«Горевать сейчас нормально»: как помочь детям пережить новости о теракте — психолог
Трагедия, что произошла в Крокус Сити Холле, потрясла всех. Я хочу выразить соболезнования семьям и знакомым погибших и пострадавших в теракте. И напомнить о том, как важно позаботиться о себе в эти дни и поберечь детей. Главная задача – сохранить свою психику и своих детей.
Основные рекомендации для родителей детей:
1. Фокусируемся на безопасности. Ищем максимально физически безопасное место для ребёнка или создаём его самостоятельно. Даже в своем привычном доме, в квартире ребёнок, переживший кризисную ситуацию или насмотревшийся новостей, может чувствовать себя испуганным.
Сделайте домик из одеял для малышей, вспомните про шалаш или домик на дереве, растяните простыни между стульями, принесите с ребёнком туда подушек и игрушек. Дайте возможность ребёнку «забиться в угол», например, спрятаться в шкаф или под кровать. Не вытаскивайте малышей оттуда насильно, дайте время, посидите с ними там или рядом, предложите альтенативу из вышеперечисленного.
2. Помним про тактильность. Осторожно возьмите испуганного ребёнка за руку, ласково погладьте по спине, по голове, обнимите, возьмите на колени или на руки. Будьте эти дни с ними в тактильном контакте. Но если ребёнок сжимается, отстраняется, не готов — не настаивайте. Мягко предлагайте периодически и спрашивайте разрешения — «Можно тебя обнять?» И трогайте ребенка с его/её разрешения.
3. Следим за собой. Горевать сейчас нормально. Если Вы плачете, объясняйте детям, что Вам больно и грустно. Предложите поплакать вместе. Старайтесь не повышать голос, т.к. в момент кризиса это — фрустрирующее обстоятельство. Не призывайте ребенка обязательно разделять ваше горе. Если вы устали от ребенка или не справляетесь со своими эмоциями, сначала помогайте себе – звоните на горячую линию психологической помощи или обращайтесь к своему психологу, если Вы на терапии, разговаривайте с близкими, и только потом идите к ребёнку.
4. Не требуем от ребёнка эмоций. Все переживают страх и горе по-разному, поэтому если ребёнок весел или кажется равнодушным к происходящему, как будто ничего не произошло — это нормально. Это тоже форма горевания, а не жестокосердие. Дайте возможность ребенку быть собой. Что бы ребенок ни выражал сейчас — плачет, злится, обвиняет кого-то, чувствует себя виноватым, боится, радуется или не показывает ничего — это нормально. Просто наблюдайте и дайте возможность ему/ей выражать себя. Не критикуйте, не удивляйтесь, будьте снисходительны.
5. Возвращаемся к рутине. Возобновляем и свой и детский распорядок дня, привычные дела, рутинные обязанности — чистить зубы, складывать одежду, принимать душ и т.п. Важно, чтобы ребёнок питался и ложился спать вовремя. Если аппетита нет у ребёнка, не заставляем, но предлагаем поесть немного чего-то лёгкого или любимые фрукты. Детям важно чувствовать, что они что-то контролируют в жизни, и что всё может вернуться к стабильности, поэтому привычный режим имеет большое значение.
6. Отвлекаемся. Детям важно играть, читать и заниматься чем-то, это позволяет справиться со стрессом и дает ощущение обычной безопасной жизни. Если можете, участвуйте в играх ребенка и поддерживайте его отвлечение. Если нет, инициируйте игры и общение ребёнка с другими детьми.
7. Ограничиваем новости и ТВ. Когда ребёнок смотрит или слушает про инцидент снова и снова, происходит ретравматизация, т.е. повторение травмы. И создается ощущение, что шокирующие события продолжаются и не заканчиваются. Если ребенок не участвовал в событии напрямую, тем не менее он подвергается травме за счет вовлечения в новости. Дети легче смиряются с ситуацией, если она временна и конечна. Постарайтесь минимизировать поток информации и пугающие новости в вашем доме. Не нужно делать вид, что ничего не произошло, но давайте информацию дозированно.
9. Детям нужно время. Разное время для каждого ребёнка. Кто-то приходит в себя быстрее, кто-то дольше, кто-то сначала выглядит, как будто все в порядке, но проживает всё случившиеся спустя время. Не торопите своего ребёнка.
