Женщины каменного века: мифы, в которые пора перестать верить
Почему мы верим в эпоху, где еду добывал мужчина, пока женщина ждала его с детьми?
Представления о каменном и бронзовом веке – о том, как жили народы до изобретения письменности и вертикали власти – широко укрепились в обществе благодаря бесконечным повторам в статьях, посвящённых отношениям полов «по природе», и кинематографу. А эти представления возникли в головах учёных джентльменов девятнадцатого века.
На чём они были основаны? Преимущественно на личных соображениях о том, как должен выглядеть мир без христианства, и совсем немного на том, какой видел джентльмен жизнь малых колонизированных народов, когда приезжал в места их обитания. Без сомнения, учёным джентльменам нельзя было отказать в наблюдательности... По крайней мере, в тех случаях, когда они имели желание что-то замечать.
А ведь наскальные рисунки в пещерах со следами культуры каменного века очень долго ими не воспринимались как рисунки. Их не пробовали анализировать, их древностью не восторгались – потому что по представлениям учёных джентльменов никакого искусства в дикой древности быть не могло, а значит, упорядоченные пятна на сводах пещер были... В лучшем случае, шуткой местных детей. Что касается уверенности джентльменов, что вне единобожия не может быть законности, чистоплотности, милосердия и много чего другого, то оно со временем разбилось о множество письменных источников, расшифрованных уже в двадцатом веке.
В Империи инков была рабочая система государственной поддержки для ветеранов, инвалидов по рождению, молодых семей и пенсионеров. В Древнем Египте знали не только похоть, но и романтическую любовь. Поднимался вопрос милосердия практически везде, где общество становилось стабильным и сложным. И жестокость была в этих обществах – но жестокостью могут похвастаться истории и христианской, иудейской, мусульманской культуры.
В наше время ставят под сомнения многие представления о каменном и бронзовом веке, и особенно – о том, как были устроены семья, её быт, любовь, женская жизнь. Учёные выдвигают альтернативные привычным теории – и подкрепляют их аргументами, от экспериментов до исследований останков из древнейших захоронений.
Кто кормил семью в пещере
Образ мужчины-добытчика мамонтов крепок в нашем сознании. Многие женщины даже тоскуют по нему: вот бы все проблемы обеспечения решал мужчина, да в мамонтовских объёмах, тогда можно спокойно на себе быт тащить и детей поднимать... Но держалась ли на самом деле семья на добыче условного мамонта и насколько жизнь и рацион семьи зависели от крупной добычи, принесённой мужчинами племени?
Кости мамонтов – один из любимых материалов людей каменного века, если судить по множеству предметов, которые находят археологи. Во многом именно на обилии вещей, выточенных из мамонтовых бивней, базируется представление, что охота на мамонтов составляла важную часть жизни семей неолита или палеолита.
Однако чем дальше, тем меньше отводят места в быте древних людей загонной охоте учёные. Так, например, как минимум в одном случае можно говорить, что люди предпочитали брать бивни мамонтов из их могил, подобных слоновьим. Слоны склонны устраивать своим сородичам примитивные похороны, закрывая их тела листьями и засыпая землёй. Если мамонты, как и слоны, паслись примерно в одном ареале и имели обычай хоронить тела, людям не составляло проблем разграблять могилы гигантов.
В другом случае изучение останков мамонта заставило учёных предположить, что люди на стоянке предпочитали следовать за охотящимися львами и отбивать убитых мамонтов у них. По видимости, убить несколько львов было проще, чем устраивать загонную охоту на огромное, мощное и непредсказуемое в ярости животное. Тем более, что мясо мамонта вряд ли было так уж необходимо древним людям, чтобы из-за него рисковать постоянно.
Мамонты и другие крупные животные, по всем признакам, не составляли основного рациона людей – во всяком случае, в тех местах, где климат был достаточно мягок, чтобы в кустах и реках хватало другой добычи, помельче. Мелкой же охотой, равно как и собирательством, успешно занимались женщины, старики и дети. В одном из женских захоронений (как минимум) даже найдены наконечники дротиков. До нашего времени во многих племенах такая мелкая охота или рыбалка – один из основных источников питания.
Кроме того, в пору урожая того или иного съедобного дикого растения женщина за день могла с самыми примитивными инструментами собрать еды куда больше, чем надо её семье на сутки. Именно это было доказано экспериментально. В приморских же селениях и стоянках в пищу активно шли моллюски и птичьи яйца, собираемые в прибрежной зоне – и снова, скорее всего, руками женщин и детей. Ведь мужские руки могли быть заняты более тяжёлым физически трудом... Либо тем, чтобы держать наготове оружие, как во многих современных племенах.
