Стать приемным родителем — почему вы об этом задумались?
«Приемное родительство становится все более популярным, — рассказывает психолог Диана Зевина, координатор проектов фонда "Дети наши". — За последние 5−6 лет численность детей, которых можно взять под опеку или усыновить, в учреждениях сократилась в 2 раза. Изменился и состав приемных родителей. Сейчас среди них можно встретить и незамужнюю женщину, у которой уже есть свои дети, и полную многодетную семью, и супружескую пару, которая собственных детей благополучно вырастила.
При этом все больше россиян становятся приемными родителями детей разного возраста. Эти дети идут в детские сады и школы, и тайна усыновления, которая все еще существует в российском законодательстве, теряет смысл.
У потенциальных приемных родителей все больше информации об особенностях приемных детей, о том, что переживает семья, принявшая приемного ребенка. Все, кто хочет принять ребенка в семью, проходят обязательную подготовку в специальных школах приемных родителей, работают службы сопровождения приемных семей. Сопровождение доступно не только жителям из крупных городов — например, психологи благотворительного фонда «Дети наши» уже несколько лет проводят клуб принимающих семей в городе Сафоново Смоленской области.
Есть и печальная статистика — растет количество возвратов из приемных семей, так называемые «вторичные отказы». Есть случаи изъятия приемных детей из-за жестокого обращения со стороны родителей. Несостоявшиеся приемные родители жалуются на «невыносимое» поведение детей, «побывавшим в семье» детям тоже обычно есть что рассказать... Путь приемного родителя явно не устлан розами.
На что же надо обратить внимание тому, кто только задумывается о том, чтобы стать приемным родителем? Как понять, по силам ли вам эта задача и что надо сделать, чтобы она были по силам?
Адаптация детей и родителей в приемной семье зависит от факторов, связанных с самими приемными родителями, факторов, связанных с детьми, и факторов, связанных с внешней по отношению к семье средой.
Поэтому потенциальным приемным родителям стоит сначала задуматься не о том, как подобрать себе «хорошего» ребенка, а о том, каковы их мотивы, цели и возможности, что происходит сейчас в их семье.
Родители
Мотивация
Для чего вы хотите принять в семью ребенка? Вы хотите испытать счастье материнства или отцовства? У вас много любви, и вы готовы ею поделиться еще с одним малышом? Вы не хотите больше оставаться в одиночестве? У вас внутри пустота, и вам хочется заполнить ее? Ваши дети выросли и живут самостоятельно, а вы еще полны сил?
У приемных родителей бывают разные мотивы. Не до конца осознавать их — нормально, но лучше разобраться с ними в самом начале пути. Это можно сделать на консультации психолога в государственной службе сопровождения приемных семей или благотворительном фонде, который специализируется на помощи приемным семьям. Такие консультации всегда бесплатны.
Родителям стоит понимать, что появление в их семье ребенка не решит их проблем, если проблемы есть. Ребенок, как и любой другой человек, не может быть средством решения проблем. Он не может сблизить супругов, которые уже давно не ладят. Не может быть источником только позитивных эмоций. С воспитанием детей связаны разные эмоции, и любой родитель это подтвердит. Ребенок не в состоянии придать смысл жизни родителя, и тем более не может заменить ушедших из жизни родных детей. Людям, пережившим смерть своего ребенка, следует особенно осторожно подходить к решению стать приемным родителем и обязательно проконсультироваться с психологом, в идеале — пройти курс психотерапии.
Кроме того, приемный ребенок совершенно необязательно будет благодарен вам за вложенные усилия. Он не выбирал свою судьбу — стать сиротой, а решение стать приемным родителем приняли вы, и ответственность будет лежать только на вас.
Ресурсы
Разобравшись с мотивацией, можно переходить к оценке своих ресурсов. Все ли члены семьи на самом деле поддерживают ваше решение принять ребенка? Если согласие кого-то из домашних только формально, это чревато серьезными конфликтами, от которых никто не выиграет. Какие отношения в вашей семье? Период острого кризиса в отношениях вряд ли подойдет для приема в семью нового члена. Достаточно ли у вас времени и сил на адаптацию ребенка? Независимо от возраста, ему нужно будет уделять много времени и внимания, особенно первые 1−2 года.
Насколько вы готовы получать новый опыт и новые знания? Никто не рождается опытным родителем. Опыт появляется постепенно. Препятствием для приемного родительства является не отсутствие опыта и знаний, а неготовность получать и принимать новые.
Ребенок
Специалисты, работающие с приемными детьми, выделяют три негативных фактора развития ребенка, связанных с жизнью в интернатном учреждении или неблагополучной семье. Это нарушения привязанности, депривация и последствия пережитой психической травмы.
Привязанность
Привязанность — это способность человека устанавливать устойчивые отношения с другими людьми. В основе привязанности лежат отношения ребенка со взрослым, который о нем заботится в первый год жизни. Если этот взрослый был заботливым, понимал потребности ребенка и достаточно быстро их удовлетворял, эмоционально и тепло реагировал на ребенка, малыш будет уметь строить эмоциональные доверительные отношения с близкими людьми. Важно, что в этот период жизни (в первую очередь до 7−8 месяцев) о ребенке преимущественно заботился один и тот же взрослый. В условиях дома ребенка, куда попадают малыши, оставшиеся без родителей, такое индивидуальное внимание невозможно. О ребенке заботится много взрослых, которые постоянно меняются и не дают возможности привыкнуть и привязаться к ним. В таком случае малышу сложно выделить «своих» взрослых среди большого количества чужих.
