Телефонные мошенники: почему мы отдаем огромные деньги незнакомым людям?
Злоумышленники постоянно придумывают новые и новые схемы мошенничества. В праздничные дни они особенно активны, так как пользуются беспечным праздничным настроением и актуальными темами: подарки, розыгрыши, онлайн-покупки, «горящие» предложения конца года, бонусы и возможность закрыть долги. Создаются мошеннические сайты, на которых предлагаются купить елки, украшения для дома. Обманщики предлагают участвовать в фейковых розыгрышах крупных призов, присылают ссылки для ввода данных карты, заманивают скидками и акциями. Фантазии нет ограничений!
Почему мы попадаемся на удочку?
Почему при такой высокой информированности и предупреждениях органов безопасности люди продолжают переводить свои кровные на чужие счета? Здесь работает эффект «замыленного глаза» – вокруг так много об этом говорят, что, к сожалению, мы перестаем замечать эти предостережения. И это на руку мошенникам: они пользуются доверчивостью, потерей бдительности – и пополняют свои кошельки.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников? Свою жертву они чувствуют, как акулы запах крови в море. Мы знаем, что самая распространенная модель отношений – треугольник Карпмана, где есть три участника: жертва, агрессор и спасатель. Аферисты примеряют на себя роль спасателя, когда звонят и предлагают заработать деньги или сохранить их. Жертвами же, в большинстве случаев, становятся те люди, кто не может взять на себя ответственность за свою жизнь, не умеет распознавать свои чувства и не доверяет себе. У таких людей часто в поведении проявляются черты ребенка, которому не удалось повзрослеть. Поэтому решения, которые предлагает звонящий «спасатель», вызывают доверие. А вслед за этим мошенник принимает роль «агрессора», командуя жертвой: просит сообщить пин-код, пройти по ссылке и так далее. И пазл складывается.
Кто становится жертвой?
Как правило, жертвами мошенников в меньшей степени становятся люди, которые не находятся в позиции жертвы: они умеют брать на себя ответственность за собственную жизнь, имеют высокий уровень психологической зрелости, могут обозначать и беречь границы. Поэтому не важен возраст, социальный статус или положение – подвергнуться обману и манипуляциям может любой. Кстати, обязательно нужно разговаривать о таких ситуациях с близкими пожилого возраста, так как доверчивость и наивность свойственна им больше, чем остальным. Убеждайте их, что самый верный способ уберечь свои накопления – не брать трубку на номера, которые не записаны в телефонную книгу, и не разговаривать с незнакомыми людьми. А что, если это рабочая необходимость или элементарная забывчивость?
Вот три главных признака, по которым можно понять, что звонит мошенник:
- Суть разговора – деньги. Вам сразу начинают о них говорить либо беседа постепенно выходит на эту тему.
- Вас торопят. Делают упор на короткие сроки: «только сегодня», «заканчивается акция», «горящее предложение». Предлагают прямо сейчас все оформить, перейти по ссылке, продиктовать данные.
- Предлагают сообщить те персональные данные, о которых никогда не спрашивают сотрудники правоохранительных органов или банков.
Вы все же взяли трубку и начали разговор. Как вести себя правильно?
- Повесьте трубку при появлении первых сомнениях. Нужный абонент вам перезвонит. Если человек на другом конце провода не представился, попросите это сделать. Сотруднику банка или МВД можно ответить, что сейчас вы перезвоните ему по горячей линии или пообщаетесь напрямую с начальством
- «Зеркалить» его фразы: «Я сотрудник Сбербанка» – «Я тоже сотрудник Сбербанка, чем могу вам помочь?» Расчет на то, что человек растеряется – ведь едва ли он ожидает подобный ответ.
- Ни при каких обстоятельствах не делитесь данными карты: ее номером, CVV, кодом, пришедшим по СМС, паролем от личного кабинета. Также не переходите по ссылкам, которые вам присылают во время звонка. Зафиксируйте для себя эти стоп-слова: код, номер карты, смс, пароль. Если они упоминаются в разговоре, вешайте трубку незамедлительно.
- Истории про кредит, микрозайм, блокировку счета, о которых вы не имеете понятия, тоже должны насторожить. Чтобы проверить достоверность, позвоните в ваш банк на горячую линию или в службу безопасности. Кстати, в новогодние каникулы многие банки закрываются на выходные и быстро перезвонить на горячую линию или в службу безопасности нет возможности – и это тоже на руку мошенникам!
- Если рассказывают, что с вашим родственником что-то случилось и срочно нужны деньги, обязательно перезвоните этому человеку или тому, кто находится рядом с ним. 99%, что незнакомые люди никогда не будут сообщать вам такие новости и, тем более, просить деньги.
- Если вас обвиняют в нарушении закона, перезвоните в ваше отделении полиции, службу ФСБ или прокуратуру. Это поможет разобраться в ситуации официальным путем и зафиксировать случай мошенничества.
- Если вам радостным голосом рассказывают, что вы выиграли в лотерею, или компьютер случайным образом назвал вас победителем, проверьте эту информацию. Обычно так вас склоняют к взносу, который нужно заплатить чтобы забрать свой значительный выигрыш. Если вы действительно участвовали в конкурсах и розыгрышах, свяжитесь с организаторами напрямую. Обычно сообщение о победе приходит официальным способом, а не звонком с незнакомого номера.
- Доверяйте интуиции. Не стоит скидывать со счетов эту опцию – многие люди чувствуют необъяснимую тревогу и волнение в случаях опасности. Прислушайтесь к себе – в любом случае, вы точно ничего не потеряете, если просто повесите трубку.
Итак, чтобы не пострадать от телефонных аферистов, по возможности не отвечайте на незнакомые номера, а при малейших догадках, что вас пытаются обмануть, отменяйте вызов, блокируйте номер и не тратьте свое время. Обязательно расскажите о своем опыте близким, особенно пожилым родственникам, и не позволяйте никому собой манипулировать.