Тем не менее, добыча крупной дичи была важна. Во-первых, крупная дичь была источником прочных толстых шкур и таких же прочных костей, рогов, зубов и копыт – всё это шло в дело, когда люди ещё не знали пластмассы, резины, текстиля и даже обработки металлов.
А во-вторых, если судить по некоторым современным племенам Африки и Австралии, мужчины использовали совместную охоту для создания прочных социальных связей между собой. Даже мясо от крупной добычи, скорее всего, шло на ритуальные пиршества, закрепляющие дружбу – так и в наши дни мясом крупной добычи мужчины угощают друг друга.
Мама, папа, я – не древняя семья
Объясняя, как были устроены семьи в исконные, каменно-пещерные времена, всевозможные коучи семейных отношений обычно описывают современный тип семьи: мужчина и женщина, их дети. У каждого из них – твёрдые и понятные и близкие современному человеку (особенно мужчине) роли. Женщина ждёт мужа с охоты, поддерживая огонь в очаге и воспитывая детей. Муж кидает вечером к её ногам добычу и садится ждать ужина.
На деле, семья, в основе которой – союз мужчины и женщины – довольно позднее цивилизационное изобретение. Такую семью, если верить Новому Завету, пытался провозгласить Христос. Тем не менее, и у христиан она очень долго так не выглядела. Люди жили по много поколений в одном жилье. Что уж говорить об обществах, которые называют «примитивными». Там можно увидеть множество вариантов семейных отношений, но почти нигде семья – это не об автономном союзе мужчины и женщины.
Одной из самых популярных моделей семьи в каменном веке считают «женские семьи» – такие, где дочери всю жизнь остаются при матерях, и о детях семьи заботятся дядья и братья. Отцы и любовники (или постоянные мужья) навещают своих женщин и детей, но живут с матерями, поскольку должны заботиться о кровных родственниках. В условиях же отсутствия ДНК-анализа и некоторых общественных институций мужчина уверен в родстве только с теми детьми, которых родила сестра по матери. Даже в письменные времена у многих народов дядя по матери считался более надёжной опорой, чем отец и вся родня отца.
Кроме того, до самых недавних пор очень важной место в жизни семьи занимала бабушка. Именно в связи с особой ролью бабушек в выживании потомства связывают сейчас появление у людей климакса – поворотной точки, после которой женщина сама уже потомства не производит. Особая роль бабушек в культуре видна в сказках и песнях многих народов мира.
Бабушки следили за детьми и защищали их от ярости родителей, обучали молодых женщин лекарскому делу и бытовым хитростям, сохраняли память о сложных родственных отношениях между кланами и о случаях врождённых заболеваний в том или ином роду. В общем, следили за всем тем, из чего позже выросла цивилизация. Более того, эти функции они ещё не полностью растеряли.
Женщины разных возрастов, скорее всего, создавали, сохраняли, передавали дальше большую часть устного фольклора – обрядовые или выражающие эмоции песни, сказки, словесные формулы, касающиеся быта (которые теперь зовутся пословицами, поговорками и приметами). Дело не только в том, что на бегу за мамонтом песни придумывать тяжелее, чем пока собираешь коренья, качаешь ребёнка или плетёшь циновку. Именно на женщин традиционно ложится большая часть обрядов: принятия нового члена семьи или прощание с умершим и подготовка его к будущей жизни, призыва плодородной силы божеств или защиты семьи от дурных сил.
Что касается вопросов любви, то понятно, что в случае, когда семьи жили, сплачиваясь вокруг женской линии, метод ухаживания «дать по голове и украсть в жёны» вряд ли был распространён. Он был попросту бессмысленным. Тем не менее, похищения женщин, их выкуп одним родом у другого вполне существовали в древности. Ведь не все общины были «женскими семьями».
К тому же и женские кланы могли испытывать нехватку рабочих рук и фертильных женщин после моров и бедствий. Хотя чаще было наоборот: неолит считают временем женщин из-за того, насколько часто мужчины умирали молодыми и как мало их поэтому было в общинах.
Женщины не похожи были на кинодив
Молодые женщины каменного века вряд ли были похожи на актрис, которые играли их в «исторических» кинолентах. Конечно, при хорошем питании у них были и пышные волосы, и крепкие зубы, и длинные ноги... Но, во-первых, не везде питание было таким насыщенным. Так, анализ останков жителей японских островов времён неолита показали, что у них были проблемы с зубами – из-за преимущественно растительной пищи.
