Слово на букву «Н»: как научить ребёнка говорить «нет»

Спутанность границ, страх потери отношений, отсутствие контакта со своим телом и эмоциями – что ещё мешает ребенку говорить «нет» и можно ли это исправить?
Слово на букву «Н»: как научить ребёнка говорить «нет»
Getty Images
Способность различать «приятно/неприятно», «надо/не надо», «подходит/не подходит» и сообщать об этом миру есть даже у самых маленьких, еще не говорящих детей. Вспомните, как малыш отворачивает головку от груди, которую настойчиво предлагает мама, или выплевывает пустышку – согласитесь, это понятное «нет».
Содержание статьи

Почему важно научить ребёнка говорить «нет»?

С возрастом происходит развитие способности отказывать по двум направлениям: 1) выработка подходящих форм отказа; 2) умение более точно ориентироваться в своих чувствах, ценностях, желаниях и контексте ситуации, более тонко понимать, что и почему мне не подходит. Задача именно научить ребенка говорить «нет» встает перед родителями, либо когда ребенок находится в ситуации, которая ему не по силам (требования не соответствуют возрасту, ситуация не входит в сферу влияния ребенка), либо происходит что-то, что нарушило его естественную способность к саморегуляции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приведу несколько примеров, чтобы было понятно, о чем речь.

Ребёнку c СДВГ сложно – в силу особенностей функционирования
мозга – не поддаться на зажигательное предложение сверстников. Его легко захватывают стимулы, а затормозить и просчитать последствия поведения, несмотря на нормальный интеллект и регулярные разговоры взрослых, в момент переполненности эмоциями почти невозможно. Способность его к саморегуляции нарушена, и потребуется больше усилий и специальные методы, чтобы ребенок научился сдерживать импульсы, оценивал контекст ситуации, замечал свои чувства и желания и только потом решал, сказать «да» или «нет».

Ситуация травли в классе. В ней сложно сказать: «Нет, так поступать неправильно, я не буду никого травить и вам не позволю». Здесь нужна системная работа взрослых со всем классом. В одиночку ребенок ничего не изменит, максимум перейдет из разряда свидетелей в разряд жертв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дети, которым приходится часто подавлять свои чувства, испытывают сложности с тем, чтобы отказывать другим людям. У них уже есть привычка, что другие сильнее, твое мнение не особенно важно, и тебя дожмут так или иначе. Такому ребенку сложно сказать «нет», даже если он понимает, что то, что ему предлагают, неправильно. Он просто не верит, что его «нет» хоть что-то значит.

То есть необходимость учить ребенка говорить «нет» возникает, когда естественная способность к саморегуляции почему-то затруднена или нарушена, в остальном мы не столько учим ребенка говорить «нет», сколько развиваем и так имеющуюся у него способность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что лежит в основе способности говорить «нет» и как родители
могут ее поддерживать?

Чтобы наше тело могло сохранять чувствительность, надо о нём заботиться

Замечать и утолять жажду и голод, свободно дышать, иметь возможность двигаться, носить удобную одежду и обувь, получать различный сенсорный и двигательный опыт. Важно уметь замечать свои ощущения и разделять по принципу приятные/неприятные, а также иметь право на отказ от того, что не подходит. Свитер колючий – не буду его носить. Я люблю обниматься, но сейчас не хочу, не надо меня трогать.

Особняком в этом ряду стоят медицинские манипуляции. Понятно, что ни один родитель не перестанет лечить ребенка, потому что тот сказал, что уколы ему не нравятся. Для ребенка важно признание, что это, и правда, неприятно и страшно, а также любые способы передачи контроля: «Скажи, когда будешь готов». Потерпеть что-то, когда ты сам решился, проще, чем когда тебя хватают и удерживают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понимать, что нам что-то не подходит, помогают эмоции

