Хамство

Как отвечать на хамство? Полезные стратегии для самых типичных ситуаций.
Хамство
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Укрыться от хамства сегодня невозможно. Оно повсеместно. Столкновение с ним кажется неизбежным: если не в общественном транспорте, то в офисе. Если не в кабинете чиновника, от которого мы зависим, то в магазине, ожидая своей очереди в кассу, или в лифте собственного дома... Грубое, наглое и громкое вторжение в наше личное пространство больно ранит. Зачастую трудно сдержаться, чтобы не вступить в конфликт. Но как справиться с негативными эмоциями?

Слово «хамство» не смог адекватно перевести с русского на английский писатель Владимир Набоков. Нет такого понятия ни в одном языке мира. Другой писатель, Сергей Довлатов, дал довольно точное его (хамства) определение: «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить». Но не хочется смиряться с этим явлением российской жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дорожные войны

«Несколько дней назад ехала на работу, впереди — перекресток и Lexus, который "плыл" между полос, занимая обе. Бибикнула ему, после этого машина перестроилась. Когда водитель заметил, что сигнал подала я, тут же принялся меня преследовать, прижимая к бордюру. Было очень страшно. Я встала на "аварийку", открыла окно и задала водителю вопрос: "Что происходит?" Он выругался и уехал».
/Татьяна, 34 года/

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • Имейте в виду, хамство не направлено персонально против вас — человек просто демонстрирует вам свой привычный способ реагирования на ситуацию.
  • Тормозить и пытаться поговорить с водителем-хамом опасно, ведь неизвестно, в каком он психологическом состоянии.
  • Есть простое правило: дай дорогу дураку. Принимая сценарий, который вам навязывает грубиян, вы рискуете стать участником ДТП.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бытовое хамство

«В супермаркете выбрала овощи, встала в очередь, чтобы их взвесить. Сзади подошла девушка, которая в тот момент, когда я собралась положить на весы помидоры, встала передо мной и начала взвешивать свои яблоки. Попыталась ей объяснить, что я была первой. Она вдруг выдала: "Зато я вас моложе!" Хотелось ответить вслед: "Если нет мозгов, то и не будет". Но смолчала».
/Елена, 40 лет/

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:




Грубость начальника

«Я бухгалтер, вышла после декрета на старое место работы, а там новый главный бухгалтер. На днях сдала ей квартальный отчет, жду реакции. Она вызвала в свой кабинет и говорит: "Какой безобразный отчет вы сделали!" Я была шокирована этим сообщением. В общем, я была уничтожена такой оценкой своей работы. Как реагировать в подобной ситуации на хамство руководства? Не понимаю».
/Наталья, 35 лет/

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • Не бойтесь сообщить своему руководителю, воспользовавшись техникой «Я — сообщение», о том, что вас не устраивает та форма, в которой он облек неприятную информацию.
  • Стоит подумать о том, насколько вам дорого это место работы. Может, надо заняться поиском нового?
  • Если вы решили остаться, трезво оцените свои силы: сможете ли вы и дальше терпеть унижения от своего шефа? Не переоценивайте собственные силы — изменить руководителя вам не удастся.

На приеме у чиновника

«Мне нужно было пробиться на прием в бухгалтерию ЖЭКа, чтобы получить некую справку. Изучив расписание работы отдела, пришла, заглянула в кабинет и услышала: "Что вам, женщина? Зачем пришли?" — "За справкой". — "Вы не видите, я занята, ждите в коридоре". — "Не могу, работаю". — "Вас много — я одна! Ждите, не видите, я занята". Я вижу, что она не работает, а разговаривает по телефону, обсуждает чью-то личную жизнь. После двух часов ожидания терпение у меня лопнуло, я открыла дверь и начала на нее кричать — мне хотелось ее убить!»
/Ксения, 38 лет/

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советы эксперта

Яков Кочетков, директор центра «Когнитивной терапии»:

  • В общении с бюрократами и чиновниками используйте эффективную технику «заезженной пластинки». Выражая понимание, что другая сторона занята или устала, вы продолжаете корректно, не выходя из себя, настаивать на своем: «Вы устали, у вас много других дел, но мне нужна моя справка». Каждый ваш пассаж нужно завершать словами о том, что именно вам требуется от этого чиновника, в данном случае — справка.
  • Если чиновник продолжает вас отфутболивать, согласитесь с тем, что он вам помочь не может. Но пусть он, в свою очередь, предложит вам пути решения из сложившейся ситуации: «Хорошо, вы не можете мне помочь, а кто из ваших коллег может? Ведь мне нужна моя справка».
  • Если вам удалось убедить его в том, что вы не уйдете без нужного вам документа, и он уже дал свое согласие вам его оформить в определенный день, не стоит настаивать на том, чтобы вашу проблему решили немедленно. Не нужно унижать того, кто пошел вам навстречу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как не заразиться хамством

Владимир Сукиасян, психоаналитический психотерапевт:

В психологии есть термин «проективная идентификация». И те, кого называют «трамвайными хамами», бессознательно используют этот прием.

Механизм его действия прост. У такого человека есть внутреннее представление о том, каков мир и люди, его населяющие. Скажем, он считает, что мир груб и несправедлив, люди агрессивные, добра от них не жди и так далее. В качестве доказательства, что его картина мира единственно верная, он создаст ситуацию, попытается спровоцировать, например, пассажиров в вагоне метро или прохожих на улице вести себя по отношению к нему агрессивно, заявляя, например: «Все вы тут хамы, ведете себя как уроды, нарушаете порядок».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своим выступлением он как бы «заражает» окружающих своим поведением, навязывая людям свой сценарий. Хулиган ждет, что найдется тот, кто ответит ему грубостью или ударит в ответ на хамство, пытаясь его приструнить. Если замысел удастся, такой человек лишний раз убедит себя в том, что его картина мира верна, и в оценке людей он не ошибался.

Есть стратегия взаимодействия с такими людьми. Хаму можно показать, как он себя ведет, «отзеркалить его», при этом не переходя на личности, не навешивая на него ярлыки. Нужно четко проговорить свою позицию, например: «Вы грубите, вы мешаете людям отдыхать». Нейтрально, не пытаясь перевоспитать хулигана, не оценивая, но называя его действия. Это мало что изменит в человеке, но в сцене меняется все. Уже нет молчаливых свидетелей, хам остался один.