Если о ребенке заботились плохо, не реагировали вовремя на его нужды и при этом причиняли боль (например, делали какие-то болезненные медицинские манипуляции), во взрослом возрасте ему будет сложно доверять людям и миру в целом.
Депривация
Депривация — это нехватка стимулов, ощущений, впечатлений, необходимых для развития. Выделяют 4 вида депривации — сенсорную (связанную с ощущениями), эмоциональную, когнитивную и социальную. В сиротских учреждениях много детей, у которых диагностирована задержка психического развития, не обусловленная какими-либо органическими причинами. Эта задержка — следствие депривации. Либо из-за отсутствия у ребенка любви и поддержки «своего» взрослого (без такой поддержки мир кажется опасным и непривлекательным), либо из-за отсутствия определенного опыта в жизни ребенка (детям в детских домах недоступны многие занятия, которые есть у семейных детей).
У фонда «Дети наши» есть проект, направленный на смягчения последствий депривации у детей, живущих в доме ребенка. В рамках этого проекта один и тот же волонтер регулярно ходит в дом ребенка к одному и тому же малышу, гуляет с ним, играет. И мы видим, как дети, к которым приходит такой человек, расцветают буквально на глазах. Они быстрее начинают ходить, говорить, делают успехи на занятиях с психологом и логопедом.
Психические травмы
Это могут быть травмы, связанные с насилием, и травмы, связанные с утратой. Пережитые травмы влияют и на поведение ребенка сейчас, и на перспективы его развития. У психологов есть поговорка «аффект тормозит интеллект». Травмированный ребенок, ребенок без поддержки своего взрослого постоянно находится в состоянии стресса. У его психики очень мало ресурсов на что-то еще — например, на познавательную активность.
Развитие ребенка часто выравнивается, когда он оказывается в безопасной поддерживающей среде. Приемным родителям важно понимать, что у ребенка могут быть особенности, связанные с историей его жизни, и это не следствие его «ненормальности». Профессиональное психологическое сопровождение во многих случаях помогает ребенку и родителям преодолеть сложности.
Ещё одна особенность ребёнка — лояльность родной семье
Мы уже несколько лет работаем с родными семьями детей, живущих в учреждениях, помогаем детям восстанавливать контакты с родителями и другими родственниками, собираем информацию о семье ребенка для специального альбома — «Книги жизни». В некоторых случаях родители восстанавливаются в правах и забирают детей домой. Но даже если этого не происходит, результаты все равно видны. У многих детей, с которыми мы работали в этом направлении, стабилизировалось эмоциональное состояние, поведение стало менее проблемным, улучшилась успеваемость. Это происходит потому, что для любого человека важно чувствовать свою принадлежность к семье и через нее — ко всему своему роду. Дети-сироты не являются исключением, и приемному родителю важно это понимать. Ведь даже у ребенка, усыновленного в младенчестве, есть своя история до усыновления.
В литературе для приемных родителей и у специалистов можно узнать, как правильно, в соответствии с возрастом, рассказывать ребенку историю его появления на свет, объяснять сложные факты его биографии, как помочь ребенку узнать что-то о родителях, как организовать контакты с родственниками, если они есть.
Детям в учреждениях, как правило, не объясняют, почему они сюда попали, что будет дальше и смогут ли они вернуться в родную семью. Поэтому ребенок, уже живущий с приемными родителями, может по-прежнему надеяться на возвращение к родным. Объяснять невозможность возвращения должен не приемный родитель. Лучше, если это сделает внешний специалист, иначе агрессия ребенка будет направлена на приемных родителей.
Особо бережными надо быть в этом случае с детьми, которых забрали из семьи относительно недавно, 1−1,5 года назад. Эти дети, скорее всего, еще не до конца пережили утрату семьи. С ними обязательно должен работать психолог.
Приемным родителям важно понимать, что привязанность к родным родителям на самом деле не является помехой для отношений с приемными. Дети, у которых была хорошая эмоциональная связь со своими родителями, смогут создать такую связь и со своими приемными родителями. Для этого нужны время, терпение и любовь со стороны новой семьи.
Внешний мир
Приемные дети отличаются от своих сверстников другим жизненным опытом, особенностями развития и поведения. Наше общество пока что недостаточно толерантно к любым проявлениям инаковости. Кроме этого, специалисты, работающие с обычными детьми и семьями, не всегда знакомы со спецификой приемных детей.
Тем не менее, квалифицированных специалистов именно в области семейного устройства становятся больше. Приемной семье очень важно иметь доступ к помощи таких специалистов. Кроме того, большую поддержку могут оказать сообщества приемных родителей, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Принятие ребенка в семью — это фактически встреча двух семей, двух родов, двух вселенных. Хочется пожелать всем приемным родителям и их детям, чтобы эта встреча состоялась».
Узнать больше о сиротстве и поддержать программы помощи детям фонда «Дети наши» можно по этой ссылке.