Отвращение – сигнал о том, что мне предлагают что-то омерзительное, злость – что-то неподходящее сейчас или вообще. Страх позволяет заметить, что происходит что-то опасное и, может, тогда не стоит этого делать или стоит, но с чьей-то помощью. Наши вопросы про чувства, активное слушание, признание того, что неправильных чувств не бывает, бывают неудачные формы их выражения, – эти практики помогают ребенку пользоваться эмоциями как компасом, показывающим, а что для меня значит вот эта конкретная ситуация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно доверять телесным ощущениям, наблюдениям и эмоциям ребёнка

«Не придумывай, не было такого», «Нечего тут обижаться», «И ничего не жмет», «Это совсем не страшно», «Со мной всё хорошо» (Когда на самом деле родитель с трудом сдерживает слезы, но не хочет расстраивать ребенка.) – эти слова подают сигнал: «Твоё восприятие реальности неверно, ты не можешь доверять себе». Если такая ситуация повторяется регулярно, то итог может быть как в известном анекдоте:
– Изя, немедленно домой!
– Мамочка, я замёрз?
– Нет, ты хочешь кушать.
Ребенка, который не доверяет себе, своему восприятию мира, легко убедить в чем угодно. Кстати, газлайтинг (это когда человека заставляют сомневаться в адекватности его восприятия) определяется как одна из форм психологического насилия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умение понимать свои ценности, интересы и способности

Когда мы говорим «нет» чему-то одному, это одновременно подразумевает «да» чему-то другому. «Нет, я не поеду с ночевкой на озеро, соврав родителям» подразумевает «да» тому, что в семье не обманывают. «Нет» абьюзивным отношениям, значит, «да» своей свободе, взаимоуважению и любви. Семейные ценности ребенок узнает из наших объяснений, из обсуждения книг и фильмов, но больше всего, наблюдая за нашим поведением.

Свои интересы и способности ребенок узнает в разнообразной деятельности. Очень важно, чтобы в детстве была возможность много попробовать и понять, что нравится, а что нет; вот это я уже умею хорошо, а вот сюда лучше не лезть или лезть только тогда, когда меня подстрахуют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Способность говорить «нет» ребёнок в первую очередь будет тренировать на своих близких

Если в нашей голове существует идиллическая картинка, как ребенок говорит «нет» всему, что мы считаем неправильным, а то, что мы считаем правильным, неизменно принимает на ура, боюсь, мы довольно быстро обнаружим, что так не бывает. «Всем занятия в музее нравятся, а тебе нет, не глупи» и «А если завтра все начнут с крыши прыгать, ты тоже?!» плохо монтируются между собой. Если мы хотим, чтобы ребенок умел сказать «нет», нам придется принять то, что периодически его «нет» будет адресовано нам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывает так, что право ребёнка сказать «нет» превращается в то, что это право автоматом отбирается у родителя

Так происходит, когда имеет место спутанность границ. «Мой сын/дочь не разрешает мне встречаться с мужчинами после развода, он/она боится, что ему/ей будет плохо. Я решила, что подожду до совершеннолетия, не хочу наносить ребенку травму, хватит того, что я не смогла сохранить брак», – такие слова я иногда слышу на консультации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, ребенок может тяжело переживать развод родителей (кстати, так бывает далеко не всегда, иногда ребенок испытывает облегчение, что взрослые перестали постоянно ссориться), и ему требуется помощь, но это не значит, что родитель должен отказаться от своей жизни. Одно дело – не привести домой мужчину, который будет плохо обращаться с моим ребенком, другое – отказаться от личной жизни, чтобы ребенку было более комфортно.

Если ребенок регулярно проламывает чужие границы, надеяться на то, что он скажет «нет» чему-то дурному и опасному, не стоит, он, в принципе, изрядно дезориентирован и плохо понимает где чьё, поэтому, в какую сторону его понесет, чьему влиянию он окажется подвержен, вопрос случая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ясные границы родителя и требования к их соблюдению, а также уважение границ ребенка – еще одно из условий того, что у ребенка будет возможность сделать правильный выбор.

