Смерть, насилие, катастрофы: как говорить с детьми о тяжёлом
Как разговаривать с детьми на сложные темы
В своих работах Людмила Владимировна Петрановская касается любых тем, от сексуальных девиаций до карательной психиатрии, и считает, что это совершенно нормально. Единственное условие – делать это «экологично». Об «экологичности» разговоров о тяжелом Петрановская размышляет в своей новой книге «Взрослые и дети. #Многобукв». «Экологично» — это так, чтобы знакомство с темной стороной жизни не породило в ребенке слишком тяжелых переживаний, не воспрепятствовало его развитию, не повредило мировоззрению.
Не нужно внушать ребенку, что мир прекрасен и добр. Потому что, во-первых, это совершенно не так, а во-вторых – негативные переживания помогают развивать душу, заставляют задуматься о действительно важном, учат справляться с болью (которой в жизни будет много).
И ничего страшного, если знакомство с тяжелыми темами сделает ребенка на какое-то время подавленным или отразится на его сне. Главное – знать меру и придерживаться нескольких принципов.
Свобода не впускать в себя негатив
Ребенок должен иметь право отстраниться от неприятной темы. Нельзя скармливать ему тяжелые темы насильно – ни к чему хорошему это не приведет. И одно дело книга, которую в любой момент можно просто отложить, или телевизор дома, который можно выключить, а другое – обязательный урок в школе, с которого ребенок не может уйти.
Поддержка в переживании
Чтобы облегчить переживание, нужно его с кем-то разделить. Рядом с ребенком должен быть кто-то, кто поможет ему вынести болезненные эмоции – родитель, учитель, друг, автор фильма или книги. Точно не стоит объяснять ребенку тяжелые темы с позиции: «Почему так реагируешь? Почему ты такой чувствительный?». Разговаривая с ребенком, всячески демонстрируйте ему, что вы страдаете и переживаете вместе с ним.
Право ребёнка не быть средством
Даже хорошие намерения могут привести к печальным последствиям, если мы делаем ребенка всего лишь средством, необходимым для достижения той или иной благородной цели. Например, воспитание патриотизма. Загружая ребенка военными фильмами и книгами, изобилующими смертью и насилием, мы вместо трепетного отношения к родине воспитаем в нем лишь отвращение к этой теме. Не становитесь проводниками в ад, которым доверился юный путник, и не прибегайте к манипуляциям – дети прекрасно их чувствуют и отвечают цинизмом.
Ответственность взрослого
Взрослый не имеет права врать, прикрываться общими фразами, обесценивать чужие страдания – он должен пропустить через себя тему, о которой говорит, прожить ее внутри себя и ответить на непростые вопросы: почему такое возможно в мире? Как жить после такого? Где искать точку опоры? Нужно обладать достаточным экзистенциальным мужеством, чтобы самому встречаться с такими вопросами и сопровождать в этой встрече ребенка. А иначе будет имитация.