Во-вторых, на качество кожи и овал лица серьёзно влияла необходимость проводить много времени у очагов. От постоянного вдыхания дыма у древних женщин не только откладывалась сажа в лёгких, как показывают раскопки, но и неминуемо должны были быть отёки. Поры кожи от пребывания у очага темнели, глаза – воспалялись. Кстати, необходимость то хлопотать у очага, то пробираться по мелким зарослям означает, что женщины вряд ли распускали волосы, как показывают обычно на картинках о каменном веке или в кино.
Скорее всего, они находили способы их так или иначе убрать от лица: пучки, косы, короткие стрижки... Благо острота каменных ножей бывала поистине потрясающей. Да и вообще люди в каменном веке не стремились вести свой быт нарочито грубо. Напротив, на многих стоянках и в захоронениях видно, что люди совершенствовали орудия труда, посуду, одежду, украшения. Можно встретить костяные иглы с тонкими – только волосок пройдёт – ушками.
Ещё одно важное отличие женщин каменного века от актрис кино – мускулы. По костям можно вычислить, насколько сильно были развиты у человека мускулы при жизни. Так вот, у женщин и каменного, и бронзового века были преимущественно очень сильные плечи и руки (а вот ноги были не обязательно так же мускулисты). Учёные утверждают, что эти женщины были сильнее олимпийских чемпионок по гребле. Кстати, часть из них действительно много времени работали веслом. Но на большинство женщин так действовали бытовые хлопоты.
Чтобы что-то сшить из шкуры, её сначала надо было отскрести. Чтобы сварить зёрна и коренья – сначала их как следует растереть. Чтобы слепить горшок для варки кореньев, надо месить и давить глину. Тереть приходилось порой и камни для добычи сухой краски. Женщинам прошлого хватало работы руками, и нагрузка была постоянной и колоссальной.
Многие представляют взрослых женщин прошлого постоянно беременными. Этим даже обосновывают традиционный страх перед менструациями – мол, в прошлом они случались так редко, что никто не считал их обычным делом. В наше время учёные сомневаются, что женщины древних времён не были знакомы с менструациями и с методами предохранения. Без сомнения, женщины беременели реже, пока кормили грудью, а грудное вскармливание могло продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Как уж сама женщина решит (да, скорее всего, женщины, как кобылы и собаки, сами отлучали детей от груди, а не ждали, когда ребёнок примет решение).
Однако, например, женщинам Нового Света известны были и травы с противозачаточным или абортивным действием. А мужчины кочевых народов Америки умели планировать деторождение с помощью самоконтроля (то есть, скорее всего, ППА и воздержания от проникновения вовсе) – и более того, от мужчин такое поведение ожидалось. Археологи порой также находят палочки и косточки с зарубками. В некоторых из них подозревают... календарь менструаций.
Кстати, и рожали женщины без помощи вряд ли повсеместно. В почти всех человеческих культурах есть такое явление, как повивальные бабки (обязанности которых зачастую исполняли именно бабушки). Нет причин думать, что помощью роженице пренебрегали в древние времена.
Женщины украшали себя наравне с мужчинами
Ещё одно утверждение – что женщины украшались и принаряжались с пещерных времён, в то время, как мужчину украшали мускулы и шрамы – разбивается о то, что находят в захоронениях археологи. В древние времена об украшении своей персоны равно заботились оба пола. Бусы, бисер на одежде, подвески, подобие брошей, причёски из длинных волос на голове можно обнаружить и в женских, и в мужских могилах каменного и бронзового века.
Судя по самой древней естественной мумии, мужчине по имени Эци, люди украшали себя татуировками. Хотя нет настолько же древней женской мумии, татуировки были обнаружены на знаменитой «принцессе Укока» – жительницы Алтая времён железного века. Скорее всего, и в более ранние времена там же, где татуировки были в ходу у мужчин, их наносили себе и женщины.
Также, по видимости, оба пола украшали лица и цветными узорами. Отказ от макияжа лица – довольно поздняя практика в истории человечества, и та не смогла устояться. И мужчины, и женщины порываются нанести цветные пятна куда-нибудь вокруг глаз или на губы, а то и просто узором...
Кроме того, вряд ли женщины красовались одними только обёртками из неопрятных, с лохматыми краями, шкур. Судя по Эци, в каменном веке люди были способны обрезать шкуры ровными кусками и сшивать из них более-менее сложные предметы одежды. Кроме того, они носили и плетёные одежды. У Эци был плащ, сплетённый из соломы.
Из травяных волокон разной степени выделки плели простые куски «ткани» совсем недавно очень многие племена. Скорее всего, первые ткани – сначала очень грубые – появились именно в каменном веке. Есть даже теория, что вязание древнее, чем можно представить, но у плетённых подобно плотной сети вещей было меньше шансов не истлеть со временем, потому их и не находят. Так что древняя женщина могла щеголять вязаным сарафаном.