В животном мире существуют 3 реакции на стресс: «беги», «бей», «замри»

Если опасность далеко, то активируется реакция бегства; если она рядом и есть шанс отбиться, то животное готовится к бою, и, наконец, если сопротивление бесполезно, то активируется замирание, в этом состоянии даже идет активная выработка гормонов, которые помогают снизить чувствительность к боли – организм всеми силами борется за выживание.

У людей всё то же самое, но есть два нюанса. Первый связан с тем, что для нас реакция замирания может стать привычной, воспоминание о травмирующем опыте в прошлом может «обездвижить» нас в настоящем. Ребенок, растущий рядом с родителем-алкоголиком, постоянно ожидающий неприятностей и привыкший, что сопротивление бесполезно, даже незначительное эмоциональное давление или просто повышение тона говорящего может считывать как угрозу. А реакция на угрозу – замереть, заморозиться, не сопротивляться, не чувствовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй нюанс – у нас есть и четвертая реакция на стресс. Ее примерный перевод с английского звучит как «подчиняйся и угождай», ее еще часто называют стокгольмским синдромом. Как и замирание, она возникает в ситуации, когда сопротивление бесполезно и надо любой ценой выжить.

Реакция замирания и реакция «подчиняйся и угождай» – не обязательно следствие пережитого насилия. Ребенок может так реагировать на депрессию, тяжелую соматическую болезнь взрослого, затянувшееся горевание: «Маму надо беречь», «Что бы я ни сделал, она все равно не заметит». Взрослые, безусловно, заболевают и горюют не для того, чтобы навредить детям, просто необходимо понимать, что в этом случае ребенку важна опора на других близких взрослых или помощь психолога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из распространённых причин, почему дети не говорят «нет», – страх потери отношений

Убеждение «если я не соглашусь, со мной не будут дружить» может расти из семьи. Так бывает, если взрослые прибегают к молчанию или иным способом отвержения, когда поведение или переживания ребенка их не устраивают. Страх потери отношений может стать следствием неуверенности в том, что проблемы в отношениях можно решать, что тот, кто любит, не будет манипулировать, что манипуляции никакого отношения к любви и дружбе не имеют.

ребенок и мать
Unsplash / Bermix Studio
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воспитание без рецептов

В каждый возрастной период родители и ребенок раз за разом решают задачу баланса между автономией и близостью. Если автономии слишком много, ребенку придется слишком рано решать слишком сложные для него задачи. Слишком много близости мешает ребенку ощутить свою отдельность, попробовать свои силы, поверить, что он может справляться с жизнью. Сильное смещение баланса в любую сторону препятствует здоровой саморегуляции, делает ребенка ведомым и внушаемым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребенок, «задыхающийся от любви», может говорить «нет» безопасности, просто чтобы ощутить себя живым, способным что-то менять. Ребенок, на которого сваливаются непосильные задачи, не соответствующие возрасту, может отказываться что-то решать, перекладывая ответственность на того, кто поманит его ощущением безопасности и защиты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом как бы нам ни хотелось верить, что мы можем вооружить своего ребенка на все случаи жизни, увы, это не так. Ни знания о правилах безопасности, ни тотальный контроль, ни даже доверительные отношения не являются 100%-ной гарантией того, что с ребенком не случится ничего плохого. Отвечать за кого-то, кто обладает собственными желаниями и волей и на кого влияют и другие люди, – интересное, но непредсказуемое занятие, в этой задаче много неконтролируемых переменных.

Однако наша взаимная привязанность с ребенком, наш опыт проживания каких-то трудностей, поиска помощи и опоры, наши друзья и близкие, если они готовы поддерживать и удостоверять нашу родительскую компетентность, – неплохой ресурс для того, чтобы быть родителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все дети ошибаются, почти все творят что-то такое, от чего у родителей дергается глаз, и всем им, чтобы не попасть в беду или выбраться из нее, надо знать: «Я – твой родитель. Мне может не понравиться твой поступок, но ты не перестанешь быть моим ребенком. Я не всегда могу сразу справиться с чувствами, я могу ошибаться. Но одно неизменно – мы вместе и я на твоей стороне».

ребенок и отец
Unsplash / Caleb Jones