«Я толстая уродина» и «Я ни на что не гожусь»: почему девочки не верят в себя и как им помочь

«Я толстая уродина» и «я ни на что не гожусь» — в антирейтинге комплексов это, пожалуй, лидеры. Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя и своего тела? И главное, кто может помочь: семья, школа или соцсети? Поговорим о том, как можно объединять усилия ради здоровой самооценки.
Анастасия Бабичева
Анастасия Бабичева
автор программы «Искусство ненасильственных отношений»
«Я толстая уродина» и «Я ни на что не гожусь»: почему девочки не верят в себя и как им помочь
GettyImages
Восприятие своей внешности и тела — пожалуй, самая чувствительная часть самооценки взрослеющей девочки.
Содержание

Как появляются комплексы

На разных этапах взросления самооценку девочек определяют разные факторы. В раннем детстве это, прежде всего, отношения со значимыми взрослыми: что и как говорят в семье, поддерживают или требуют, как оценивают способности и какие комментарии делают по поводу внешности. В подростковом возрасте начинают влиять друзья и массовая культура — блогеры, популярные исполнители и актёры, лидеры мнений.

Восприятие своей внешности и тела — пожалуй, самая чувствительная часть самооценки взрослеющей девочки.

Каждая из нас может вспомнить, как сравнивала себя с другими и переживала по самым разным поводам. Почему грудь не растёт, почему она такая большая или такая маленькая? Почему месячные уже начались или никак не начинаются, хотя у подруг иначе? Прыщи, волосы на теле, слишком пухлые щёки, слишком тонкие щиколотки, слишком крупный нос... Эти и другие особенности меняющегося тела нередко приводят к появлению комплексов, а дальше — к разнообразным и не всегда безопасным экспериментам с внешностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ожидания и стандарты, которым надо соответствовать, транслируют девочкам не только соцсети, но и ближайшее окружение. Свою внешность девочки начинают сравнивать с внешностью одноклассниц, а свои успехи и способности — с ожиданиями и требованиями родных, с «дочкой маминой подруги» (она всегда умнее, не ленится и получает оценки лучше) и с разнообразными «должна». Эти «должна», кстати, частенько противоречат друг другу и, главное, тому, как ощущает себя сама взрослеющая девочка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать: школа и общество

Поддержать собственную самооценку можно, если, например, узнать о проблеме побольше. Именно такую познавательную активность может поощрять прежде всего школа. Исследовать проблему — это узнать о роли разных факторов, которые влияют на самооценку, обнаружить причины комплексов, научиться лучше понимать себя и выработать здоровые стратегии поведения. Именно так поступили московские школьницы Варвара Петрова и Олеся Гурвич, ученицы 8-го класса. Для своего проекта девушки изучили, какие стандарты красоты существовали в разные эпохи и как в современном мире на это влияют медиа. А потом рассказали об этом сверстницам на специальной встрече. К какому выводу пришли?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что сегодня у девочек есть гораздо более разнообразный выбор, какой быть и к чему стремиться. Вот что девушки рекомендуют для здоровой самооценки:

  • книги о том, что происходит с девочкой в подростковом периоде, помогают принимать изменения в теле как естественный процесс;
  • а вот социальные сети и медиа заставляют сомневаться в себе: важно помнить, что рассказы и изображения в них часто отредактированы и не отражают реальность;
  • негативные комментарии в соцсетях или от сверстников могут подорвать самооценку: воздержитесь от них и онлайн, и в жизни;
  • а поддержка со стороны родителей и друзей, наоборот, придаёт уверенности;
  • важен внутренний позитивный диалог с самой собой: чаще думайте о том, что получается у вас лучше всего, за что вы благодарны себе и своему телу;
  • когда что-то получается, это придаёт сил и веры в себя: помогайте девочкам браться за интересные задачи и справляться с ними;
  • а ещё девочки могут поддерживать друг друга, ведь в переживаниях они не одиноки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как поднять девочкам самооценку
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать: родители

