Как на протяжении истории женщин ограничивали в еде и что это значит
Как женщин приучали есть как можно меньше
«Девушка вне дома, хотя бы дома знакомых, не ест», — учили гувернантки и специальные книжки для девиц всего полтора века назад. В ресторан женщины не ходят — разве что кокотки в поисках мужчин или с клиентами (в России даже был соответствующий закон, запрещающий дамам такое неприличие). Прилюдно есть нельзя ничего, если для этого требуется открыть рот как следует — так что, выходя в театр, девица может подкрепиться только конфетками, а в гостях — мороженым или сладким кремом, снимая его потихоньку губами с крохотной ложечки. В идеале женщина должна вести себя так, словно не нуждается в еде вообще — она должна быть выше этого.
Нельзя, чтобы тебя увидели жующей, объясняют мамы и бабушки девочкам в Японии. Это ужасный стыд — когда кто-то видит не дома, как ты жуёшь. И девочки сидят на свиданиях в кафе, наблюдая, как их спутник ест что-то вкусное, пока она потягивает через соломинку коктейль — спасибо, милкшейк, что ты такой сытный!
Миллионы женщин Индии практикуют вегетарианство в то время, как их мужья свободно едят мясо. В разных странах Европы в девятнадцатом веке этнографы записывали наблюдения: женщина ест после всех, отдельно ото всех стоя, или вынимая мясо из супа для свёкра, мужа и старшего сына, а сама довольствуясь мясным вкусом бульона. Даже когда во время экономического кризиса тридцатых в Германии мужчины не работали, женщины продолжали кормить их полными обедами, а сами ели куски хлеба, и детям давали его же.
Эти и многие другие примеры отличает одна общая вещь: женщину ограничивают в еде, реально или символически. Что можно есть. сколько можно есть, можно ли вообще признаваться и показывать, что ты ешь. Притом официально законов, запрещающих ей есть, никто не принимает — но установки внушаются с детства, а в случае их нарушения женщина может столкнуться как с негромким осуждением, так и с настоящей агрессией (да, и в двадцать первом веке тоже — иной раз невозможно читать комментарии под фотографией обильного ужина, который устроила себе какая-то более-менее известная женщина, столько в них злобы и нападок).
Еда равно иерархия
Еду чуть ли не всю человеческую историю использовали для того, чтобы обозначить иерархию в обществе. То один, то другой тип еды назначался «элитным», дозволенным одним или недозволенным другим — или, в более мягкой форме, пригодным для одних и вредным для других. Чаще всего в качестве «элитной» еды выступало мясо.
Так, например, в Европе долгое время считалось, что представитель знати нуждается в том, чтобы есть много мяса, а вот крестьянину оно будет очень вредно, и именно ПОЭТОМУ крестьяне едят в основном грубую растительную пищу. Если же мясо было доступно всем слоям общества в более-менее хорошем количестве, оно всё равно разделялось на «элитное» или «только для низших». Чем традиционнее общество, тем больше «не для всех» в нём мясо — то есть, кому-то обязательно должно достаться больше, даже если он вовсе не таскает латы или мешки с углем.
Может быть назначена элитной определённая часть животной туши, может — вид мяса. Может быть, наоборот, что-то из мяса отвергаться с негодованием как «неэлитное» — например, человек, чувствующий себя более привилегированным, будет настаивать на том, что курятина — для другой группы людей, а для таких, как он — свинина и говядина. Но, конечно, когда мясо в целом очень доступно, разделение по еде может проходить в других местах.
Но маркируются более и менее привилегированные группы не только доступом к видам пищи, но и калориями. Менее привилегированные обычно должны ограничивать себя в количестве еды. Так, до недавнего времени считалось, что детям вредно быть сытыми (и особенно — есть мясо!). Они от этого становятся очень подвижными и непослушными, а это очень плохо для ребёнка. Чем больше ребёнок сидит и меньше задаёт вопросов — тем он лучше. Также до недавнего времени ребёнок был членом семьи, у которого меньше всего даже не привилегий, а прав.
Женщина, может быть, от мяса и чувства сытости тоже становится слишком подвижной и непослушной? А может, она больше не тратит силы на борьбу со своим аппетитом и может начать тратить их на карьеру, разрыв токсичных отношений, просто на саму себя?
Да, можно много говорить о «природной» жалостливости женщин Индии, из-за которой они выбирают вегетарианство при муже-мясоеде, или о том, что в конечном итоге речь идёт о выборе в пользу красоту — нежующего лица или тонкой талии. Но так уж вышло, что всю историю человечества рассуждения о высших целях прикрывали вопросы экономической выгоды или поддержки существующей иерархии, а стандарты красоты всегда обслуживали запросы общества — и вовсе не в «картинке» как таковой.
Неужели женщина обязана быть толстой или бросить вегетарианство?
Женщина не обязана ничего сверх того, что обязан всякий приличный человек — например, не убивать окружающих. Выбор вегетарианки в любом случае — её право. Но когда есть сомнения, что за иным выбором не последуют побои (как в бедных, глубоко патриархальных семьях Индии, вздумай женщина претендовать на половину мяса для мужа) — а выборе уже речи не идёт вообще.
Что касается эстетических идеалов, будем честны, они вживаются в нас с детства, и полностью пытаться отойти от них — огромный стресс. Не каждая готова его переживать. Но, отказываясь от кусочка тортика или выслушивая, что салат и курогрудь — «женский корм» и мужику не годятся, вспомните, что еда до сих пор — вопрос иерархии... И оцените, какое место в этой иерархии отводится женщине