Съесть слона по кусочкам или как сделать реальностью загаданное в новогоднюю ночь
Как правильно мечтать
· Не ограничивайте себя: мечта может быть сколь угодно глобальной, удивительной или неожиданной — она ведь только ваша.
· Составляйте списки мечт: заносите в них все, что придет вам в голову. Делайте это с удовольствием и постоянно пополняйте список новыми пунктами.
· Сформулируйте цель как можно подробнее. Неправильный вариант: «Хочу играть на пианино». Лучше так: «Сначала я хочу научиться разбирать и играть вальсы Шопена, а затем — джаз».
· Оцените свои ресурсы и спланируйте первый шаг. Что требуется, чтобы приблизиться к мечте? Найдите нужную информацию или советчика, накопите денег.
Мечта или цель?
Для того чтобы размытые мечтания превратились в четкие цели, важно понять разницу между ними. Пока мы не действуем, мечта так и останется фантазией и будет вызывать лишь чувство неудовлетворенной потребности. Психологи называют это состояние фрустрацией и считают его весьма травмирующим и затрудняющим личностное развитие! А если ваши потребности регулярно остаются неудовлетворенными — в итоге возникает тревога, неуверенность в себе.
Но мечта превращается в цель только тогда, когда мы понимаем, что для этого нужно. По мере продвижения вы сами будете замечать свои достижения — и это вселит в вас чувство гордости, повысит уверенность в себе — и поможет достигать все новых целей.
Вы вряд ли бы отправились в путешествие, не зная, где хотите оказаться в итоге. Так же и с целями: в первую очередь придется понять, чего вам на самом деле хочется и как этого добиться. Поняв, чего вы хотите достичь, вы поймете, какие усилия для этого понадобятся. Фактически постановка целей работает как компас, указывающий вам направление: этот процесс помогает вам размышлять о будущем, лучше понять, какой вы хотели бы видеть свою жизнь, разобраться с мотивацией. А начинать придется с самых маленьких шагов.
Лучше всего умеют «есть слона по кусочкам» бизнесмены и спортсмены: ежедневно они делают самые маленькие шаги и получают маленькие результаты, которые в итоге и приводят их к желаемому.
Вот один из профессиональных секретов бизнесменов — метод «Умных целей». Оцените вашу цель по следующим критериям, и это поможет вам правильно поставить задачу.
1. Цель должна быть конкретной, то есть вы должны понимать, чего вы хотите достичь.
2. Цель должна быть измеримой: поймите, сколько страниц в день вы хотите писать, сколько минут или часов в неделю уделять занятиям или упражнениям.
3. Цель должна быть достижимой — вряд ли вы всерьез рассчитываете получить Нобелевскую премию?
4. Цель должна быть актуальной: пусть каждая маленькая задача будет связана с основным замыслом, а не уводит вас в сторону.
5. И, наконец, цель должна иметь временные рамки: вы должны четко понимать, сколько времени вы готовы выделить на ее достижение. На- пример, если это займет более 20 лет, готовы ли вы ждать?
Что такое прокрастинация?
Этим красивым словом психологи называют постоянное, вошедшее в привычку откладывание дел или решений «на потом», тягостный и мучительный процесс, когда вы убеждаете себя, что вот-вот начнете, но это никак не происходит. Многим такое состояние знакомо еще со студенческих времен: мы твердо знали, что читать учебник необходимо не накануне сессии, а в течение семестра, но... В итоге мы приступаем к делу тогда, когда сроки уже вот-вот пройдут, или затягиваем с выбором до тех пор, пока и выбирать-то будет нечего. В результате — стресс, чувство вины и неуверенности в своих силах.
И это никак не связано с ленью: опытный прокрастинатор успевает сделать сотню других дел: разобрать архив фотографией или до блеска убрать квартиру — кроме того самого, главного дела, от которого он отлынивает и которое уже
Вы никак не приступите к делу, потому что...
· Вы не уверены в своих силах, боитесь провала, вам страшно не оправдать ожиданий. Чьих? Скорее всего, своих собственных.
· Ваше задание выглядит слишком глобальным: оценивая его «целиком», вы ощущаете страх и просто не представляете, как к нему подступиться.