10. Способ проживания тоже у всех разный. Один ребёнок может хотеть быть всё время с мамой и папой, другой играть с детьми, третий в одиночестве. Любые варианты сейчас приемлимы. Главное — помочь ребёнку осознать свои чувства и нетипичные реакции и как-то их прожить. Через физическое тело — спорт, массаж, пинать подушку, танцевать или метать дротики. Через творчество — рисовать, что произошло, или наоборот 'идеальный мир', писать стихи, рассказывать сказки, играть музыку, петь.
11. Дышим. И сами не забываем про дыхание и детям помогаем расслабиться с помощью несложных дыхательных упражнений. Просим ребёнка вдыхать через нос, выдыхать через трубочку или губы сложить трубочкой. Если при тревожном состоянии начинается тахикардия, и дыхание становится затрудненным или поверхностным, просим ребёнка сделать глубокий вдох животом, глубокий выдох, следом короткий вдох и длинный выдох, и повторить несколько раз подряд. Можно задувать свечки или медленно сдувать маленький кусок бумаги, ваты с края стола. Можно дышать на счет — медленный вдох на 3, медленный выдох на 5. И другие варианты.
12. Идем гулять. Конечно, не все готовы сразу к прогулкам на детских площадках, но когда проходит первый кризис, важно выходить на воздух и быть ближе к природе. Идите в парк или лес, пройдитесь с ребёнком недолго вокруг озера, покормите уток, пособирайте красивые листочки, послушайте птиц. Близость к природе расслабляет.
13. Обращаемся за помощью. Какими бы вы ни были заботливыми родителями или вовлеченными учителями, вы можете эмоционально не справляться с ситуацией. Это не значит, что вы слабы или что-то делаете не так. Иногда ситуация просто бывает слишком сложной. Обращаться за помощью нормально. Идите к психологам, к психотерапевтам, друзьям, близким, в специализированные службы. Берегите себя и детей!
Как разговаривать с подростками о произошедшем:
Во-первых, с подростками важно разговаривать. Они уже точно всё узнали из соцсетей, игнорировать тему нельзя. Не скрывайте травмирующие происшествия, если подросток ещё не в курсе, он или она всё равно об этом узнает. Лучше узнать подробности от взрослого, которому ребёнок доверяет, и с которым ребёнок может пережить сложные чувства.
1. Говорите о фактах. Только то, что ваш подросток уже знает, и в чём вы совершенно уверенны. Задавайте проясняющие вопросы, уточнения, избегайте домыслов.
2. Ограничьте поток информации. Поговорите о вреде скроллинга всего подряд, не зависайте сами в гаджетах, минимизируйте новости дома и у близких. Дайте пространство для осознания уже полученной информации, и себе, и подростку. Обсудите, что пересылать другим шокирующие видео и фото — приносить боль и множить страх.
3. Фокус на чувствах. Любые чувства сейчас уместны. Дайте возможность подростку выразить, что у него/неё на душе. Помогите сформулировать через вопросы «как» и «что ты...»? Не осуждайте и не навязывайте свою точку зрения. Поговорите о том, как ценна человеческая жизнь.
4. Говорите просто. В шоковом состоянии сложно осознавать длинные фразы. Дайте подростку задать вопросы, даже самые странные на ваш взгляд. Таким образом он/она принимает для себя новую реальность. Если подросток хочет вернуться к разговору позже – обсуждайте по готовности. Столько раз, сколько ему/ей требуется. Если подросток не готов ни о чем говорить, не настаивайте. Пробуйте поговорить об этом, когда речь зашла естественным образом.
5. Подросток бунтует. Совершенно нормально желание подростка продолжать свою обыденную жизнь – гулять с друзьями, ходить на мероприятия. Сейчас это неуместно и может быть опасно. Не сердитесь на подростков, таким образом они справляются с напряжением и хотят вернуть себе ощущение контроля над своей жизнью. Поэтому объясните, почему планы придется перестроить. Предложите альтернативу – позвать друзей домой, заказать пиццу, устроить просмотр фильмов.
6. Будьте бережны. Не требуйте в такое непростое время многого ни от себя, ни от своих подростков. Старайтесь не усугублять ситуацию дополнительными конфликтами, не повышайте голос, не множьте конфликты. Отпустите, что можно, и позаботьтесь о душевном равновесии. И своем, и окружающих.