будете. Думаешь, легко вот так в страхе жить? Андрей: А вот и страх кругом потому, что либо совсем без любви, либо срамная она да скотская. Одна плоть без души, а любовь братской должна быть. Марфа: А не все едино? Любовь же».
Эта сцена, которую, кстати, снимали не один день, была для Советского союза слишком откровенной. Поэтому цензура её вырезала. Полностью без купюр фильм «Андрей Рублёв» был показан лишь в 1987 году.
«Место встречи изменить нельзя»
А здесь режиссёр Станислав Говорухин был вынужден полностью пожертвовать постельной сценой, после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Постельная сцена осталась в режиссёрской версии, но из телевизионной исчезла.
А вот как выглядела эта сцена в романе братьев Вайнеров: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у неё нежная, прохладная кожа. Гладя её вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от неё солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь её, маленькая, с нежными лунами, светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки».
Как и у романе, в фильме тоже всё было романтично и невинно. Один поцелуй в обнажённое плечо и женщина с мужчиной под одеялом. Однако по мнению руководства Гостелерадио — это была «порнография».
«Москва слезам не верит»
А здесь была сильно урезана не только эротическая сцена между Гошей и Катериной. Особенное негодование вызвала у руководства сцена между героями Веры Алентовой и Олегом Табаковым, директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда написал в докладе: «Некоторые моменты в картине меня просто поразили. Например любовная сцена с Табаковым. Если бы вам показать её в первоначальном виде, вы бы ужаснулись! Это просто непристойно! Из Меньшова должен вырасти хороший мастер. Но с точки зрения художественного вкуса ему надо помочь отрешиться от некоторых мыслей, которые уводят картину в сторону».
Так что же там такого происходило? В это сцене? Как вспоминал Владимир Меньшов, он снял сцену свидания главной героини с любовником более эротической: герои раздевались, бросались друг на друга, затем Табаков оставался в трусах, а Вера — в комбинации. В результате в фильм попала очень усечённая версия. Посмотрите этот отрывок из фильма на канале Игоря Быстрова.
Также была значительно сокращена ещё одна сцена, где остался только намёк на секс. Это был эпизод соблазнения Катерины Рудиком. В результате сурового вмешательства цензуры от неё остались лишь слова героини: «не надо».
«Экипаж»
В этом фильме режиссёра Александра Митты была отснята постельная сцена между героями, которых сыграли Александра Яковлева и Леонид Филатов. Однако дирекция «Мосфильма», узнав об этом, пришла в ужас. Как только об этой сцене стало известно, «сверху» поступила команда от эпизода избавиться. В результате весь эпизод нещадно покоцали, оставив лишь несколько скромных планов обнажённой Александры Яковлевой, которую видно через аквариум. И даже из-за этих кадров фильму поставили рейтинг 16+.
Самое интересное, что на съёмках этой сцены раздевалась только актриса, Леонид Филатов, который был на тот момент уже женат, ни за что не хотел сниматься без одежды. Поэтому в кадре ночь, а Филатов лежит, мало того, что под одеялом, ещё и в джинсах.
Тем не менее, после выхода фильма на экраны, Александра Яковлева получила массу критики за съёмки в обнажённом виде. Актриса оправдывалась: «Но как я могла отказаться? Впервые снимаюсь в кино и сразу в главной роли. Это же невероятная удача, где уж тут капризничать!»
Как вырезали эротику из зарубежных фильмов
Было в нашей истории и такое. Так, советские цензоры на 45 минут урезали фильм Линдсея Андерсона «О, счастливчик!». В числе эпизодов, пошедших под нож, оказалась сцена посещения героем Малкольма МакДауэлла борделя.
А из картины японского режиссёра Канэто Синдо «Сегодня жить, умереть завтра» («Обнаженные девятнадцатилетние») наша цензура вырезала 25 минут кадров, где присутствуют обнажённые люди. Также эротику и секс убрали из двух фильмов итальянского режиссера Лукино Висконти «Рокко и его братья» и «Семейный портрет в интерьере».