· Чувствуете вину и стыд за то, что вы такая неорганизованная и ленивая личность: у других-то всегда все получается вовремя и хорошо, а вы наверняка все сделаете ужасно, всех подведете и вам больше ничего не доверят.
· Вы хотите все сделать идеально — ведь еще в детстве вам говорили что-то вроде: «Если делаешь — делай хорошо». Поэтому вам страшно начинать: вдруг не получится достичь этого (между прочим, мифического) идеала?
· Вас не воодушевляет это занятие, вы не чувствуете интереса, вовлеченности. Ответьте себе на вопрос: зачем вы это делаете? Нужно ли это лично вам? Приближает ли это к мечте?
· Вы сопротивляетесь, выражаете недовольство сложившейся ситуацией и вашим положением. Это похоже на забастовку вашей психики, и это важный сигнал о том, что, возможно, пора что-то менять.
· Ваша тревога не дает вам сосредоточиться на занятии и проявляется на физиологическом уровне: дыхание становится прерывистым, сердцебиение ускоряется, ладони потеют.
· У вас проблемы с мотивацией: возможно, награда или результат расположены слишком далеко от «точки старта».
· Вам легче действовать, когда кто-то вас контролирует или поддерживает, а самостоятельная работа дается вам тяжело.
План действий
Любые насильственные способы борьбы с собой ведут в тупик. Если вы будете заставлять себя или стыдить за лень и бездействие, все останется как есть. Это психологический капкан: чем дольше вы откладываете, тем сильнее чувствуете вину, а вина, в свою очередь, мешает вам действовать. Что же делать?
1. Скажите себе: «Я взрослый человек, я сама несу ответственность за свою жизнь и распоряжаюсь своим временем. Сейчас я не хочу принимать никаких решений, не хочу начинать новых дел. Когда я буду готова — я это сделаю».
2. Расслабьтесь. Идеальных людей, таких, которые всегда выбирают лучший вариант, всегда делают все «на отлично», просто не существует, все имеют право на ошибку
3. Убедитесь, что у вас достаточно времени и пространства для того, чтобы заняться тем, чем хочется, что вас не будут ежеминутно отвлекать и беспокоить. Договоритесь с близкими, что для вас это важно, и попросите помочь вам сосредоточиться.
4. Найдите «доброго критика», который оценит ваши достижения — но исключительно их положительные моменты. Это может быть муж, или подруга, или даже ребенок: сейчас вам нужны похвала и моральная поддержка.
5. Поймите, что, если вы до бесконечности откладываете принятие решения или выбор из нескольких вариантов, вы просто остаетесь ни с чем. Зато, выбирая что-то, вы в любом случае оказываетесь в плюсе — даже если ваш выбор не самый идеальный. И, кстати, почти любое принятое решение можно потом изменить.
6. Уговаривая себя приступить к делу, отвлекитесь от мыслей о его глобальности. Начните с самого малого и самого простого: напишите первую строчку, заточите карандаш, достаньте ножницы, найдите нужную главу в учебнике.
7. Делайте то, что вы делаете, ради удовольствия, а не ради мифических будущих успехов. Например, пятиминутные упражнения на растяжку придадут вашему телу приятный мышечный тонус, а не превратят вас в героиню обложки глянцевого журнала.
8. Позвольте себе с самого начала пользоваться качественными, а не «ученическими» материалами, инструментами, оборудованием. Купите красивую спортивную форму, новые краски, найдите профессиональные курсы. Вы этого заслуживаете!
9. Найдите стимулы, которые станут вашим положительным подкреплением. Обещайте себе награду за каждый пройденный этап — и обязательно выполняйте обещания.
10. Чередуйте работу и расслабление. Это может быть схема «15 минут работы — 15 минут отдыха» или «полезный» час и «бесполезные» полчаса — их-то и проведите в радостном безделье или за чашкой чая.
11. Определите свои приоритеты и поймите, что сейчас для вас по-настоящему важно. Составьте список и ранжируйте пункты по степени важности, а затем действуйте!
12. Каждую большую задачу разбивайте на много маленьких и двигайтесь небольшими шагами.