При этом самые разные специалисты, которые работают с детьми, сходятся во мнении, что не школа, не соцсети и даже не подруги, а именно семья играет решающую роль. Самое главное, что родители могут сделать для здорового отношения своей дочери к самой себе — это обеспечить принцип «дома должно быть безопасно». Не только фактически — безопасно от наказаний и принуждения, но и психологически — безопасно от категоричных оценок, жёстких требований и обвинений, от взращивания чувства стыда — за ошибки, особенности внешности или не близкие родителям увлечения. Если дома безопасно, то у девочки всегда есть «иммунитет» даже от негативных влияний извне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Педагог-психолог, эксперт по половому воспитанию и автор книги «Всё, что ты хотела узнать о переходном возрасте» Любовь Климова делится с родителями своими рекомендациями о том, что может влиять на самооценку их дочерей.

  • Поддерживайте и хвалите свою дочь: так она вырастет с ощущением, что с ней всё в порядке.
  • Важно, чтобы рядом с девочками были другие девочки, которые любят и считают их классными, не соревнуясь за внимание или статус «самой-самой». Это могут быть мама, сестра, бабушка, тётя, подруга.
  • Любовь и принятие отца не менее важны для дочери, чем любовь и принятие матери. Особенно важен — принципиально важен! — полноценный эмоциональный контакт, а не только физическое присутствие в доме.
  • Физический контакт с родителями питает и наполняет девочку. Когда ваша дочка становится слишком взрослой для объятий с вами? Никогда!
  • Своевременно рассказывайте дочке про половое созревание и взросление: в 8-9 лет девочка уже должна знать о переменах, которые будут с ней происходить.
  • Если ваша дочь хочет что-то узнать или спросить, будьте открыты, спокойны и доброжелательны. Тогда в непонятной ситуации она придёт именно к вам и расскажет о том, что с ней происходит. Не оставляйте дочь один на один с переживаниями, тем самым позволяя возможным опасностям и насилию появиться в её жизни.
  • Не транслируйте дочери отношение к женщине как к заранее предназначенной для чего-либо: воздержитесь от установок «основная роль женщины — быть хорошей женой и матерью», «ты будущая хранительница очага», «женщины — прекрасный и слабый пол» и подобных. Не навязывайте ей стереотипы общества. Пусть перед вашей дочерью будут открыты разные двери в будущее.
  • В присутствии дочери не используйте унизительные шутки о женщинах, например, не высмеивайте «блондинок», женщин за рулём или женщин, которые отстаивают свои права. Вместо этого можно рассказывать о том, что женщины способны на многое и разное: заниматься искусственным интеллектом, строить города, полететь в космос, стать президентом, исследовать мозг или создавать моду.
  • Не поощряйте стремление девочки похудеть или как-то ещё изменить свою внешность, чтобы соответствовать стандартам красоты.
  • Не высмеивайте и не стыдите её за ошибки. Скажите: «Это опыт, а в следующий раз можно сделать по-другому».
  • Никогда не применяйте к дочери физическое принуждение, наказание или насилие! Дома должно быть безопасно.
  • Не поддерживайте нормализацию насилия в отношении женщин! «Сама виновата» разрушают уверенность девочки в себе. Почаще говорите ей, что никто не имеет права нарушать её безопасность, что она может говорить «нет» и отстаивать границы, а вы всегда готовы помочь в этом.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитель «Европейской гимназии» Оксана Лубянская, которая помогала восьмиклассницам Варе и Олесе с их проектами, созвучна в своих пожеланиях родителям:

  • создавайте дома атмосферу поддержки и принятия;
  • будьте внимательными и вовлечёнными;
  • не обесценивайте переживания дочери и проявляйте терпение к её различным эмоциональным состояниям;
  • стремитесь выстраивать дружеские и доверительные отношения, чтобы девочка всегда знала, что она не одна и что её семья — это мощная поддержка и опора;
  • и конечно, хвалите своих дочерей за их достижения, даже если они кажутся небольшими: это поможет девочкам чувствовать свою ценность и убережёт их от комплексов.
✨Ещё больше интересных и полезных статей в нашем Telegram-канале — подписывайтесь!
Вы нуждались в подростковом возрасте в поддержке и одобрении?
Да, конечно, это бы очень поддержало
Нет, я вполне верил/а в свои силы