Пора бить тревогу: нормы развития речи у детей от 0 до 7 лет и виды речевых нарушений
Какие нарушения речи бывают у детей
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, когда уровень речевого развития ребёнка не соответствует возрастной норме, недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на его психическое развитие.
Речевые расстройства можно разделить на три основных группы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Это нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
К речевым нарушениям речи у детей фонетико-фонематического характера относятся:
Дисфония
Это нарушение обусловлено проблемами с речевым аппаратом. Голос может отсутствовать вовсе или иметь серьезные нарушения силы, тембра. Патология может быть обусловлена как функциональными, так и органическими поражениями артикуляционного аппарата.
Дислалия
Ребеёнок имеет серьезные дефекты произношения при сохранном слухе и сохраненной иннервации артикуляционного аппарата. Ребенок искажает отдельные звуки, заменяет их другими. Патология может возникать вследствие дефектов звукоформирующего аппарата врождённого или травматического генеза, нарушения восприятия звуков, несформированности речевых навыков.
Брадилалия
Это выраженное замедление речи, сопровождающееся нечеткостью звуков. Это тяжёлое нарушение речи у детей связано с преобладанием в нервной системе процессов торможения.
Тахилалия
Состояние, обратное предыдущему. Разговор становится быстрым, при этом звукопроизношение сохраняется, ребёнок может делать необоснованные, нелогичные паузы при разговоре.
Ринолалия
Сопровождается появлением гнусавости, дефектами произношения практически всех звуков. Эта патология связана с анатомическими особенностями речевого аппарата, часто встречается при расщелинах нёба.
Дизартрия
Тяжёлое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Патология связана с поражением центральной нервной системы врождённого либо приобретённого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьироваться от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
К ОНР относится алалия и афазия.
Алалия
Грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребёнка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Афазия
Распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).
Возможные причины утраты речи: геморрагические и ишемические инсульты, черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга; опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС, операции на головном мозге.
Нарушение использования средств общения
Рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. К этому нарушению относится — заикание.
Заикание
Нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур возникают чаще в начале речи (реже в середине), в результате пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Причины развития речевых нарушений
- Генетические, хронические заболевания родителей, работа на вредном производстве.
- Ухудшение экологической ситуации.
- Ухудшение качества продуктов.
- Влияние гаджетов.
- Недостаточное общение с близкими людьми.
- Перенесённые заболевания, серьёзные травмы ребёнка в первые годы жизни, недоношенность.
- Неправильное ведение родов, травматизация.
Возрастные нормы речевого развития
- До 6 месяцев – гуление, улыбки, смех, привлечение к себе внимание звуками, реагирование на музыку, просьбы и требования.
- 6-9 месяцев – отдельные слоги: «ма», «ба», «да», понимание простой речи, обращенной к ребёнку, появление указательного жеста.
- 9 месяцев — 1 год — жестикуляции в ответ на приветствия и прощания. Первые слова, состоящие из повторяющихся одинаковых слогов с выраженной артикуляцией: «мама», «папа», «баба».
- 1-1.5 года — расширение активного словарного запаса, первые словосочетания, которые не всегда можно понять.
- 1.5-2 года — простейшие реплики из 2-3 слов: «Мама, дай!» К 2-м годам речь является основным средством общения со взрослыми.
- 2-3 года – появляется контекстная речь, разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи, хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц. Словарный запас достигает 1200-1300 слов. К 3-м годам речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
- 3-5 лет – словотворчество, понимание морфем (приставки, суффиксы), появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. К 5-и годам — чёткое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений.
- 5-7 лет — окончательное формирование речи, произношение всех звуков, включая «Р». Появление в лексиконе сложных слов.
Когда и к кому обращаться
Конечно, всё сугубо индивидуально. Есть дети, которые «долго разгоняются» и начинают говорить только после двух лет. Однако, если регулярная речь не появилась к 3-м годам, нужно обратиться к специалисту. Также показать ребёнка профессионалу следует при различных звукопроизношения после 3-х лет.
Логопедическая помощь детям, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования — специализированных дошкольных учреждениях, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; в системе здравоохранения — логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских центрах, домах ребенка; частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.
На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при тяжёлых нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.