Подарок со звёздочкой. Как родителям справиться со сложными заданиями для Деда Мороза — советует многодетная мама
Сколько и каких подарков дарить?
Главная ошибка — это «передарить» подарки, купить их слишком много. Помните, как у кузена Дадли в «Гарри Поттере»? Когда ребёнок завален подарками, у него нет понимания их ценности. Это грозит и тем, что в следующий раз вам будет очень сложно его порадовать, а в 12 -13 лет ему придётся вертолёт дарить. Он уже не будет знать, чего пожелать. Нужна мера, которая даст вам и размах, и в то же время воздух. Просто представьте, что вот этому же ребёнку вы будете придумывать подарок на следующий год, и через 5 лет, и через 12 лет.
Бывает сложно, потому что иногда это настоящая палочка феи, или настоящий ковёр-самолет (если мы говорим о дошкольниках), или живая лошадка. И это то, что ребёнок реально хочет, и он будет расстроен любой заменой, если это будет что-то «похожее», ненастоящее, игрушечное. Это не прокатит.
Тут придётся работать в совершенно другом жанре. Придумайте другой подарок, может, очень неожиданный, но который ребёнка точно удивит. Можно написать письмо «от феи», что-то в духе «Извини, ты ещё маленький» или «Я не могу на Земле дарить волшебные палочки», но «Вот тебе живая рыбка». Тут нужно почувствовать, что ребёнка порадует, но он сам бы об этом не догадался. Нужно дать себе время и на ребёнка настроиться. Выйти в кафе или пойти прогуляться и послушать, о чём он говорит, «понаводить мосты».
Дарить ли детям деньги?
Зависит от ребёнка. Есть те, кто деньги не оценит даже в 10-12 лет. А есть те, у кого уже в 3-4 года копилочка, и они такие хозяйственники, любят про это говорить, считать, покупать что-то. В среднем, деньги детям интересны с 7−8 лет.
Как оговорить неудобные вопросы с тётями и бабушками?
Что не надо сладких подарков или мягких игрушек. Это острый момент. Я бы рекомендовала заранее сделать чатик для родственников и написать такое письмо с объяснениями и извинениями: я понимаю, как вам хочется подарить то-то и то-то, но вот нас очень просил нутрициолог не давать пока сладостей, а мягких игрушек у нас вот сколько (прикладываем фотографию), и жаль будет, если они лягут в эту же кучу. Если кому-то придётся голосом ещё проговорить — сделайте это.
Это ведь всё родом из детства: и конфеты, и мягкие игрушки были для старшего поколения предметами мечты, они были в страшном дефиците. Важно оценивать гибкость вашего родственника, есть люди вообще не гибкие, ну и не настаивайте — не страшно, пусть подарят, что хотят. Конфеты можно быстро спрятать, с игрушками тоже разобраться несложно. Переучивать придётся мягко, шаг за шагом. А если родственникам просто ничего в голову больше не приходит, предложите альтернативу. Дайте ссылку на полезные сладости или расскажите, что вообще ребёнок мечтает вот об этом или этом.
Надо ли учить ребёнка радостно реагировать на любой подарок?
И как правильно действовать, если он из-за подарка расстроился? Это хороший вопрос. У 40 % детей первая реакция на подарок будет смущённая. Не радостная. Это не значит, что подарок не понравился или что ребёнок не будет в него играть. Подождите, не раньтесь об это. Если ребёнок старше 7-8 лет и развит по возрасту, ему уже можно рассказывать заранее про вежливые ответы на подарок. И всё же реакция на подарок может быть любой, особенно первая, и надо себя от этой реакции защитить.
Разочарован, расстроен или просто не знает, как реагировать. Если ребёнку не понравился подарок, подойдите юмористически: «Что ж, придётся передарить, но ты же знаешь дядю Петю, он всегда такие дарит!» Заранее порепетируйте: «Давай представим, что мы скажем тёте Маше, когда она принесёт очередную вещь, которую потом придётся отдать, к сожалению». Почти всё можно уладить через юмор. Это разовьёт социальный интеллект у ребёнка — и это тоже подарок, попробуйте посмотреть на это через такую оптику.
Узнайте, что подарить ребенку, у которого все есть, прочтите, какие подарки детям могут взбесить их родителей, и посмотрите, какие подарки можно сделать своими руками.